Св. Антоний Великий, или О развесистой клюкве

Кассия Сенина
Вернемся к вопросу об «интеллектуальной элите» (о которой я писала тут http://proza.ru/2009/07/02/966). Мне много чего навозражали; в частности, поминали и св. Антония Великого, который был «неграмотным, но зато»... Я сдуру кивала головой и отвечала: «да, но...»

Но потому мне как-то вступило в голову: а, собственно, с чего народ решил, что Антоний был неграмотен? И я не поленилась заглянуть в его Житие, написанное св. Афанасием Великим, его современником и учеником. И что же мы узнаём из оного жития?

Начинается оно так:

«Антоний родом был египтянин. Поскольку родители его, люди благородные, довольно богатые, были христиане, то он воспитан был по-христиански и в детстве рос у родителей...»

Так, - подумала я, - и каким это образом у благородных и богатых родителей мог быть неграмотный сын? По тем временам это нонсенс: именно рождение у богатых и благородных всегда подразумевало прекрасное образование ребенка, и все ученые отцы Церкви и великие богословы вышли именно из богатых и знатных семей.

Однако, дальше вроде бы действительно читаем:

«…когда же стал отроком и преспевал уже возрастом, не захотел ни учиться грамоте, ни сближаться с другими отроками, но имел единственное желание ... жить в дому своем» (все тот же § 1).

Но что же дальше? А дальше говорится, что, ощутив призвания к монашеству, он раздал все свое имущество, устроил сестру и удалился в уединение, выходя только для того, чтобы пойти к тому или иному подвижнику за наставлением. В уединении своем он молился, работал

«…и столько был внимателен к читаемому, что ни одно слово Писания не падало у него на землю, но все удерживал он в себе; посему, наконец, память заменила ему книги» (§ 3).

Итак, сей «неграмотный» не только умел читать, но читал много и запоминал огромное количество наизусть. Для справки: египетские монахи тех времен не только все знали наизусть, напр., Псалтирь, но очень многие еще и наизусть знали множество книг Св. Писания. Например, в Патерике рассказывается, что один подвижник прочел наизусть подряд несколько книг *Ветхого Завета*, включая Левит; кто знает содержание книги Левит, тот вполне может оценить умственные способности тогдашних монахов; лично я, напр., совершенно не представляю, как можно запомнить наизусть эту книгу, как, впрочем, и другие. Само собой, знали они и Новый Завет. Из посланий византийских святых не только той, но и любой последующей эпохи видно, что они прямо-таки представляют собой собрание прямых цитат или перифразов из Писания обоих Заветов.

Хотела бы я видеть хоть одного из современных христиан, который сравнялся бы с этими «необразованными». Из современников мне известен только один, знавший наизусть Евангелие, - св. Филарет Вознесенский (замечу, кстати: нелюбимый православненькими «фанатик»).

Но вернемся к св. Антонию. Читаем Житие дальше. Ученикам своим он заповедовал учиться из Писания (§ 16), советовал записывать ежедневно свои поступки и душевные движения (§ 55). С еретиками он не общался, *обличал их мудрования* (§ 68), а когда ариане распустили слух, что будто бы Антоний единомышлен с ними,

«…вознегодовал он и раздражился против них; а потом, по просьбе епископов и всей братии, сошел с гоpы и, пpибыв в Александpию, осудил аpиан, сказав, что аpианство есть последняя еpесь и пpедтеча антихpиста. Наpод же он поучал, что “Сын Божий не тваpь и не из не-сущих, но есть вечное Слово и Пpемудpость Отчей сущности. А посему нечестиво - говоpить о Сыне: было, когда Его не было. Ибо Слово всегда сопpисуще Отцу. Поэтому, не имейте никакого общения с нечестивейшими аpианами. Ибо «нет никакого общения свету ко тьме». Как вы, благочестиво веpующие, именуетесь хpистианами, так они, именующие тваpью Сущего от Отца Божия Сына и Отчее Слово, ничем не отличаются от язычников, служа тваpи паче сотвоpшего Бога. Веpьте же, что даже и вся тваpь негодует на них за то, что Твоpца и Господа вселенной, Имже вся быша, сопpичисляют к существам сотвоpенным”«. (§ 69)

Очень неплохое знание догматики для «неграмотного», да.

