Ремикшируя Бабочку Мысли

Дмитрий Ковригин
        Ремикшируя «Бабочку Мысли».

  Сначала хочу познакомить Вас с «конечным продуктом», который, надеюсь, является продуктом промежуточным:

   Бабочка Мысли

Принципиальный премикс №1.

 
  Бабочка Мысли в рутине вопросов
Иголка боли под ногтем Души
Если не хочешь попасть под колёса
К движенью примазаться – не спеши!

  Душные ночи в прокуренной клетке
Дымом тягучим струятся «мечты»
Хочу быть директоришкой кафешки
Где официантка, конечно, - ты

  Странные лица из серого теста
Шубы и золото красят кротов
Праздник, а мне не уступят тут места
Ради своей суеты и понтов

  Сверху опять на меня плюнул «кто-то»
Знаю – плевали, и будут плевать!
Вот бы увидеть глаза идиота
Зубы скрипят, только глаз – не поднять…

  Вот – раздраженье не мстящего труса
Стресс растворяется, пачкая кровь
Найду, на кого бы вывалить мусор
И ещё гаже сделаю новь…

  Кто-то – умелый; кто-то – «летальный»…
Кто-то «парит» над накрытым столом
Кто-то всё ищет выход… фатальный
Сняв новой порцией новый облом…

  Эта бумага сгорит; – очень просто…
Буквы – забудут; Не станет меня…
Толще, всё толще на крыльях короста
Липких вопросов мутного дня…

*   *   *

   Бабочка Мысли в паутине вопросов
Ржавеет иголка под ногтем Души
Друг мой, постой, ты совсем не Матросов!
На амбразуру – не шибко спеши…

  22 июня 2009 г.
Ковригин Д.Э.

  В таком виде стих опубликован в Сети, в частности – на «Стихире»:
http://stihi.ru/2009/07/01/538

*

  Чем мне нравится бабочка – она совершает регулярные циклы метаморфоз.
Как и мысль.

  Предыдущий вариант стиха, много раз редактируемый, но принципиально неизменный выглядел так:

http://stihi.ru/2005/08/26-699


           БАБОЧКА МЫСЛИ

   Бабочка мысли в паутине вопросов
Иголка боли под ногтем души
Если не хочешь попасть под колёса – 
К движенью примазываться не спеши

   Душные ночи в прокуренной клетке
Дымом тягучим струятся мечты
Хочу быть хозяином ресторана
Где официанткой работаешь ты

   Странные лица из серой массы
Шубы и золото носят кроты
Праздник, а я без тебя и шампанского
Так как не стоите вы суеты

   Сверху опять на меня кто-то плюнул
Знаю, – плевали и - будут плевать
Вот бы в глазёнки обидчику глянуть
Да боязно голову вверх задирать

   Вот – раздраженье не мстящего труса
Стресс растворяется, пачкая кровь
Найду, на кого бы вывалить мусор
И ещё гаже сделаю новь

   Кто–то умеет, а где–то летают
На дельтаплане, иль над столом …
Кто-то упорно себя убивает
Гася новой порцией новый облом …

   Эта бумага сгорит и порвётся
Буквы – забудут.
Не станет меня …
Бабочка мысли в паутине вопросов
Липких вопросов мутного дня.

   Бабочка мысли в паутине вопросов
Иголка боли под ногтем души
Если не хочешь попасть под колёса – 
К движенью примазываться не спеши!


Редакция 26 октября 1995 г. КДЭ
(4-95$137)

   Внизу, в скобочках, номера стиха в тетрадке, «4-95» – годовой, «137» - сквозной.
Номера условны, так как до 2000 – го года бумажки со стихами, и с незаконченными фрагментами, валялись и лежали повсюду. Писал я, что называется, «для Души».
Для отдушины. Временами. Работать же ещё надо было, и бороться за существование.

