Дьяковская культура не дьяков...

Петр Золин
 

http://archeologia.narod.ru/diak4.jpg
 
http://goledyanka.narod.ru/Djakovo.htm

С учетом гаплогрупп и ностратики происхождение и сохранение обособленных «чистых этносов» в местах частых миграций Евразии было крайне затруднено. Разные этносы жили чересполосно на одних и тех же территориях, развивали на основе единых технологий близкие культуры. http://proza.ru/2009/05/31/646
Поэтому традиционная раздача археологических культур Восточной Европы конкретным этносам – дело, вероятнее всего, бесперспективное. Культура длинных курганов развивалась как славянами, так отчасти балтами и финно-уграми. Тоже можно говорить и о городищенских культурах, складывавшихся примерно с 11 – 9 вв. до н.э.
http://www.russika.ru/ctatjajv.asp?index=72&pr=0

Носители городецкой, ананьинской, юхновской и близких культур, действительно, строили против кого-то крепости, городища. Выходит, нарастающие угрозы – к примеру, с юга, - для северян были. Геродот упоминал в здешних местах фиссагетов (др.-греч. ;;;;;;;;;;)— древний народ, обитавший, согласно Геродоту, к северу от будинов. Они соседствовали с народом иирков. Обитали в лесах, промышляли охотой. Однако знакомы были и с коневодством. Отождествляются с городецкой культурой либо дьяковской. 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Фиссагеты
Уже во времена Геродота ононим геты присутствует у низовий Дуная (как бы чистые «геты»), в округе Каспия (масса-геты) и много севернее (фисса-геты). Понятно, что «фисса-« неизбежно напоминают будущую весь (хотя можно об этом и спорить).
Но кого напоминают геты ?!
Например, готский историк Иордан наряду с другими знатоками прошлого готов упорно вел готское происхождение именно от гетов (что официальной науке очень не нравится).  Где могли обитать, к примеру, генетические пращуры готов, когда Скандинавию тысячи лет прикрывал огромный ледник ?! Явно где-то на юге. И нет особых противопоказаний видеть этнические корни готов отчасти в гетах, хеттах и т.д.
Весьма образованный Феофилакт Симокатта (ок.580 – 641 гг. н.э.) считал и славян гетами – «таково древнее имя этих варваров» (Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.П. 1995. С.30 – 31). Так как геты еще при Геродоте попадали в состав фракийцев, близких скифам, официозная наука «ковырять» этот сюжет не любит. Зачем ей славяне во времена Геродота ?!
Прокопий Кессарийский в 6 веке говорил о славянах: «Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много».
http://his95.narod.ru/doc00/prokop.htm
Близость славян  массагетам и гуннам официоз тоже не устраивает. Как и «рассеяние» поселков славян в древности на значительных землях.
Вместе с тем - если среди гетов все же была часть пращуров славян, то фисса-геты – это северные финно-славяне. Не моноэтнос, а полиэтнос. Что в немалой степени отражает дьяковская культура. Попадали ли в ее ареал балты ?! Вполне возможно. Только единых античных «дьяковцев» разрезать по принадлежности – даже лингвистически, с учетом ностратических корней - к средневековым и нынешним этносам невозможно. А если невозможно, такой полиэтнос политикам и историкам «апологетики раздрая» не нужен. На нем политику «разделяй и властвуй !» не построишь.

Википедия «коротенько» квалифицирует культуру так.

Дьяковская культура — археологическая культура железного века, существовавшая в VII до н. э. — VII веках на территории Московской, Тверской[1], Вологодской[2], Владимирской, Ярославской и Смоленской[3] областей. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери, муромы, веси[4]. Дьяковцы по одной из версий (есть и другие) пришли из-за Урала [5] и сменили абашевскую культуру[6] (по другим сведениям — фатьяновскую[7]). На смену дьяковцам пришли славянские племена кривичей и вятичей, возможно ассимилировавших дьяковцев.

