Чунчин

Валери Таразо
Май-июнь 1998 г.

Начинаю свои заметки о Юго-Западном Китае. Это район , как китайцы говорят, верхнене-среденего течения великой Янчцзы и судоходного притока Чаленджана.
Вряд ли я стал бы делать это, если бы не два обстоятельства: первое - это свободные до сна часы. Их надо обязательно заполнить чем-то. Пока я не решился убивать это  время, гуляя ночью по Чунчину (Chongqing). Думается, что такие прогулки не совсем безопасны (чушь! время показало, что это чушь!), да и заблудиться легко (а это правда!).  Вторая причина, казалось бы, столь не свойственного мне занятия - в ошибочности  суждения о свойственном или несвойственном. Они (суждения!) со временем меняются местами. Новые обстоятельства пробудили во мне желание мечтать и фантазировать. Следом появилось и желание зафиксировать эти фантазии на бумаге, чтобы потом было о чем поговорить с людьми. Впрочем, решил фиксировать не только фантазии, но и реалии.  Основную сложность будет представлять необходимость “очистить” эти записки от сугубо личного, т.е. сделать их интересными для более “широкого круга”  читателей.
Могу пока утверждать, что мне нравится в Китае многое. И улыбчивые скромные китайцы (читай - еще не обобрали!  это замечание сделано 28 .03. 98, запомните эту дату поскольку “не долго мучиться старушке”).
Мне нравятсяд дремлющие рядом со своими бедными жилищами старики, у которых так и хочется спросить о смысле этой жизни.
И южная природа.  Запахи и ассоциации, которые они будят во мне. И опасная для моего здоровья еда (так я думал!). И прекрасная возможность побыть одному в этом многомиллионном муравейнике. Именно побыть одному, но не быть в одиночестве. Здесь человеческое поле настолько сильно, что об одиночестве и речи быть не может.
Заботливый Борис (Чжан ДунСян) в своем услужении не знает границ. Те, кто отвечает за мой прием, очень стараются, чтобы я не почувствовал свою ненужность. Действительно, нелепо было бы думать, что я им так уж нужен, причем для получения новых знаний! Я чувствую, что этот визит - расплата за мой вклад в работу аспиранта Чжан Дун Сяна, за его успешную защиту. Интересно, как это он пробил мой визит? Видимо, долго пришлось объяснять, что я могу рассказать интересные вещи. Однако вряд ли он сам был уверен в этом. Для него я всегда был очень требовательным и занудливым руководителем, твердящим до одури одно и то же: работать, работать и работать! Но теперь, когда я читаю лекции, видно: он не стыдится за меня!  Теперь я для него -новый Тарасов, т.к. он никогда не знал меня как лектора и не представлял предмета моих лекций.

Чувствую заботу во всем. Сначала появилась спутниковая антенна  для приема программы ОРТ. Только звук. Изображения нет: телевизор не подходит. Затем притащили в мой гостиничный номер (две комнаты, лоджия, туалет с ванной и душем) современный компьютер. Установили Widows - 95. Все их действия - как бы двойного назначения. С одной стороны - ублажить меня, а с другой - только этими действиями можно убедить начальство в исключительно деловом характере моего визита. Правда, из этой “игры” уже стали проглядывать вполне серьёзные результаты. Прежде всего я обещал все лекции оставить в состоянии компьютерной готовности. Именно на это сразу же откликнулись появлением компьютера в номере. Похоже, что мысль издать эти лекции в виде брошюры, также пришлась им по вкусу. Прямо "Бах навеял". Пришла и понравилась. Будет возможность показать начальству, которое здесь чтят бесконечно. Мне же это тоже кстати:  надо же оставлять отчетливые следы, чтобы знали наших и приглашали вновь! Теперь надо будет сказать, что нужна связь с миром. Глядишь, и подключат к Internet. Это даст возможность напрямую работать с кафедрой и держать контакт с сыном. Однако даже, если это не сделают, то письма на дискете легко теперь изготавливать дома. А уж отсылка из Университета - дело минутное.

Только подумал об этом, как Боря тут же предложил подключить мой компьютер к Internet. Ну, не чудо ли! Строго говоря, через меня он поднимает и свой престиж: синхронно переводит перед большой аудиторией, встречается с ректором и многое другое. В частности, я привез ему 5 статей с его участием, о которых он даже и не подозревал. Теперь будем участвовать в проводимой здесь в мае Международной  конференции. Чем это начало отличается от начала моей деятельности в Сантьяго - де - Куба??? Там ведь то же все начиналось с конференции. Вообще между этими городами в моей голове рождается много параллелей.
 
Познакомился  с семьей Бориса. Милые люди (жена, сын Го-Го, мать). Пока трудно понять взаимоотношения в семье. Все очень сухо. Однако, похоже, что жена - нужная деталь и не больше. Го-Го - очаровательный китайчонок 4,5 лет. Я в него сразу влюбился, да и он освоился со мной тут же. Плакал, когда я уходил. Милый мальчик! Боря и с ним очень сух. Именно поэтому он так прилип ко мне. Все пытался  запирать двери, чтобы я не утек.