Сны Кербелы, ч. 11. Жажда любви. Рокея Бегум

Шурыгин Олег
Ночью я вышла на веранду своего дома. Небо было усеяно миллионами звезд, и среди них золотым огнем сияла луна. А мои, воспаленные от слез глаза, видели только одно – как звезды складывались в те же слова: «Жажда! Жажда!» Я сама страдаю от жажды, и кажется, что со мною страдает весь мир. Мне кажется, что я всюду слышу только эти слова: «Жажда! Жажда! Мы хотим пить!» Всюду – только отражение моего внутреннего состояния, моей изнуряющей жажды, хотя, я думаю, что кроме меня здесь от жажды не страдает больше никто. Но это не так. На самом деле, от жажды изнывает весь мир!

  Вот я вхожу в огромный цветник, и что же там? Я слышу, как цветы тихо шепчут, изнывая от жажды: «Пить! Мы хотим пить!» На каждом листике, на каждой травинке четко высвечиваются эти слова: «Жажда! Жажда!» Я не ощущаю улыбок этих нежных цветов. Я вижу только, как они изнывают от жажды.

И что мне слышится в сладостном пении птиц? Опять только эти слова: «Какая жажда! Мы хотим пить!» Одни и те же слова звучат в птичьем пении на разные лады. Утром – на мелодию бхайрави, вечером – на мелодию вихаг – мелодии разные, но смысл этих песен один. Птица чатака, изнывая от жажды, постоянно кричит: «Дайте мне чистой дождевой воды!» А в песнях кукушки: «Ку-ку, ку-ку» – мне слышатся жалобы на изнуряющую жажду тысяч живых существ! Но почему? Почему мне слышатся только эти слова? Увы! Куда мне деваться! Куда мне пойти, где бы я уже не слышала этих слов: «Какая жажда! Мы хотим пить!»

Тогда я сказала себе: «Что же, надо пойти к реке! Там уж точно никто не будет произносить такие слова!» Но… что это? Только послушайте: в мерном течении Ганги, в мелодичном звучании ее волн всё равно мне отчетливо слышатся эти слова: «Какая жажда! Пить!» «Но как же, – говорю я реке, – ведь ты вся состоишь из воды, так почему же и ты изнываешь от жажды?» Но в ответ я слышу только эти слова: «Какая жажда! Пить! Пить!» Увы! Так что же? Неужели все в этом мире изнывают от жажды? А может, океан… Ведь, о Ганга, ты течешь к нему, вливая в него свою жизнь, быть может, хоть он не страдает от жажды? Надо пойти посмотреть.

Однажды я сидела на влажном песке берега океана и слушала мерный шум волн. Волны с каким-то беспокойством и – кажется – даже тоскою накатывались на берег и потом вновь и вновь отходили прочь. Что это? Откуда это беспокойство? Откуда эта тоска? Тогда я с удивлением спросила у океана:

В шуме волн я только слышу: «О тоска! Тоска!»
Почему? Ответ: «От жажды, знай наверняка!»
«Но ведь жажду эту можно утолить водой,
Для тебя ведь слово жажда – словно звук пустой!»

Но я снова в гулком рокоте волн услышала только эти слова: «Какая жажда! Мы хотим пить!» Увы! Спасаясь от сжигающей сердце жажды, я прибежала из знойной пустыни сюда, к берегу океана, но здесь – опять всё то же, только жажда! Я закрыла свои глаза – чтобы не видеть страданий набегающих на берег волн, но океан опять начал говорить, и я опять услышала, с какой-то болью и изумлением, те же самые слова: «Какая жажда! Пить! Пить!»

«Жажда! Жажда!» – о глупые люди! Вам неизвестна причина этой жажды! Разве вы не слышали, что страдает от нее даже океан? Как нам постичь всю глубину этой неутолимой жажды наших сердец? Эта жажда столь же сильна, как глубоки наши помыслы и надежды! Да и кто в этом мире не страдает от жажды? От нее страдают здесь все. Бизнесменов жжет жажда наживы, ученых – жажда знаний, а простых людей – жажда мирских удовольствий. Распускающиеся по ночам лотосы томятся жаждой по свету Солнца, а птица чатака – по свету Луны! А от какой жажды должен страдать сам огонь! Увы! Без этого ощущения жажды перестал бы вращаться весь мир! А всё почему? Потому что в наших сердцах изначально заложена безграничная жажда любви, и мы неосознанно страдаем от нее каждый день! Влюбленные изнемогают от жажды любви, а весь мир томится безграничной жаждой по Господу! Как этого можно не понимать?

*******************************************
Поняв эту истину, я стала думать: почему в моем сердце постоянно звучат эти стоны, почему оно постоянно исходит такой сильной болью? Ведь живущая в нем жажда не является жаждой какой-то материальной воды! Совсем нет! Это – безграничная жажда любви. Господь является объектом неосознанного устремления всех живых существ, и все они стремятся лишь к нему одному. Все они изнывают от жажды этой безгранично вожделенной любви!

О, так значит, я не сошла с ума! Все эти страдания от жажды, которые я вижу вокруг, не являются вымышленными. Это – правда. И эти слова: «Жажда! Жажда!» – тоже на самом деле постоянно звучат в окружающем меня мире! Господь является любовью, и вся вселенная изнывает от жажды этой любви.
                ______

перевод с бенгальского

От переводчика: Здесь заканчивается одно из самых ярких и известных произведений мусульманской литературы Бенгалии первой половины двадцатого века.