Название культура получила по Дьякову городищу раннего железного века (ныне в Москве, в черте музея-заповедника Коломенское)[8], раскопки которого начались в 1889 году В. И. Сизовым. Общая характеристика культуры сформулирована в 1903 году А. А. Спицыным.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Дьяковская_культура

А чего же дьяковцы отчасти не выступают предками кривичей и вятичей, якобы – возможно – ассимилировавших дьяковцев ?! Если дьяковцы сменяли от Валдайской возвышенности до Оки , верховий Днепра и Волги фатьяновскую (преимущественно индоевропейскую) культуру, то индоевропейские элементы у них явно сохранялись. И археология это показывает. Тогда стараются отдать дьяковскую культуру одним античным балтам (тоже ведь индоевропейцы), даже жертвуя финно-угорской составляющей (понятно, финно-угроведы против таких неоправданных жертв, как и наука в целом). Что делать ?! Так признать полиэтничный характер дьяковцев, да и недостатки сравнительно скудных сведений Геродота о фисса-гетах и иирках.

« 4. 22. За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты – многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой (где живут – селища, городища; богато ли живут ?!).
В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки[19]. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним.
Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю.

4. 23. Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная[20]. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками[21]. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами».
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html

Эти скифы восточнее иирков немало крови портят чванливым историкам. Они явно участвовали хотя бы в античном развитии этой округи, а результаты развития «чванливые» однозначно трактуются как «чудские древности» (с обилием «звериного стиля»).

Многочисленное и своеобразное «племя» фиссагетов, живущее охотой (да и промыслами) – это явно полиэтнос, народ. И они принимали у себя беженцев из других скифских народов во время войны с Дарием 1 около 512 г. до н.э.

«4.123. Пока путь персов шел через Скифию и Савроматию (за Доном-Танаисом), они не могли опустошать местность, так как она была бесплодной. Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окруженный деревянной стеной. Будины бежали, город опустел и персы предали его огню. После этого персы продолжали следовать все дальше за отступающим противником, пока, пройдя через эту страну, не достигли пустыни. Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны будинов и тянется в длину на семь дней пути. Севернее этой пустыни живут фиссагеты. Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду (Азовское море, не факт…). Названия этих рек: Лик (Ока ?), Оар (Волга ?), Танаис и Сиргис (Северный Донец ?).

4. 124. Дойдя до пустыни (перед страной фиссагетов: П.З.), Дарий с войском остановился станом на реке Оаре. Затем царь приказал построить восемь больших укреплений на равном расстоянии – около 60 стадий друг от друга. Остатки этих укреплений сохранились еще до нашего времени. Пока царь занимался этим сооружением, преследуемые им скифы обошли его с севера и возвратились в Скифию. При внезапном исчезновении скифов Дарий велел оставить наполовину завершенные постройки и, так как скифы больше не появлялись, повернул на запад. Царь предполагал, что перед ним находится все скифское войско и что скифы бежали на запад.

4.125. Дарий шел с войском весьма быстро и, прибыв в Скифию (обратно за Дон: П.З.), встретил там оба отряда скифского войска. Столкнувшись с врагами, царь начал преследование, причем скифы опережали его на один день пути. И так как Дарий не прекращал преследования, то скифы, согласно своему военному плану, стали отступать во владения тех племен, которые отказали им в помощи, и, прежде всего – в страну меланхленов.
Вторжение персов и скифов устрашило меланхленов. Затем скифы начали завлекать врага в область андрофагов. Устрашив и этих, они стали отступать в землю невров. После этого, наведя страх и на невров, скифы отступили к агафирсам. Агафирсы увидели, как их соседи бежали в страхе перед скифами и послали глашатая, прежде чем те проникли в их землю, с запрещением вступать в их пределы. Агафирсы заявили скифам, что если те все же посмеют вторгнуться в их страну, то им придется сначала выдержать смертельный бой с ними – агафирсами. После этого агафирсы выступили с войском к своим границам, чтобы отразить нападение.
Меланхлены же, андрофаги и невры не осмелились оказать сопротивление персам и скифам. Забыв о своих угрозах, они в страхе бежали все дальше на север в пустыню. Скифы же не пошли в страну агафирсов, так как те не желали их пропускать, а стали заманивать персов из страны невров в свою землю».
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html

Так что земли фисса-гетов обогатились около 512 г. до н.э.  хотя бы культурой будинов, а на западе – андрофагов, меланхленов (смолян) и невров (у истоков Борисфена-Днепра). И следы этих событий стоит поискать на дьяковских городищах.

