Пограничная одиссея ч. 2 гл. 8. Бухта Морж

Владимир Сысун
Начало: http://proza.ru/2009/06/23/636

Как из сумрачной гавани,
От родимой земли
В кругосветное плавание
Отошли корабли,-
Так и вы, мои
Золотые года,-
В невозвратное
Отошли навсегда.
Александр Блок

        На Востоке загоралась заря, солнечный свет прошел по  морю и окрасил  облака и небо  вблизи горизонта в красные тона. По мере движения по небосклону лучи солнца преломились в атмосфере  и  высветили  голубое небо. Для всех находящихся в море зародился новый день. Закончив поиск целей, Гончаров направил корабль к берегу для постановки на якорь.
        Сторожевик подошел к берегу к устью небольшой реки на расстоянии 7 кабельтовых. Стал на якорь, в неподвижный дозор. Стало понятно для чего командир, находясь в отпуске, вышел на корабле, взяв с собой сына. Он решил отдохнуть на диком Сахалинском берегу. Спустили катер. Командир погрузил в катер рыбные снасти, 2-х местную палатку с ковриком и 2-мя спальниками, автомат Калашникова с двумя магазинами, ракетницу. Взял с собой еще радиостанцию, котелок, пакеты с кашами, картошку, специи, топорик, аптечку и прочие атрибуты для жизни на необитаемом месте. Установил связь с начальником Н-ской заставы, согласовал законность нахождение его и сына на берегу.
        —Владимир Ильич через неделю заберешь меня с берега.
        —А не много, сын не выдержит, взвоет в такой глуши.
        —Не взвоет, когда поймает первую рыбу,  сработают мои гены, почувствует  страсть к рыбной ловле. И еще будем купаться, загорать, готовить уху, читать книги, грохотать икру, солить рыбу, скучать я ему не дам. И главное будем общаться. С этой службой я его совсем не вижу, растет маменькиным  сынком. А так пусть пообщается с отцом. Научится ставить палатку, варить уху, рыбачить.  Он и сам сильно хочет на берег.
         —Это он сейчас, а пройдут сутки, он захочет домой. И охота вам комаров кормить.
         —А я мазь специальную взял против комаров. Ежедневно буду выходить на связь в 17-00, постоянно буду общаться с заставой, ему не надо будет посылать солдат в дозор в мою сторону. Заодно отработаем взаимодействие и сбор обстановки. Узнаю, так уж безлюден берег в этих краях. Надо пожить  на этой земле, чтоб понять, что мы охраняем. Не какой то таинственный берег, а свой кусочек планеты,  где ты жил, рыбачил.
         —Хорошо Евгений Арсеньевич. Хорошего вам отдыха.
         —И еще через сутки я наверно рыбы натаскаю, пришли катер за рыбой для команды на уху.
         —Ну, все! Договорились. После патрулирования я буду стараться становиться здесь на якорь. Если вздумаешь на связь или еще чего надо давай зеленую ракету.
         —Правильно Владимир Ильич, здесь как раз такой участок, который не перекрывается  РЛС ПТН*, поэтому я здесь и высаживаюсь.
         Катер убыл на берег, через 20 минут командир с сыном уже были на берегу.
          Командир обосновал на берегу лагерь. Через 4 часа там уже появилась палатка и костер. Ночью корабль как обычно ушел на участок. На следующий день катер привез с берега  десять жирных красных рыбин.  К ужину уже   команда кушала гречку с жареной горбушей. Командир с сыном и дальше рыбачили весьма  удачно, рыба поставлялась к столу регулярно, на первое команда кушала уху, на второе каша с котлетами из красной рыбы. Они получались сочные, потому что кок внутрь  каждой слепленной из фарша котлеты клал кусочек сала.
         Командир договорился с начальником заставы, который вел заготовку икры обменять её на шоколад, который шел нам в довольствие. Это позволило мне в первый свой отпуск из Сахалина привести в Белоруссию Сахалинские деликатесы. Сам же так и не понял вкуса икры.