  Над формой стихов практически не работал. Считал – раз мысль выражена, то и хорошо.
Ну, и ритмика какая-то есть…
  Кстати, о ритме. Тогда у меня был барабан. Пионэрский. Я любил выстукивать на нём что-то своё. Захотелось, чтобы было со словами. Но это было несколько раньше. Так возник набросок к «Бабочке».
   Полностью, в редакции «4-95$137», стих появился как раз в октябре 95-го.
Время было совершенно не поэтическое…
Умопомрачительное…
Самый разгар всеобщего «затмения»…

  Теорию стиха, впрочем, тогда я помнил лучше, чем сейчас. Даже в книги какие-то заглядывал. Журналы читал. Знал, что отглагольные рифмы – «это плохо».
(А что, рифмы от прилагательных лучше, да? Ну, или там «ботинки-полуботинки? Ш-ш-шедЭвр!)
  Поэтому, – с точки зрения «поэзии, которую можно где-то опубликовать», - стих «никакой». Я это хорошо понимал…
   Зато как он читался! И слушателям нравился. В 1996 году я даже записал кассету в стиле «ДК», и немного – под барабан. Раздал несколько экземпляров.

  Такое вот «стихотворение со сложной судьбой»…

  Сейчас, впрочем, я считаю, что над стихом нужно работать. Не получается – отложить.
Хоть на год, хоть на два. Временами возвращаться. Под вдохновение. Дорабатывать и дорабатывать. Пока не понравится. Писать то, что получается.
И ритм должен быть, и рифмы. Рифмы – не обязательно перекрёстные и конечные.
Ритм – не обязательно простой, стандартный.
Все эти неоклассические «ямбохореи» начали уже надоедать.
«Маяковщина», кстати, тоже. (Точнее – «неомаяковщина»).
А уж что может быть хуже «постбродской», псевдоинтеллигентной, «мохеровой» лирики,  с упоминанием античных героев или событий, так и без оного…
Р-ремень-эссенции, панимашь…
А, хуже могут быть только безразмерные «хайки», не несущие никакой мысли. Плод безделья скучающих тётушек бальзаковского возраста.
«Бальзако-сановского».
Да, тЭксты для «звёзд» эстрады. Но об этом и говорить неприлично…
Впрочем, мою «бабочку» несколько отнесло…
 
  Всё же, если пишешь стих в каком-то, уже сложившемся клише, то будь добр выполнять стандарты.
Впрочем, это весьма тонкая материя. Область пересечения стихов неумелых, стихов корявой работы, примитива с… примитивизмом, или – с поэзией более тонкой организации.
К данному стиху, однако, последнее не относится.

  Зы: в редакциях, думаю, дальше первой строфы стихи не читают. Открывает, бах, размер строчек разный… ВСЁ ПОНЯТНО… С-с-с-ледующий.
С «творческим подходом к стихосложению» – хрен где напечатаешься.
К тому же – сидят там скрытые поэты. А тут конкуренция, панимашь…
Да, если до этих строк добрался какой-либо молодой поэт – лови совет:
Если сам знаешь, что стихи – это твоё, если уверен до глубины Души, что пишешь хорошо и интересно, не обманывая при этом себя, – пиши, радуйся, публикуйся. Не обращай внимания на критику. Не в том смысле, что «пошли все на…», а … - критика, она, тоже бывает разная.
  Бывает и по существу. Но – редко. Всем не до тебя. И – не стоит ждать доброго дядю, что прочтёт, одобрит, предложит книжку издать. Гонорар заплатить. Да даже – бесплатно.
Наоборот – руки погреть на твоей «беде» - это «по-нашему»….

  А если не знаешь, но писать любишь – всё равно пиши. Пусть не напечатают.
Выставиться в Сети можно и самому.
Пусть даже читать не будут.
Писание стихов гармонизирует личность. А это – немало!
Глупее всего писать ради славы…

  Лично я бы, при «совке», да ещё и при отсутствии Сетей, – фиги две что-либо опубликовал. Какими царьками тогда чувствовали себя все эти бухгалтера от литературы.
Вершителями судеб.
Впрочем – ну их…

  В те времена я ещё увлекался «рок-поэзией». Слушал русскоязычные альбомы с большущим энтузиазмом. Тексты там были намного интереснее, чем у современных «бумажных» поэтов. А формы были, часто,  весьма неклассические.