До войны с Дарием поселения раннедьяковского времени были небольшими. Они располагались близко к реке и невысоко над водой. Они не имели мощных валов и других оборонительных сооружений, характерных для последующих дьяковских городищ. По археологическим данным, в районе Дьякова городища (в черте Москвы около 40 памятников дьяковского времени) в то время местное население активно осваивало только речную пойму.

В москворецком бассейне ныне известно более двадцати памятников, относящихся к первой половине I тысячелетия до н.э. Керамика, орнаментированная гребенчатым штампом была найдена в том числе и на Боровицком холме на территории московского Кремля (исследования Н.А.Кренке и Т.Д.Пановой в 1999 г.).

     Одним из “классических” памятников этого времени является селище “Чертов городок”, расположенное неподалеку от Дьякова городища на берегу Москвы-реки. По всей вероятности, основным, базовым, поселением на раннем этапе железного века было именно оно, а не Дьяково городище, которое по мощности раннего культурного слоя существенно уступало поселению у Москвы-реки.

В результате войны с Дарием 1 системы укреплений дьяковской и соседних культур становятся более мощными.
По оценкам специалистов, в середине I тысячелетия до н.э. вокруг дьяковских поселений возводятся мощные оборонительные укрепления, состоящие из системы рвов и валов, по гребню которых часто строились дополнительные защитные деревянные сооружения.

В дальнейшем военные угрозы тоже способствовали активизации градостроительства.
Кунцевское городище (на территории Москвы) в начале новой эры было окружено мощными фортификационными сооружениями, состоящими из тройной линии насыпных валов и частоколов.

     При раскопках подмосковного Троицкого городища археологами было изучено необычное оборонительное сооружение конца I тысячелетия до н. э., так называемые “жилые стены”(типа стен Аркаима или Тушемли http://fortification.ru/library/savarenskaya/501.html ). Это кольцевая постройка, возведенная по краю площадки городища. Постройка возвышалась над земляным валом, который примыкал к ней с внешней стороны. Внутри “жилые стены” были разделены на четыре изолированных отсека с отдельными выходами на площадку городища. Судя по всему, постройка выполняла не только оборонительные функции. По мнению А.Ф.Дубынина, она, несомненно, использовалась “для жилья и хозяйственных нужд”. Сооружение, найденное на Троицком городище, погибло в результате пожара и уже больше не восстанавливалось.

     Деревянные укрепления дьяковских и подобных городищ горели достаточно часто. Оборонительные сооружения неоднократно ремонтировались и подновлялись. Укрепления Дьякова городища отстраивались заново не менее шести раз. Это отчасти и свидетельства войн между отдельными народами внутри Сарматии.

Дьяковцы, как и их соседи, активно развивали хозяйство.
Вырубали леса, на свободных участках устраивая пастбища и пашни. Обследование окрестностей Дьякова городища показало, что его округа активно осваивалась в радиусе 3 км от основного, центрального поселения. Как и на юге возникала система полис – сельская хора. Вокруг городища возникали селища, в том числе и сезонные; места доек, полевые станы и т.п. Все они располагались вблизи пахотных участков и источников водоснабжения. Земледелие уже составляло одну из основ хозяйства того времени. Выращивали просо, ячмень и пшеницу.

Площадки городищ нередко заняты длинными многокамерными домами (как у знаменитых Бискупиц http://fortification.ru/library/savarenskaya/501.html) . Постройки такого типа были изучены на целом ряде городищ, расположенных по течению Москвы-реки. Например, длина двух домов, остатки которых были найдены при раскопках Дьякова городища, составляла не менее 15 м. Ширина же равнялась около 3,5 м. Правда, «бараки» Костенок под Воронежем еще в палеолите превосходили вдвое дьяковские дома по длине и ширине http://vrn-histpage.ru/prehistoric/habitation.html

