По дороге в Ченду

Валери Таразо
• Коммуникации - основа современного китайского общества. Часто можно видеть неграмотного шофера грузовой машины с пейджером. Этот прибор для него - средство успешно зарабатывать деньги. Он получает на пейджер сообщения о вызове в какое-то место. Конечно, это удобнее, чем по телефонам, которые, хотя здесь также на каждом шагу, но все же пейджер дает возможность получить сообщение в пути и выиграть в конкурентной борьбе. Обслуживают телефоны безработные женщины. Для этого достаточно выставить столик на улицу с 2-3 телефонами и собирать таксу. Бизнес. Заодно с этого столика можно чем-то торговать.
• Пейджер - весьма распространенное средство сообщений. Им пользуется большая часть образованного общества, почти все студенты. Я подумал, что это - весьма удобное средство для подсказки на экзамене. Однако Борис отверг мое предположение. Правила на экзаменах очень строги и такое  “громкое” средство, как пейджер - не проходит. Для этой цели студенты используют японские карманные телефоны с крохотным наушником. Но и это не популярно. Пейджером, однако, широко пользуются “ночные бабочки” :  каждая имеет свой номер и получает на него вызовы. Примечательно, что пейджерная сеть распространяется на весь Китай до самых дальних уголков. По дороге в Ченду Борис несколько раз получал непосредственно в идущем автобусе сообщения из Чунчина. Для смеха я заснял на пленку и телефон внутри автобуса. Случайно он был расположен рядом с туалетом. Я спросил у Бориса: “Это телефон, чтобы позвонить в данный туалет?”. И вновь - серьезный ответ: “ Это телефон для связи с любой точкой Китая, но в туалет можно позвонить то же. Однако, сидящий там должен иметь телефон или пейджер”.
Я спросил : “Большой?”. На что не получил ни ответа, ни улыбки.
• А вот Надя меня понимает лучше Бориса. В горах, нахохотавшись от моих каламбуров, сказала, что ей очень весело со мной и, что видимо моя жена будет долго жить, т.к. я очень веселый человек. О !!! Знала бы она правду моей жизни!  Кстати, в русско - китайском словаре  слово “хохотать” изменено на слово “хехетать”. Так понятнее китайцу. Он действительно хехекает.
• Пока не встречал людей, от которых бы пахло парфюмерией (исключение - мисс Янг). Но не встречал и тех, от которых дурно пахнет, как, порой, у нас от набегавшихся мужиков и баб. Кроме того ни разу не чувствовал запаха спиртного. Да его здесь и не пьют. На встрече в честь моего приезда и приезда американского профессора китайского происхождения была только одна бутылка сухого белого вина на 10 человек.
• Отдельные модницы немного подкрашивают волосы, уходя от традиционного цвета “воронье крыло” к темно-темно каштановому цвету (полностью, но чаще отдельными прядями). Довольно красиво. Надя сказала, что в иных местах окрашивают почти в красный цвет. Очень хорошо выглядит длинное платье ( почти до щиколоток ) на худенькой китаянке. Оно делает ее выше и еще стройней. Такие китаянки напоминает стебли бамбука! Я просто балдею!!!
• О китайской еде написано очень много. Я не решаюсь вдаваться в эту тему, но все же...., только несколько штрихов. Палочками есть очень удобно и гигиенично. В центре круглого стола находится его вращающаяся часть с выставленными блюдами. Их, как правило, очень много. На них лежат палочки общего пользования. А около тебя - твои собственные и маленькие тарелочки двух типов: глубокая и мелкая. Последняя используется для всех видов твердой пищи. Первая - для риса и жидких блюд. Каждый накладывает себе в мелкую тарелочку твердую пищу, которая всегда уже разрезана на кусочки. Три преимущества:
1) палочками,  при  наличие сноровки, которая приходит быстро, легко ухватить понравившийся кусочек, даже, если он где-то в глубине; 2) палочки удлиняют руку; 3) палочки не портят продукта в общих тарелках.
• Палочки развивают мозг. . “Умные пальцы - умная голова” - вот логика китайцев. Я довольно быстро научился ими манипулировать и разные сотрапезники, глядя с улыбкой на мое мастерство, неизменно повторяли эту сентенцию. Наша медицина также считает что работа пальчиками в детстве развивает мозг. Для этого и даются младенцу всякие предметы. Неужели и на меня действует? Впрочем, говорят, что в моем возрасте люди начинают впадать в детство. По некоторым своим поступкам, похоже, я действительно здорово омолодился. Но, чтоб так сильно было действие палочек...!  Хотя есть и другой признак влияния палочек на мозг. Стал замечать, что после интенсивной работы ими меня сильно тянет ко сну.
Обычно это бывало после изнурительной мозговой атаки. Например, как после круглого стола по "устойчивому развитию" в России. Мозговое напряжение здесь было действительно большим, ибо приходилось дискутировать в той области, в которой никто из дискутирующих  ничего не понимал. Помимо прочего приходилось еще все время удерживать умную морду лица. Жутко уставал! Прямо умирал от сонливости!
Однако вернемся к палочкам. Меня все же терзают сомнения не является ли сладкая усталость после интенсивной работы палочками простым следствием обжорства, а не признаком дальнейшего развития моего могучего мозга.