   А если ещё взять тонкую и весьма пространную поэзию Великих Рок-групп 70-х.
Тех же Пинк Флойд, Кинг Кримсон, Дженезис, наконец.
Красивая музыка. Развитие тем. Как в музыке, так и в стихах. Там была совершенно другая поэзия…

  Поэтому и мои стихи не били в одну точку, содержали в себе несколько тем, что требовало разных ритмов. А за образец хотелось взять «классику».
Это разнообразие влияний и делало многие мои стихи «бесформенными».
Мотивы нужно выделить, разделить, или, наоборот, слить. Но всегда нужно следить за «энергетикой» стиха. С тем, чтобы совсем уж «несимметричная» структура не гасила её.
Нужно научиться чувствовать эффект от сочетания слов, их чередования…
Мысль может быть подавлена, а может быть собрана в кулак…
Без ощущения энергетики стиха лучше писать прозу.
Но и прозу писать тоже нужно уметь. Если это не мемуары и не пиар…

  Тут ещё такой есть подход: попробовать написать прозой, а потом срифмовать.
Но это – совсем уж не поэзия. Поэтические строчки чаще рождаются от своего рода «мелодии».
  Не всё рифмованное – поэзия суть…
Впрочем, все эти «мысли по ходу мысли» уже далеки от начальной темы. «В паутине вопросов», воистину. Вот ещё одна ловушка – желание сказать много и… сразу!
Два в одном, три в одном… А получается не «бонус», а белиберда какая-то.
Но это легко понять и побороть. Хуже, когда сказать нечего, а хочется…

  Материя поэзии – она более живая и энергичная, чем прозы, даже – прозы рифмованной.
В хороших стихах может достигаться весьма мощный «кумулятивный эффект».

  Впрочем, я снова отвлёкся…
Бабочки они такие – пархатые…

*

  О чём, собственно стих.
В то время я часто думал на тему: «сыновья молчаливых дней». (БГ).
Почему МЫ такие. Почему предпочитаем курить, мечтать о всякой чепухе, легко впадать в пороки…
Почему «сверху» на нас плюют. Почему нас никогда ни о чём не спрашивают.
Что делать?  Бороться? Но кто зовёт нас «на баррикады»?

«Когда говорят: «Надо бороться!»,  глупый спрашивает: «с кем?», умный:  «за что?», мудрый: «а точно надо?»».

Вялая мысль запуталась, как бабочка в паутине. Нас сожрут. Скоро. Но мы об этом ёщё не знаем…
Это мы поймём в конце первого десятилетия «Новой Эры».
А пока мы верим в либеральные сказки и пускаем к потолку тягучие токсичные дымки.
На дворе - … 90-е.

  Первоначально стих был иронично-мечтательным. В нём действительно было немного бабочки.

В новом варианте вместо Бабочки – Моль. Крылья поменьше. Зато – меньше шансов влипнуть. И моль – она более «едкая»…

Увы, стих не потерял своей актуальности и для поколения нынешнего. И плюют, и боязно…
А уж разных «тягучих» мечт…

*
  Про образ.
  В восточной поэзии есть такой образ. Но он там совсем другой. Философичный, тонкий, настраивающий на мирный лад. Там бабочка свободна. Красива. И… мобильна…

  Моё же насекомое – нечто запутавшееся, бьющееся, бесперспективное.

   В то время я о «восточном варианте» не знал. Честно. Мне не нужны лавры изобретателя хорошего образа. Да ещё и обманные. Зачем?
Взял бы «на востоке» - так бы и сказал. Почему бы не позаимствовать хорошее?
Заимствование хорошего, творческое, естественно, должно приводить к некоему росту…
Не топтаться же на месте, старательно изобретая велосипеды…

  Но образ я, действительно, не изобрёл. Я довёл до Бабочки Мысли другой образ – Бабочки Газа.

  Приведу источник целиком – стих замечательный. «О поэзии и не только…»:

«Иннокентий Анненский

 Бабочка газа

Скажите, что сталось со мной?
Что сердце так жарко забилось?
Какое безумье волной
Сквозь камень привычки пробилось?

В нем сила иль мука моя,
В волненьи не чувствую сразу:
С мерцающих строк бытия
Ловлю я забытую фразу...

Фонарь свой, не водит ли тать
По скопищу литер унылых?
Мне фразы нельзя не читать,
Но к ней я вернуться не в силах...