Крыши домов дьяковцев были двускатными: в культурных слоях сохранились ямы от поддерживавших их столбов. Стены делались из плетня и, возможно, дополнительно утеплялись. Внутри постройки делились перегородками на узкие холодные отсеки (своеобразные сени) и теплые комнаты, в центре которых всегда находился очаг с глиняным бортиком. Особое внимание уделялось полу: на нем делались песчаные подсыпки, иногда полы обмазывались глиной и устилались чем-то наподобие циновок, сделанных из травянистого материала. Это характерно и ряду селений палеолита на Русской равнине. http://druidgor.narod.ru/st/st22.4.html


Были ли среди дьяковцев балты ?! Вероятно, да.
В верхнем слое раскопок дьяковских памятников археологи находят отдельные «балтийские вещи». По трудам Птоломея (II в.) и Иордана (VI в.) к балтам относят гольтескифов и голиндов. Но гольтескифы уже по названию явно были полиэтносом. И были интегрированы в северный союз народов, который в 4 веке подчинил себе король Скифии и Германии Эрманарих.
Иордан напомним писал: ".После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих , благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало Древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим.
Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов (здесь исследователи с учетом "росомонов" видят элементы будущей формулы русских летописей - Русь, чюдь и вси языци: весь, меря, мордва...)
Славный подчинением столь многих [племен], он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя герулов (затем Аларих предстает как покоритель Рима), в большей части перебитое, не подчинилось — в остальной своей части — его власти... Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов : по воле судьбы они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов (гетами в VI веке источники называли и славян) Германариху.
После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов[античных пращуров славян], которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов . Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха . Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью». http://ru.wikipedia.org/wiki/Германрих
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_614.htm
Гольтескифы локализуются в 4 веке у низовий Немана. Их выход на восток определяют в 6 веке н.э., когда их могли вовлекать в свои процессы переселений славяне. Но не за счет финно-угров, а за счет тихого миролюбивого вживания в многовековой уклад дьяковской культуры. Расселились они, допускают, отдельными общинами отчасти в бассейне реки Москвы с ее главными притоками Рузой и Пахрой и по берегам текущих в Оку Протвы, Нары, Лопасни. Их главными городами признаются Лопасна и Лобынск на Оке. Русские летописи ХII-III вв. звали этот народ голядами или голедью, в то время как сами себя они называли лабами или лопами, что означало «добрый народ», или «хорошие люди». Но здесь остается немало споров, так как Лаба – это раннесредневековая Эльба, где было обилие славян. Невозможно однозначно отдать балтам и финно-уграм такие ононимы как Москва, Голядка и т.п. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111045.htm

Были миролюбивыми и славяне-вятичи , пришедшие в основном с верховьев Оки на берега рек Москвы и Пахры. Уже к середине 9 века они признавали власть Хазарского каганата, которому платили ежегодную дань. Господству хазар был положен конец походом на Оку в 964 г. великого князя Киевского Святослава, главы тавроскифов, как считали византийцы.
http://goledyanka.narod.ru/Djakovo.htm

Интересный эксперимент провели в 20-х годах прошлого века молодой ученый-археолог А. В. Арциховский (затем руководитель Новгородской археологической экспедиции) и краевед В. И. Горохов. Ученый выбрал на карте-двухверстке подходящий топографический пункт на реке Москве — у села Троицы в Можайском районе, а краевед провел здесь поиски и действительно обнаружил неизвестное до того городище дьяковского типа. Средства на его раскопки нашлись,  когда Можайское море должно было вплотную подойти к самому подножию городища. Под руководством А. Ф. Дубыпина в 1956—1960 годах раскопано 94 процента всей площади, и при таком сплошном вскрытии обнаружились важные для истории клады.
Хронологически самым ранним из троицких кладов явился комплекс железных наконечников стрел . Клад нашли в виде отдельного, спекшегося в ком куска железа, однако после бережной расчистки реставраторам удалось выделить из него 12 наконечников стрел. Форма большинства стрел напоминает удлиненный плоский листок (с черешком) и весьма отличается от множества железных наконечников, найденных на городищах в междуречье Москвы, Верхней Оки и Волги. Интересные результаты дало металлографическое исследование находок. Структурный анализ показал: перо этих стрел сварено из двух полос металла — железной и стальной, причем сварка произведена столь качественно, что сварочный шов прослеживается только на микроструктуре по мелким включениям шлака.
Не только своеобразная форма и размер, но и технология изготовления отличают стрелы от других железных предметов, найденных на городище Троица. Ученые и прежде предполагали, что в последние века до нашей эры наконечники стрел использовались в качестве меновой единицы. Сравнительное исследование троицкого клада, произведенное археологом X. И. Крис, показало, что наконечники были предметом импорта и поступили, скорее всего, из района Среднего Дона. Этот клад оказался чрезвычайно важен и для установления даты возникновения Троицкого городища— IV—III века др нашей эры. Наконечники стрел – правда, бронзовые – использовали с 8 – 7 вв. и скифы.