         На всех кораблях рыба была одним из главных свежих продуктов поставляемых постоянно  на стол моряка, постоянно командиры кораблей улучшали питание своей команды. Рыбу добывали разными способами. Многие моряки между вахтами удили рыбу с юта. На крючок чаще всего попадались бычки, но и было камбала, иногда удавалось поймать удочкой палтус. Палтус очень вкусная рыба.
         Иногда рыбу брали у рыбаков, рыбаки охотно угощали экипаж рыбой, ничего не требуя взамен. Были случаи, когда сами рыбаки обращались за помощью к командиру освободиться от намотавших на винт концов.
        Командир помогал, давая задание командиру БЧ-5 оборудовать водолазный пост, и командир БЧ-5, а он  как офицер легководолаз** сам спускался под воду.
        Когда винт на рыбацком судне был освобожден, рыбаки в долгу не оставались и щедро дарили рыбу.
         В этом был определенный риск. Во время поступления в училище я был в одном потоке с Сергеем Каупфаном и подружился с ним. Он был родом из Севастополя, где служил его отец, капитан 2 ранга, командир БЧ-5 на одном из крейсеров. Поразил меня своей начитанностью и рассудительностью. В одно время, когда шла эпидемия гриппа, попал с ним в санчасть и лежали в одной палате. Спустя много лет во Владивостоке в ресторане я встретился одним из наших выпускников 1977 года, паросилового факультета, где учился Сергей.
        —Привет, если не ошибаюсь, ты учился в Ленина на паросиловом, вот не помню фамилию.
        —Совершенно верно, окончил в 1977, родом с Ленинграда.
        —Как Ленинград? Как его мосты?
        —Ты знаешь, они по-прежнему разводятся.
        —Я помню, как на пятом курсе был звонок дежурному по училищу, что «…курсант Петров из 15 роты в самовольной отлучке. —Кто звонит?—Доброжелатель…»
        —А это тогда меня кто-то вложил. Ты знаешь, это не повлияло на распределение.
        —А вот скажи. У вас учился Каупфан, где он сейчас.
        —Он утонул, еще лейтенантом, при спуске в воду в легководолазном снаряжении.
        —Ну, давай помянем.
        —Давай.
        Вот такое прискорбное известие нагнало меня через годы. На Сахалине нас миновала такая трагедия, отчасти потому что командиры кораблей осознавали меру риска при спуске под воду с аквалангом.
         На Курилах Володя Делединский рассказывал, что он осматривал винты в море, обеспечивающий матрос привязал конец к кнехту и ушел обедать. Легко представить, что он испытал.
         Однажды 73-й укрылся от западного ветра в бухте Морж на Юге Сахалине, куда он  прибежал из 200 мильной зоны под берег. Там он увидел своего потрёпанного после шторма коллегу  из Невельска, ПСКР 72-ой, который уже укрывался в бухте. Он же убежал в укрытия со своего участка в Татарском проливе при этом успел на левый и правый винты намотать капроновый конец. Как оказалось, 72-й пришел в бухту под средним двигателем. Не знаю, как им это удалось, скорее всего, конец лежал на юте, его банально смыло волной. Свидетельством этого был действительно толстый конец, который уходил с палубы юта под воду с левого борта. Командир 72-го капитан – лейтенант Серпутько попросил Попова,  оказал помощь Сергею Гуго, командиру БЧ-5  осмотреть подводную часть и по - возможности  освободить винты от конца. В этом был риск, так как корабль бросало на волнах,   еще по правилам водолазной службы обязательно должна быть при спусках барокамера, её  нет на корабле. Но приказ есть приказ. Я снарядил Сергея,  он уже был за бортом и вот-вот собирался скрыться под водой. Попов вдруг  высказал предположение, что Сергей запросто может быть травмирован  днищем корабля при опускании корабля после ухода волны. И он  прекратил спуски под воду, вмешался в действия командира  чужого корабля. Я поднял обратно Сергея, испытывая при этом не малые трудности.
