Суды Божьи

Андрей Кобижаев
Проповедь пастора церкви "СВЕТ УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ" Андрея Кобижаева от 18 декабря 2002 года

Учение о судах Божьих — это как бы заключительный аккорд в общей симфонии, которая называется «Начатки учения». Мы уже прошли учение о крещениях, учение о возложении рук, учение о воскресении мёртвых.

«Все согрешили и лишены славы Божьей» (Римлянам 3:23). Раз все сограшили, значит все подлежат суду. Не имеет значения, каков человек — хороший, или плохой: каждый предстанет пред судом. А святой суд неумолим, и его закон гласит: «Возмездие за грех — смерть» (Римлянам 6:23). Бог являет Свою святость через Свои суды. Когда в жизнь человека приходят суды Божьи, он видит, что по закону Божьему должен умереть.

Судья может судить только по закону. Для суда должны быть основания. Поэтому Бог даёт Моисею закон, и Моисей по этому закону судит. Суд Ветхого Завета таков: если человек совершил такой-то грех, то за это он получает такое-то возмездие. Наша ветхая природа с тех пор практически не изменилась. Раз в ней действует закон греха и смерти, значит будет и полный букет всевозможных грехов. С этой стороны мы все подпадаем под юрисдикцию суда Божьего.

Бытует такое ложное учение, что Бог есть только любовь. Это верно лишь отчасти. Потому что первое: Бог есть Судия. Что Он явил на Земле первым: любовь или суд Свой? Благодать или закон? Иисус Христос пришёл первым, или Моисей раньше явился? Прежде чем явить любовь, Бог сначала явил закон. Потому что благодать начинает действовать только тогда, когда человек уже ничего своими силами поделать не может. Зачем Бог будет давать человеку новую жизнь, если у него ещё своя есть? Если человек не увидел ещё, что он грешник, зачем ему каяться?

Явление суда Божьего в совесть человека приводит к тому, что человек словно пробуждается. Первое действие Бога — явление Своего суда, Своей праведности. Когда это происходит, человек говорит: «Оказывается, я негодный, в очах Бога я нечистый! Что теперь делать?» Когда пришло пробуждение в Уэльсе, люди на улицах шли, потом внезапно падали и рыдали от обличений Святого Духа.

Когда Бог показывает святость Свою, человек не выдерживает. Когда судья зачитывает приговор, некоторые осуждённые не могут стоять на ногах. Если человек раскаивается, тогда Бог являет Свою милость. Если же Он не осознаёт себя грешником, благодать не может быть явлена. Пока этого осознания не наступило, человек никогда не поймёт Божьей любви и не будет её ценить. Поэтому внутрь его не будет даровано семя новой жизни.

Никто не должен думать, что он какой-то особенный. Бог дал Моисею Свой закон, чтобы явить Свою святость, явить Свой характер. И суд Божий выражается в том, что человек получает возможность сопоставить свою природу с Божьей природой, свою греховность с Божьей святостью. «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано» (Иисус Навин 1:8). Если мы будем постоянно заниматься изучением Священных Писаний, закон Божий всегда будет перед нашими глазами. А закон — это фактически суд. Тогда в наше сердце непрерывно будет приходить свет Божий, и мы будем осознавать, где мы неправильно поступаем, и будем исправлять свои пути. И только тогда мы можем по-настоящему пользоваться благодатью.

Если у меня нет осознания, что вот здесь я без Бога ничего не могу сделать, и вот тут я не прав, благодать не будет на меня распространяться. «Я сам могу». А раз можешь, попробуй. Человек делает, делает, а потом суд Божий приходит, и всё рушится. На производстве есть ОТК, которое проверяет качество продукции. Рабочие могут ненавидеть эту службу, но она четко работает в рамках технологических норм и требований. И как только контролёр обнаруживает брак, он его беспощадно отбрасывает в сторону. Нам в жизни такая проверка нужна постоянно. Знаете, для чего? Чтобы мы ходили в свете Божием, в законе Его. И вот это духовное ОТК находится глубоко в нашем духе — это наша совесть.