Уже в первых веках нашей эры здесь существовало свое железоделательное производство. Об том говорят находки криц и шлаков, кувалды для обработки железа.
Как и на подобном Щербинском городище, на Троице были открыты кузнечные клады — два комплек-са железных спиральных колец (37 и 13 экземпляров), тщательно укрытые в земле топор-кельт и серп . А в середине I тысячелетия нашей эры на городище уже была и меднолитейная мастерская. В обилии обнаружены шлаки, тигли, где плавился металл, и льячки — ложечки, которыми он разливался в формы. Найдены и сами формы. Изделия ювелира-литейщика оказались не в жилище и не у мастерской— они были завернуты в ткань и брошены в оборонительный ров с водой. По-видимому, времени закапывать ценности у владельца уже не оставалось. При падении узел развернулся, и часть вещей рассыпалась.
42 предмета ярко характеризуют мастерство литейщика. Изяществом формы отличаются шейные гривны, звенящая подвеска со щитом из треугольников зерни, бубенчики на цепочке, нашивные бляхи. Особый интерес у специалистов вызывает медная поясная накладка, покрытая точечным орнаментом. На пластинке четко прослеживаются контуры человеческой фигуры с воздетыми руками — так, по мнению археологов, изображали древнее божество плодородия (культ, связанный с возникновением земледелия). Часть предметов была намеренно сломана и смята с тем, чтобы вещи занимали меньше места и вошли в тигель, а одна из гривен даже свернута в трубочку.
Литейщик Троицкого городища не располагал местным сырьем. Медь получал в виде лома или целых вещей, требовавших переплавки. Это подтвердил и химический анализ цветного металла из клада: в сплаве преобладали сложные медно-оловянно-свинцовистые составы. Некоторые предметы были сделаны из смешанных сложных сплавов, возникших от переплавки бронзовых и латунных предметов. Металл изделий оказался неоднороден и происходил, по крайней мере, из трех рудных источников — с Урала, с юга, с запада. Так, наряду с изделиями местного производства в кладе выявились и привозные вещи. Предметы импорта на городище приходили, конечно, через посредников — иногда из весьма далеких стран.
Население дьяковских городищ участвовало в торговых отношениях с сарматами, господствовавшими в Причерноморье в первых веках нашей эры, с Прибалтикой, Прикамьем. Одна из интереснейших находок в Троице — фибула (застежка плаща) с латинской надписью «аvсissа» — как полагают специалисты, поступила из прирейнских галльских земель через города Северного Причерноморья.
Не раз встречались в земле Москвы и Подмосковья и монеты античного мира. Так, в Измайловском лесу Москвы известны находки хорошо датированных серебряных монет парфянского царя Арсака II (123 год до нашей эры) и римского императора Гордиана III (238—244 годы нашей эры). Римские монеты были найдены в селах Быково и Михайловская слобода Раменского района, вблизи деревни Бушарино Звенигородского района. Монеты, проникавшие с юга на Московскую землю, вероятно, также служили сырьем для отливки украшений. Основным предметом торгового обмена на монеты и металлические вещи, дошедшие до наших дней в кладах, скорее всего, была пушнина. Нет сомнения, что мех бобра и куницы, лисицы н медведя, выдры и ласки из лесов Москворечья высоко ценился на юге.
И все же ученым известно весьма скромное число античных монет в Подмосковье: большинство их, вероятно, ушло на переплавку.
Понадобились долгие века исторического развития — почти полтысячелетия, чтобы монеты заняли прочное место в экономике тогдашнего населения Московской земли.

