Борзой кобель - в обмен на икону

Маленёв Павел Артемьевич
    В подборке беглых заметок "Только которым в гробу - ничего..." я говорил об авторитетных источниках, опровергающих некоторые исторические догматы прошлой и нынешней пропаганды, направленной на то, чтобы скособочить населению мозги в нужную пропагандистам сторону.
    Продолжая эту тему, я хочу в этот раз привести авторитетное свидетельство о том, что моду на распродажу за границей русского национального достояния придумали не в наше время и не в первые годы советской власти, а более чем двумя веками раньше.
    Вот что писал во 2-й половине XIX века изучавший данную проблему в должности государственного чиновника по особым поручениям П.И. Мельников (Печерский): "Было время, когда наши предки мощной рукой Петра Великого, выдвинутые из московского застоя в жизнь западную, быстро её усвоили, не разбирая дурного от хорошего, пригодного русскому человеку от непригодного. Напудренное и щеголявшее в расшитых золотом французских кафтанах поколение ничем не походило на отцов и дедов. С детским увлечением опрометью кинулось оно в омут новой жизни и стало презрительно глядеть на всё прежнее, на всё старинное, дедовское. С легкомыслием дикаря, меняющего золотые слитки на стеклянные бусы, напудренные щеголихи опрастывали дедовские кладовые, где в продолжение не одного столетия накоплялось много всякой всячины. И всё продавали за бесценок, отдавали почти задаром, обзавестись бы только поскорей на вырученные деньги игрушками новой роскоши. Старинные братины, яндовы, стопы и кубки, жалованные прежними царями ковши и чары с пелюстками, чумы, росольники, передачи и крошни, сулеи и фляги, жбаны и четвертины безжалостно продавались в лом на переплав. На придачу иногда шли туда же и ризы и оклады с родительских икон... Всего бывало. Хвастались даже тем 1.
    Иной как выгодным делом хвалился, что купил породистого жеребца да борзого кобеля на деньги, вырученные от продажи старого, никуда, по его мнению, не годного хлама: расшитых жемчугами и золотыми дробницами бабушкиных убрусов, шамшур из волоченного золота, кик и ряс с яхонтами, с лалами, с бирюзой и изумрудами2. Другой, бывало, нарадоваться не может, променяв дедовскую богомольную золотую греческого дела кацею3 на парижскую табакерку. Третий тем, бывало, кичится, тем бахвалистся, что дорогой дамасский булат, дедом его во время чигиринской войны в бою с турками добытый, удалось ему променять на модную французскую шпажонку.
    Кой-что из этих легкомысленно расточаемых остатков старины попадало в руки старообрядцев и спасалось таким образом для будущей науки, для будущего искусства от гибели, беспощадно им уготованной легкоумием обезьянствующих баричей..."
   
    Параллели здесь напросятся любому читателю, даже из числа нынешних "легкоумных", "щеголяющих во французских кафтанах".

 1 ЯНДОВА - род горшка, кверху с развалом, ко дну узкий, с носком как у чайника. СТОПА - большой стакан с крышкой и с рукоятью. КУБКИ бывали разнообразной формы: "на братинное дело" (т.е. в форме братины), на стаканное дело, на тыквенное (в форме тыквы) и пр. ЧАРА, или ЧАРКА - круглый глубокий сосуд. Чары делались всегда на поддонах с небольшими рукоятками, но ещё чаще с ПЕЛЮСТКАМИ - плоскими в виде расплюснутого листа рукоятями, прикреплёнными к верхнему краю чары. ЧУМ, или ЧУМИЧ - ковш с длинной рукоятью. РОСОЛЬНИК - блюдечко на ножке с поддоном, на него клали разные сласти и плоды. ПЕРЕДАЧА - большая чаша с рукоятками и крышкой. КРОШНЯ - корзина в виде чаши с крышкой на поддоне. СУЛЕЯ - сосуд в виде большой бутылки с пробкой из того же металла, которая завинчивалась; вместо рукояток у сулеи бывали цеппи, прикреплённые по бокам. ФЛЯГА - то же, что сулея, только без горлышка. ЖБАН - род кружки, кверху несколько поуже, с крышкой, рукояткой и носиком как у чайника. ЧЕТВЕРТИНА - сосуд со втулкой и тиском (завинчивавшаяся крышка, к верху которой приделывалось кольцо). Четвертины бывали четвероугольные, шестиугольные и осмигранные.
    Все эти вещи делывались обыкновенно из серебра и золотились. У менее достаточных людей вся эта посуда была по форме такая же, но сделана из олова.
 2 УБРУС - головной убор замужних женщин, из шелковой ткани, большею частью - тафты; концы убруса, висевшие по сторонам головы, вышивались золотом и бывали унизаны жемчугами и маленькими дробницами (золотые дощечки). ШАМШУРА, или ВОЛОСНИК - головная сетка, вязанная или плетённая из волоченного (пряденого) золота и серебра; напереди волосника надо лбом носили прикреплённое к нему ОЧЕЛЬЕ с ПОДЗОРОМ (каймою), богато расшитое золотом и унизанное  жемчугом и дорогими каменьями. КИКА - самый нарядный головной убор, вроде мужского картуза без козырька. РЯСА - длинная прядь из жемчуга вперемежку с драгоценными камнями и золотыми ПРОНИЗКАМИ (бусы). По три, по четыре рясы висело по бокам кики.
 3 КАЦЕЯ - ручная кадильница.
    (Прим. П.И.Мельникова)
    Фото Яндекс.