Не вспыхнуть ей было невмочь,
Но мрак она только тревожит:
Так бабочка газа всю ночь
Дрожит, а сорваться не может...»

*
Строго говоря, Анненская Бабочка Газа – это и есть моя Бабочка Мысли.
И… - его. Что следует из контекста.

Образ сам по себе интересный и объёмный. Я представлял этот светящийся объект над соплом газового рожка. Светящаяся плазма. Сколько она могла жить? – Да пока не кончится газ. Может – несколько секунд. Может – вечность. В этом мире всё зыбко и всё относительно. Одного она не может – улететь, оторваться. Не может дать и яркого света.
Или наоборот – ка-ак дать! Но вспышка эта будет весьма кратковременна. И разрушительна.

  Интересно, что делал Иннокентий, когда писал стих?
Задумчиво медитировал при зыбком свете газового рожка? Курил?
Или – стих написан позже, при другом освещении…

  Так и свою мысль я иногда ощущаю бабочкой. И – паутина рутины, попав в которую – уже никуда не полетишь. Объёкт, вроде, более свободный, но и более зависимый…
И чем больше бабочка, чем ажурнее и красивее у неё крылья, тем выше риск запутаться.

*
  Идея «ремикшировать» бабочку Мысли одолевала меня давно; даже возникали варианты строчек и строф.
А тут и повод случился: 300 стихов на Стихире.
Своего рода – юбилей. Личного значения. С чем себя и поздравляю!!!
- Спасибо!
*
  Бабочка – гусеница – бабочка…
Начинается Новый Цикл.
Кстати, об этой полезной метаморфозе:
- Попав в паутину, бабочка может окуклиться. И – уползти!
В виде гусеницы.
Чтобы, уничтожив несколько листиков и цветочков, возродиться во всей красе…
До новой паутины…
*
Хм… «Гусеница Мысли».
*
Да, и про «Принципиальный премикс №1.».
Вообще-то, я назвал ремикс.
Но этот «нестандартный» сюжетный ход мне подсказал стандартный текстовый редактор, в котором слова ремикс нет. Зато есть премикс. Умная скотина…

*

  Вот такая она, Бабочка Мысли


  22 июня – 2 июля 2009 г.
Ковригин Д.Э.

  Да, выложил всё это на Стихире.
А через некоторое время ещё и анонс «премикса» дам!
Посмотрим, что из ентого выйдет…
Спасибо Читателям – баллов у меня там предостаточно.
Ваш ДК.

07.07.09 г.

  Да, работал, работал…
Но через некоторое время пришли более лучшие варианты строчек:

   Бабочка Мысли

Принципиальный премикс №1-а

 
  Бабочка Мысли в рутине вопросов
Иголка боли под ногтем Души
Если не хочешь попасть под колёса
К движенью примазаться – не спеши!

  Душные ночи в прокуренной клетке
Дымом тягучим струятся «мечты»
Хочу быть директоришкой кафешки
Где официантка, конечно, - ты

  Странные лица из серого теста
Шубы и золото красят кротов
Праздник, а мне не уступят тут места
Ради своей суеты и понтов

  Сверху опять на меня плюнул «кто-то»
Знаю – плевали, и будут плевать!
Вот бы увидеть глаза идиота
Зубы скрипят, только глаз – не поднять…

  Вот – раздраженье не мстящего труса
Стресс растворяется, пачкая кровь
Найду, на кого бы вывалить мусор
И ещё гаже сделаю новь…

  Кто-то – умелый; кто-то – «брутальный»…
Кто-то «парит» над накрытым столом
Кто-то всё ищет выход… летальный
Сняв новой порцией новый облом…

  Эта бумага - сгорит;
           Мир – порвётся;
Буквы – забудут;
              Не станет меня…
Толще, всё толще на крыльях короста
Липких вопросов мутного дня…

*   *   *

   Бабочка Мысли в паутине вопросов
Ржавеет иголка под ногтем Души
Друг мой, постой, ты совсем не Матросов!
На амбразуру – не шибко спеши…

  22 июня 2009 г.
- 07.07.09 г.
Ковригин Д.Э.