Интересны появившиеся с рубежа эр так называемые грузики «дьякова типа» из глины или кости в форме гриба, усечённого конуса, биконуса или башни из усечённых конусов. У них всегда имеется вертикальный канал и насечка по краю основания. Предположения о назначении этих предметов весьма разнообразны -  рыболовные грузила, ткацкие грузики, мера веса, пуговицы, пряслица, крышки жировых ламп, предметы, связанные с почитанием светил и культом предков.

Известны отдельные находки грузиков в Прибалтике, Белоруссии, на Смоленщине, т.е. территориях, достаточно отдаленных от основного ареала распространения дьяковской культуры.

Вероятно, дьяковцы использовали разные обряды захоронений. Особенно археологов привлекают «домики мертвых».    

 Еще в 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено необычное сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5—6 человек, мужчин, женщин и детей. Долгое время памятник оставался единственным в своем роде. Прошло более тридцати лет, и только в 1966 г. был найден еще один “домик мертвых”, и не на Верхней Волге, а в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря. По мнению исследователей, когда-то это была прямоугольная бревенчатая полуземлянка высотой около 2 м с двускатной крышей. С южной стороны был устроен вход, внутри у входа находился очаг.

     В “домике мертвых” были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики “дьякова типа”. В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра. Обычай строить бревенчатые надмогильные сооружения не является уникальным. Он широко известен по многочисленным археологическим и этнографическим данным на севере Восточной Европы и Азии, причем в некоторых областях эта традиция существовала вплоть до XVIII в. и даже позднее.

     Погребальный обряд выглядел, скорее всего, следующим образом: тело умершего сжигали на костре где-то за пределами поселения. Такой обряд у археологов называется кремацией на стороне. После совершения обряда кремированные останки помещались в “домик мертвых”, своеобразную родовую усыпальницу, обычно находившуюся в удаленном от жилья месте.

     Как и в предыдущем случае “домик мертвых” был обнаружен прямо на территории поселения, что достаточно странно для погребального сооружения. Впрочем, как считают исследователи, коллективная усыпальница могла быть устроена там тогда, когда городище уже как поселение не использовалось.

     Оба погребальных памятника относятся к позднему этапу дьяковской культуры, т. е. к середине—третей четверти I тысячелетия н.э. К сожалению, о погребальном обряде местного населения в более раннее время ничего не известно.

Обряд кремации затем использовали и славяне. При этом «домики мертвых» у них заменены курганами и сопками.

По оценкам специалистов, на территории современной Москвы одновременно проживало всего около 1000 «дьяковцев», а за все время существования дьяковской культуры, т.е. более чем за полторы тысячи лет, здесь родилось, выросло и умерло несколько десятков тысяч человек. При подсчетах в первую очередь учитывались площадь памятников и размеры жилых построек. Предполагается, что на каждом отдельно взятом городище могло проживать одновременно до 100 человек. Эта цифра, помноженная на число городищ, известных на территории современной Москвы, а их на сегодняшний день насчитывается десять, и дает искомый результат – 1000 человек. Безусловно, цифра эта весьма приблизительна. В разное время численность населения могла существенно колебаться, к тому же не совсем ясно, все ли эти городища существовали одновременно. Но это городища именно вдоль Москва-реки, так что их цепочка по сути и дает начало городу.

Дьяковцам известны выемчатые эмали с вероятным включением узоров типа букв глаголицы
http://domongol.getbb.ru/gallery/image_page.php?image_id=8 (люди)
http://domongol.getbb.ru/gallery/index.php, http://proza.ru/2009/06/30/196, и др.
Дьяковская культура – вероятный пример многовековой полиэтничной культуры Восточной Европы, требующий выявления и учета других подобных культур.

Конечно, это регион упорного язычества, что и определяет отношение к нему христианской историографии – доминирующей в обозначении начал отечественной государственности. Демонстративная примитивизация – вот вектор такого отношения. Даже приведенные в иллюстрации артефакты явно против дальнейших подобных примитивизаций дохристианских народов России.