         Как оказалось, риск спуска в море под воду был не обоснован, конец с трудом размотали только в базе. Тяжелые водолазы работали двое суток, не могли распилить спекшиеся волокна. А Сергей  полез с водолазным тупым ножом, и еще в старом   АВМ-1, когда уже был на вооружении АВМ-3***. Кусок расплавленного конца долго лежал у него на столе, как напоминание, к чему может привести  нарушение Корабельного Устава и правил морской практики. 
        Винить Сергею было некого, разве что командование бригады, за его кадровую политику. Как оказалось, он тогда был за командира корабля, потому что из штатных офицеров он остался один. Серпутько был командиром только на выход. Даже в навигационном вахтенном журнале была запись: обязанности командира корабля сдал капитан-лейтенант Паутов Ю.И., принял, командир  БЧ-5 старший лейтенант Гуго С.В. Решение на охрану границы принимал командир БЧ-5. Сергей эту службу  запомнил на всю жизнь. Ему это надо было? Оставаться за командира.
        Какие мы все-таки по молодости были беспечные,  живота своего не щадили.Бухта Морж казалась по колено даже  трезвым. Эта  история имела продолжение,потому что во время этого происшествия был скрытно поврежден кронштейн средней линии вала, на нем пошла  трещина.  Сергей долго с ней мучился, делал первую сварку, чтобы своевременно выйти на охрану границы. Потом раз в полгода опять сварка, пока не заменили кронштейн в доке, а сварка то была подводная.
       Мы, кто служил на Сахалине, помним те времена. Несвоевременный выход на границу для нас зеленых, беспечных внеслужебное время, был недопустим. Это было свято. Тогда были рестораны, редкий день обходились без веселого змия. Южно-Сахалинск за это нас и любил. Ведь Корсаков был и, наверно, остается тем портом, где встречаются моряки пограничники практически всего Дальнего Востока. Давно не видел друзей? Скоро ремонт в Корсакове! Кафе "Оазис"- место встречи друзей. Но служба было всегда на первом месте*.
        Рисковать в море приходилось  почти всегда, сам выход в море  уже риск. Такой риск приводил к тому, что мы испытывали удовольствие от чувства опасности, это щекотало нервы. На берегу многие чувствовали себя неуютно, чего-то не хватало. Не является ли мое повествование желанием все это испытать еще раз?
         Попов имел не плохую интуицию, очень хорошо чувствовал корабль и был весь осторожен, не лихачил. Однажды, когда я был на катере с матросом за бортом и катер заглох. Командир с мостика увидел возле капота две, торчащие  нижние части тела, а верхние находились в отсеке катера, где установлен его двигатель. Это было в 200 мильной зоне. Попов не стал дожидаться моего доклада и дал ход, корабль ушел, но я знал, что, конечно же, меня не бросит с матросом в открытом море. Матрос испугался, а я понял, что он проверяет меня на прочность.  Пришлось моряка успокаивать, надо иметь хорошую психологическую подготовку, чтобы спокойно к этому отнестись. Катер мы тогда завели и свои ходом догнали корабль, хотя сожгли весь бензин, когда подходили к борту катер начала заливать волна.
       Что делать, командиры не любят, когда техника ломается, но мы не можем командовать железом. Он так выразил своё негативное отношение, к тому, что катер заглох. Только профилактика и соблюдение инструкций, мы тоже не боги. Иногда и инструкции нарушалась, чтобы исполнить чью-то прихоть.