Святой Дух кооперирует с нашей совестью, и она начинает воздействовать на наше естество. Что-то не так сделал, совесть начинает свербить. Это суд Божий происходит в нашем духе. «Если наше сердце осуждает нас, то кольми паче Бог» (1 Иоанна 3:20).

Все люди лишены славы Божьей в результате греха Адама, нашего прародителя. И Бог посылает возмездие на грешников в виде проклятия: «Сделанный грех рождает смерть» (Иакова 1:15). Поэтому физическая смерть для нас неизбежна. Но хотя мы унаследовали от Адама природу греха, отвечать мы будем непосредственно за свои грехи, которые мы лично сделали. Поэтому когда Божий суд приходит в нашу совесть, нужно радоваться: ведь это для нас возможность признать свою вину и получить милость Божью в виде прощения сделанного греха. Если мы каемся, то отвечать в дальнейшем именно за этот грех нам уже не придётся, и никакого проклятия он уже не будет порождать в нашей дальнейшей жизни!

Если же человек не признаёт свой грех, заглушая свою совесть, тогда суд Божий остаётся не свершённым, и в любой момент в будущем, возвращается уже в виде возмездия — как минимум начинаются непонятные проблемы, а может случиться и внезапная гибель, влекущая вечное осуждение, то есть ад. Даже мирской суд учитывает чистосердечное раскаяние человека и может смягчить приговор. Божий суд гораздо совершеннее: если человек искренне кается, он получает полное прощение; если же не признаёт свой грех, тогда возмездие неминуемо.

Вот почему мы должны молиться, чтобы суды Божьи пришли в нашу жизнь. Когда они приходят, свет Божий освещает нашу внутренность, и мы видим свою греховность и понимаем, в чём нам нужно ещё покаяться. Это всегда производит глубокое очищение. Многие люди стали гордыми и надменными, но когда свет Божий приходит в их жизнь, они становятся малюсенькими, начинают кричать: «Ай, плохо!», начинают обращаться к служителям: «Помолитесь. Мы деньги заплатим. Только бы избавиться от этой напасти». Суд Божий приходит.

Всякий суд соблюдает определённую процедуру. Есть судья, есть обвинитель, есть ответчик и есть защитник. Каждый имеет в суде слово в определённое время. В суде Божием Судья — это Сам Бог. Обвинителем можгут выступать как наша совесть, так и «клеветник братьев наших», то есть сатана. Лучше, если мы выбираем обвинителем свою совесть. Потому что если мы отвергаем первичный суд с участием нашей совести, то в процесс в качестве обвинителя вступает дьявол. А он, как известно «лжец и отец лжи» (от Иоанна 8:24). Обмануть Бога невозможно, но дьявол обманывает человека так, чтобы он не покаялся и не попросил милости у Бога. «Милость превозносится на судом» (Иакова 2:13), но так как человек не взывает к милости, Богу ничего не остаётся, как исполнить Свой закон и утвердить приговор, по которому приходит проклятие.

Когда суды Божьи прошли, и мы очистились от наших грехов, что же делать дальше? Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Я пошлю вам наставника и Учителя» (от Иоанна 15:26), — это кого? Духа Святого. «Который научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (от Иоанна 14:26). То есть наставит на всякую истину. Почему мы имеем дерзновение в день суда? Написано, что верующие все придут на судилище Христово (2 Коринфянам 5:10)? Есть два вида судов: одни суды производят осуждение, а другие присуждают награды. Судилище Христово присуждает награды. А Страшный суд — это уголовный процесс. Это две большие разницы.

Когда верующий человек желает, чтобы суды Божьи прошли в его жизни, он тогда на суд не приходит. А почему? Потому что он не грешит, а семя Его (Христа) пребывает в нём, и он — новый человек, рождённый от Бога и живущий по-Божески. Зачем ему на суд приходить? Ему там делать нечего! Никого не ограбил, никого не убил, никого не обманул. Суд тогда не для него.