Но это еще не все. Далее рассказывается, как он посрамил языческих философов, которые пришли к нему с целью осмеять его, что «не учился он грамоте» (§ 73–74); причем со второй группой оных философов разговор излагается подробно. И тут, к немалому удивлению, можно прочесть, что Антоний обличал перед философами языческих богов со знанием дела и советовал читать и изучать Св. Писание, которое философы просто «не читали с искренним расположением» (§ 75–76). Т.е. «неграмотный» Антоний не только в совершенстве изучил Писание, но и вполне себе был знаком с «эллинскими баснями» — говоря по-современному, со светской культурой, равно как и с чуждыми верованиями — на таком уровне, чтобы привести в молчание носителей оной культуры!

Читаем Житие дальше. Антоний писал письма (§ 86). Мало того, он еще и аскетические Послания монахам писал (и 7 из них до нас дошли; в науке, правда, до сих пор спорят, на каком языке он их писал - греческом или коптском, но это, в принципе, не так важно для темы).

А теперь вернемся к его «неграмотности». В греческом тексте (PG 26) стоит: grammata men mathein ouk enesxeto (§ 1) и me mematheke grammata (§ 73). Как уже выяснили ученые люди, это скрытая отсылка к Евангельскому: «как Сей знает книги, не учась»? — pws outos grammata oiden me memathekws (Ин. 7:15). Т.е., собственно, Афанасий говорит о «неграмотности Антония» в том же смысле, в каком можно говорить о «неграмотности» Христа! И выражение это означает, как это видно из фактов Жития, вовсе *не отсутствие грамотности как таковой, но отсутствие систематического (по-современному, высшего философско-богословского) образования*. И что Антоний, будучи отроком, «не захотел учиться грамоте», означает не что иное, как то, что он после, говоря по-современному, средней школы, не захотел идти в институт.

Но судя по тому, что и как он знал в итоге своего самообразования и чему был способен учить, с кем спорить и кого обличать, он не только принадлежал как раз-таки к «интеллектуальной элите», но спокойно дал бы фору любой элите среди современных православных и неправославных тоже. Так что, прежде чем что-либо утверждать «со знанием дела», читайте, граждане, первоисточники.

(Я уж тут оставляю за скобками вопрос о собственно аскетических подвигах св. Антония. Желающие могут прочесть о них в Житии и сами подумать на тему, насколько жизнь нынешних христиан, считающих, что можно спасаться и «неграмотными», соответствует жизни св. Антония. Я бы понимала, если бы они сами в таких же подвигах жили, тогда, пожалуй, они бы еще имели право так говорить. Да, неграмотную св. Марию Египетскую действительно Бог просветил без всякой учебы знать Священное Писание, да только она до этого почти 50 лет провела в пустыни в таких условиях, в каких современные христиане и месяца бы, вероятно, не выдержали. Так что сторонникам «спасения в простоте» я бы предложила уйти на 50 лет в пустыню питаться колючками и молиться день и ночь, — может, тогда они и получат божественное просвещение; а до тех пор все эти рассуждения о необязательности образования — не более, чем досужая болтовня.)

Все знают, что от скромности я не умру :) поэтому скажу, что в этом смысле, вообще-то, и меня, напр., можно назвать неграмотной. Между прочим, меня иногда спрашивают: «где вы учились?» - имея в виду, где я «изучала веру», богословские вопросы и пр.; на что я честно отвечаю: *нигде, я чистой воды самоучка*, то бишь «неграмотная», говоря по-византийски.

Итак, православные говорят, что св. Антоний *является примером для подражания* тем «простым христианам», которые «неученые» и уповают «и без образования спастись»? О, тут я с ними абсолютно согласна. На 100 процентов и более. Если бы у нас все христиане были такими же «неучеными» и так же «спасались в простоте», как св. Антоний, то у нас бы был... ну, не рай земной, конечно, но светлейше светлого житие христианское, и, пожалуй, едва ли не весь мир бы, действительно, «склонился к подножию Креста», как и в Житии Антония (§ 70) говорится о том, что

«…весь народ радовался, слыша, что таким мужем анафематствуется христоборная ересь. Все жители города сбегались видеть Антония. Даже язычники и так называемые их жрецы приходили в храм Господень, говоря: «Желаем видеть человека Божия». Ибо так называли его все».




19.09.2006