       Потом меня еще раз проверяли во время службы на корабле. Было это уже на «Николае Сипягине», когда замечающий  командира корабля старший лейтенант Пазына А.В. послал меня мотористом на спасательный  вельбот. Я уже был капитан-лейтенант, когда пришел на корабль то в первую очередь восстановил механические установки спасательных шлюпок, о катере и барже речь вовсе не идет. Пазына наверно не знал об этом и решил проверить. Командир БЧ-5 должен уметь замещать любого матроса из БЧ-5, не знаю, должен ли, например старпом уметь замещать любого матроса, но командир БЧ-5 должен. Мне тогда очень понравились живописные берега Кроноцкого заповедника на Камчатке, куда я ушел на шлюпке в качестве моториста. Я, честно говоря, тогда отдохнул. В том месте, где гуляют дикие медведи, на Камчатке встречаются две реки Ольга и Татьяна, а к тому времени, я уже был  женат второй раз. Я судьбу испытывал дважды и оба раза удачно. А жены назывались? Правильно. Ольга и Татьяна.
       Пока я отдыхал на катере корабль остался без командира БЧ-5, по штату было два мичмана, но они на корабле не водились из-за крутого нрава командира. Уметь замещать, и заменять фактически, это две большие, как говорят в Одессе, разницы.
       Об этом периоде службы я надеюсь успеть  написать.
       Был случай в Охотском море, когда возле катера в пяти метрах прошло какое то чудовище, давая небольшие фонтаны каждые 30-40 секунд. Оно было в раз десять больше катера,  и мы все находящиеся в катере не успели даже испугаться. Потом я посмотрел в Лоции Охотского моря, что это был синий кит.
        В 1980 году снимался фильм «Право на выстрел». Он снимался на Балтике в Таллинне, на Черном море в Балаклаве и в Одессе, на Востоке в Корсакове и на Шикотане. Подводные съемки проводились у Манерона. Владимир Ивашов неделю жил с нами на корабле, вживался в роль командира корабля, это вживание проходило в ходе непосредственного общения с Поповым в каюте. Они были очень похожи и внешне и характером и по возрасту.  Выросли они в простых семьях и были очень скромные и преданные своему делу, в семьях было по два сына. И даже жена Попова Валентина была чем-то  внешне похожа  со Светланой Светличной, женой Ивашова. Если я скажу, что общение было только за кружкой чая, то мне естественно никто не поверит. Но это было именно так, потому что Попов никогда не пил в море. Когда я смотрел фильм про Владимира Ивашова этот промежуток времени, когда он жил на корабле даже не упоминается и фильм  про пограничников «Право на выстрел» где в роли командира корабля снялся известный киноактер Владимир Ивашов, тоже не упоминается. Хорошо, что в перечне фильмов снятых с Владимиров Ивашовым, есть слово и другие.
        Фильм был закончен в 1981 году. Когда он вышел на экраны в январе 1982 году я был в Анапе на учебе, и мы механики со всех бригад пошли на первый сеанс в кинотеатр «Октябрь». А потом обсуждали в перерывах между занятиями. В фильме есть эпизод, где Ивашов бросает: «Механик сирену». У меня вопрос не возник. Почему механик? Да потому, что 205 П проекте, построенных во Владивостоке кнопка сирены находилась возле пульта системы «Орион», за которым стоял на мостике управлении командир БЧ-5. Именно так всегда говорил Попов. В фильме роль механика сыграл старшина ЭМК мичман  Нетудыхата с Балаклавы. Видите, опять Балаклава. Все связано в этом мире.
        Попов и Ивашов общались в каюте командира. Часто общались  в кают- компании. Вышло так, что  время съемок совпало со смертью Владимира Высоцкого, точнее Владимир Ивашов приехал после смерти Высоцкого. Они были друзья, Ивашов был подавлен.  Он еще не оклемался после смерти друга. 28 августа 1980 года Владимир Ивашов отмечал свой день рождения на борту ПСКР 673. По традиции корабля ему сделали большую котлету на всю тарелку. Он взял вилку и нож и разделил её на всех присутствующих в кают-компании. Замполит ушел на ГКП взял в руки микрофон системы «Каштан» и объявил по кораблю:
       —Товарищи моряки. Сегодня у нас на корабле находится народный артист РСФСР Владимир Ивашов. Сегодня ему исполняется 41 год. Экипаж пограничного сторожевого корабля 673 поздравляет актера с днем рождения, желает ему крепкого здоровья, счастья и творческих успехов. В честь дня рождения Владимира Ивашова и  в честь памяти Владимира Высоцкого звучит эта песня.
       Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
       Я коней своих нагайкою стегаю — погоняю, —
       Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,
       Чую с гибельным восторгом: пропадаю! Пропадаю!  <5>
       Песня закончилась, мы увидели на глазах Ивашова слезы
       —Ребята, что вы со мной делаете? - было видно, что песня тронула Ивашова. В тот вечер мы долго сидели в кают-компании. Он спел под гитару: «Меж высоких хлебов затерялось», «Русское поле», «И кресты вышивает последняя осень по истертому золоту наших погон». Он прекрасно прочитал «Незнакомку» Блока.
       И еще он рассказал нам про Владимира Высоцкого. Этот эпизод рассказывается в прозе впервые.
      —Вы знаете кто такой Высоцкий?
      —Конечно знаем,— ответил кто-то из нас.
      —Нет, вы не знаете. Чтобы вы поняли, кто такой Владимир Высоцкий я вам расскажу один эпизод в его жизни, где я был свидетелем и участником.
       Мы путешествовали по Черному морю на теплоходе. Я со Светой и Володя с Мариной Влади. Дело было ночью, не спалось. Мы сидели в каюте, была тихая летняя ночь. Теплоход размеренно шел  по морю, было тепло. Мы сидели, болтали, пили сухое вино, было хорошо, вот так как мы сейчас сидим. Вдруг Марина  говорит: «- Володя, я хочу искупаться» Мы все подумали, что она пошутила. А Высоцкий « Не вопрос, Марина сейчас искупаешься».
       Владимир Высоцкий  поднялся на мостик. На вахте был капитан  пассажирского лайнера. Высоцкий подходит к телеграфу и делает стоп машина. Далее дает команду трап парадный за борт. И здесь капитан молча выполнил все, чего пожелал Высоцкий. Марина спустилась по трапу, поплавала возле борта, трап подняли, теплоход пошел дальше. Вот такой был Владимир Высоцкий. Вы моряки и понимаете, что значит вмешаться в дела капитана, и какой авторитет был у Высоцкого.
        Ивашов был прав. Никто не имеет права вмешаться в  управление судном и  кораблем. Может только вышестоящий начальник и только когда возьмет управление на себя.
        Вот какой был Владимир Ивашов. О славе не мечтал и не думал.  В тихий час, когда от   грусти и тоски становиться тяжело я ставлю кассету с фильмом «Право на выстрел». В фильме я вижу 205 П проект, и среди них, я узнаю свой корабль, корабль моей молодости, по известным только мне признакам. Узнаю и вспоминаю время, когда я был полон сил, здоровья и надежд, когда сердце полнилось любовью к морю, к пограничной службе, когда технические книги мне было читать интереснее, чем миниатюры на прозе.ру. Вспоминаю ночные тревоги, погони за шхунами, шторма и бухту Морж. Сюда прибегали укрываться от штормов, бросали якорь и ждали с моря погоды. У каждого должна быть в жизни своя тихая бухта. Я ни о чем не жалею.
    Владивосток 3 июля 2009года Продолжение следует.
__________________________________________________________
* РЛС ПТН- радиолокационная станция поста технического наблюдения
** Офицер легководолаз- водолазная квалификация, которую получали командиры БЧ-5 при выпуске 
***АВМ-1, АВМ-3 –марка акваланга.
*Записано по мотивам рассказа Сергея Гуго

http://proza.ru/2009/07/17/391