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божьего» (от Иоанна 3:18). Почему мы должны проповедовать? Затем, чтобы привести людей в церковь? Прежде всего для того, чтобы возвестить Божью святость, Божьи суды. Это людям очень не нравится. Лишь тем, которые признают себя грешниками, мы можем проповедовать продолжение, Благую Весть — благодать и прощение грехов в Иисусе Христе. Господь выкупил нас у князя мира сего Своей Кровью. Ты только согласись, войди в это искупление, и тогда суды Божьи минуют тебя.

В Ветхом Завете, человеку прощались грехи, но без наказания он не оставался. В Новом Завете Бог говорит: «И грехов ваших и беззаконий ваших не воспомяну более» (Евреям 10:17). Закон сеяния и жатвы таков: вот ты посеял грех, пожинай наказание. В Ветхом Завете искупительные жертвы были ещё не совершенными — невозможно кровью тельцов и козлов очистить человека от его грехов. В Новом Завете пришла совершенная жертва — непорочный Агнец Иисус Христос. Поэтому теперь, если Бог прощает, то уже не вспоминает. Теперь всякое проклятие упраздняется. То есть оно вроде бы и остаётся (так как есть в нас ещё греховная природа), но не действует (когда мы живём как новое творение).

Иисус Христос дал нам стопроцентное оправдание. Теперь мы, со своей стороны, должны в него войти. Это значит принять опрадание как Божий дар. Иногда мы, хоть и уверовали, но продолжаем держать старый груз вины за прошлые грехи. Его надо просто оставить. Исповедать грех — это значит просто оставить его в прошлом и забыть. Забыть — это значит не вспоминать и не делать впредь. Сатана приходит и напоминает: «Ты же грешник. Ты делал такой и такой грех». Надо сказать ему: «Я тебе не принадлежу. Меня купили. Я теперь раб праведности». Когда у нас такое правильное понимание есть, тогда мы можем успешно с ним воевать. Сатана боится знания, он не выносит истины.

Когда мы желаем судов Божьих во всякое время, мы тогда не будем оглядываться назад. Мы будем находиться в святости и дерзновении. Если человек боится Слова Божьего, значит в нём ещё есть грех. Иисус Христос говорит: «Я тебя искупил, но ты должен свои грехи оставить в прошлом. А если ты какой-то грех оставляешь себе, то тогда суд будет действовать против тебя». Не оставленный грех это страшно, потому что человек уже четко понимает, что это грех. Грешники в мире делают грехи, часто не понимая, что в этом такого греховного. Бог обходится с ними милостиво, не взыскивая строго. Потому что они не понимают. Да и мы, верующие, много согрешаем по неведению. Поэтому Бог постепенно, по-одному открывает нам наши грехи и ждёт от нас ответного действия. Если я соглашаюсь и отрекаюсь от греха, тогда благодать Божья действует даром. Я тогда радуюсь. Но спустя какое-то время приходит ещё одно осознание своей греховности. То есть суды Божьи в моей совести продолжаются, и они продолжаются все время, пока я живу на Земле. Этот процесс называется освящением.

«Воля Божья есть освящение ваше» (1 Фессалоникийцам 4:3). Бог искупил нас однажды, и теперь ежедневно работает с нами, чтобы сделать нас подобными Себе. Вот, например, мы купили это большое четырехэтажное  здание. Но теперь нам нужно в этом здании навести порядок. Приходим и делаем ремонт: сначала в одной комнате, завтра в другой и так далее. Если здание не куплено, то мы в нём ничего делать не можем. Так и тут: невозможно человека освободить, если он не принял Иисуса Христа в своё сердце. Он принадлежит другому господину. Мы не можем его в чём-то изменить, и не надо этого делать!

