Сборы в Ченду

Валери Таразо
На снимке Чунчин и смог. Звезды на небе не увидишь.

• Гигантские “ножницы” между образованными людьми и населением (особенно из деревень). Последних очень много и они очень бедны.
• Однако бедность не выпирает. Это - обычное состояние. Но все бедные что-то делают. Нет нищих и попрошаек. Ищущих работу - тьма. Их легко отличить по наличию у каждого бамбуковой палки с веревкой - приспособления для переноски тяжестей. Женщины - грузчики также встречаются. Тележка - уже мощное средство. Когда тяжесть несут двое на палке, то она висит на веревке недалеко от земли. В таком случае не требуется сила маленьких китайских рук. Они фактически поднимают тяжесть ногами, приседая под тяжесть, а потом выпрямляясь. Пара издает постоянно сложный звук типа нашего: раз , еще раз. На китайском языке это звучит как громкий вдох и выдох. Даже от таких людей никогда не пахнет потом.
• Китаец в бедности серьезен, скромен и горд.
• Старый китаец в бедности как в анабиозе. Большей степени безразличия к окружающему я не видел!  Интересно бы спросить его о смысле жизни. Ох, как интересно!
• Европейцы в этой части Китая очень редки. За 5 дней не встретил ни одного. Даже в Университете. А побродил я уже не мало. Правда, на приеме у ректора встретился с американцем китайского происхождения. Побеседовали без переводчика. Я вызываю на улице неподдельный интерес  у этих сдержанных китайцев. Одежда моя типична для этой местности. Однако привлекает камера.
• Правда, через две недели моя  коллекция европейцев, встреченных в Чунчине, дошла до 4 человек. Ченду (в котором в 2008 году было землятресение, как в Спитаке) оказался городом более посещаемым европейцами. За 2 дня майских праздников встретил там кучу этого люда, как в гостинице, так и на улицах. Вообще этот город меньше, менее загрязнен (я не дождался смоговых ситуаций!) и исторически более значим. Все приезжают сюда, чтобы посетить знаменитую оросительную систему, созданную. 2000 лет назад. Эта система сделала долину, в которой расположен уезд Ченду, богатейшим сельскохозяйственным районом. Система работает и поныне, модернизированная не принципиально. 
• Вот и настал час Х, но в виде фарса. Как я хотел бы, чтобы и другие мои опасения обернулись фарсом. Перед отъездом в Chеndun (30 апреля) Борис и Надя (переводчица, которая только училась у нас, а не помогала!) попросили меня сопровождать их в магазин для закупки еды на дорогу. Я согласился, взяв, как всегда камеру с собой. Обычно я ношу в ее сумке - чехле. В ней же находились и кошелек, и паспорт с обратным билетом. А в кошельке все мои юани. Было очень многолюдно в этом совершенно новом магазине. Толкались жутко. Когда мы стояли в очереди в кассу, я спросил Бориса о воровстве и тут же заметил разрезанную бритвой сумку камеры. Камера спасла паспорт и билет, но кошелька не было. Все вели себя достойно:  и я , и милиция, и коллеги. Речь шла о кругленькой сумме. Но я не стал оформлять акт, сказав, что у меня есть сомнения не оставил ли я кошелек дома. Так оно и было. Таким образом иногда очень помогает быть рассеянным. Заодно я узнал, что в Китае воруют и еще как!!!
• Мужчины этого района Китая в среднем более красивы, чем женщины (надо заметить, что я не менял своей ориентации!!!). Однако попадаются очень изящные и грациозные женщины. К сожалению, они пугливы как лани и их нужно "брать" из засады. Увидев объектив, они сразу изменяют свою внешность в худшую сторону: ноги становятся короче и кривее. Или мне так кажется? Я никак не могу их встретить в полной готовности (как и в течение всей моей жизни!!!)
• Повсюду стройки. Строят так быстро, что диву даешься.  За время моей лекции и дискуссии ( ~ 4 часа) большой кирпичный дом поднялся метра на два.
• Много грязи и мусора, как в Сантьяго - де- Куба. Часто тянет человеческим говном. Особенно на окраинах. И понятно.... Все же 30 млн. человек.
• Как и в Сантьяго у меня беспорядки со здоровьем. Все в той же сфере, но с новыми мерзкими симптомами. Пока беспокойство не столько физическое, сколько маральное. Я не ошибся в правописании этого слова! Маральное - от слова марать. Мысли, мысли, как освободиться от вас???