Когда мы делали ремонт в этом здании, вы помните, в каждой комнате был свой беспорядок. Где-то куча хлама, где-то стены облезлые, где-то окна рассохлись и так далее. И в каждой комнате делали какой-то особенный ремонт, смотря по назначению: это будет зал для собраний, это офис, это — для детского служения и так далее. Вот так в каждом отсеке нашей души угнездился какой-нибудь грех, который надо удалить оттуда и наполнить это место прекрасными божественными качествами. Поэтому суды Божьи можно уподобить таким вот ремонтным работам и наведению порядка в доме.

Благодать даёт нам свободу, а суды Божьи просвещают, они открывают нам сущность, в каком мы положении пред Богом. Свет Божий приходит через закон. Потому что закон — это неизменная святость Божья. Услышал, согласился — и приходит свобода! Поэтому лучше для нас, чтобы сейчас приходили суды Божьи, пока мы в теле находимся. Когда человек умирает, искупление уже не действует для него. Что заработал, то и получит. Когда мертвые воскреснут и предстанут перед Богом, то, написано, «святые будут судить мир» (1 Коринфянам 6:2). Почему Бог может доверить это святым? Потому что те люди, которые сами прошли через суды, они четко видят насквозь каждого человека. Если я музыкант, я услышу каждую фальшивую ноту в исполнении другого музыканта. «Духовный судит о всём, а о нем судить никто не может» (1 Коринфянам 2:15). А почему? Потому что он уже прошёл через суды Божьи. Его жизненное образование состоялось. Он понимает святость Божью и живёт в ней.

А пока грешник любит грех, никакого освобождения наступить не может. Пока не придёт ненависть к греху и полное осознание своей порабощённости, человек не может от него избавиться. А когда такая ненависть может прийти? Когда мы любим Бога больше этого греха. Пока мы больше любим грех, чем Бога, мы не можем от греха отказаться. Пока чирий растёт, его не надо выдавливать. Это можно сделать тогда, когда он уже созрел. А созрел — это когда возникает ненависть к греху.

Пока человек ещё мало знаком с Богом, Он покрывает его грехи и, в основном, учит, даёт знания. Эти знания приносят свет, то есть суды Божьи. И Бог смотрит, как человек поступает с этими знаниями. Если он соглашается и исправляет себя, тогда Бог открывает ему следующие знания и так далее. Если же не соглашается, тогда Он оставляет его барахтаться в узах своего греха, пока человек не одумается и не взмолится об освобождении. Таким образом, самое первое, что у нас должно быть, когда мы приходим к Богу, это послушание. «Раз, Господь, Ты меня купил, я буду послушным». Узнал истину, исполнил её в своей жизни.

Когда суд Божий совершился, самое главное теперь, чтобы осуждение ушло из нашего сердца. Функция совести — указать нам на грех. Но раз мы покаялись и исправились, то дальше осуждение уже не уместно. Если оно продолжает нас преследовать, это свидетельствует о демоническом угнетении извне, которое следует удалить через молитву, возможно, с постом.

Гораздо хуже, когда человек не соглашается признать себя грешником, так как ему нравятся свои грехи. Он не желает их оставить, хотя уже и знает, что это грех. Он тогда духовно возрастать не может и находится в опасном положении. Хотя он и искуплен, но не находится под защитой своего нового Господина, а добровольно остаётся на территории врага.

Надо понимать, что при покаянии прощение приходит сразу, по благодати. Но если потом мы вновь продолжаем грешить, тогда новые грехи влекут за собой определённое возмездие. Если мы упорно не хотим оставить какой-то грех, тогда наши молитвы только до потолка. Бог не слушает грешника, если только грешник не кается.

Итак, мы теперь понимаем, что благо для нас — желать судов Божьих во всякое время. Потому что, когда они приходят, мы можем покаяться, исправиться и навсегда освободиться от старых проклятий, через что наша жизнь совершенно изменяется. Приходит мир, радость и свобода. Аминь.