Взрослые не выполняют обещаний..

Людмила Лайм
Когда мне стукнуло десять, мама решила купить катер. Чего ей в тот момент не хватало – сказать сейчас сложно. А так как она была очень решительная женщина, то на следующий же день и увиделась с продавцом, дабы обсудить условия купли-продажи. После этой роковой встречи мама вышла замуж. Во второй раз. Лучше бы ей этого не делать. С той поры в моей жизни начались чёрные дни, которые можно разбить лишь на несколько эпизодов. 
Я хорошо помню его красное от ветра (или от алкоголя?) лицо, радостную маму, смотрящую на Него каким-то непонятным завороженным взглядом. Была шумная пьяная свадьба. Играли дома. Его родственники, не стесняясь, говорили:
- Зачем ты женишься, Володя? Зачем она тебе??? На что он грозно водил своими густыми бровями и отвечал:
- Люблю Наталью.

Через месяц, а может чуть позже, он начал ее бить. Сначала слегка, затем все чаще, сильнее. Я попыталась заступиться, за что получила железную оплеуху от дяди Володи. После этого я стала убегать к бабушке. Милая моя бабушка! Видишь ли ты ТАМ сейчас меня? Знаешь ли, что только твоя доброта, твои сказки, и твои пирожки помогли мне выжить в этом сумасшедшем мире? Помогли сохранить Веру в Высшую справедливость и Божий суд?..

От людей справедливости не дождешься. Это я поняла как-то сразу. Может в тот самый день, когда мы гуляли по заливу? Я, дядя Володя, и мама. Мы зашли по бонам очень далеко на воду. Наверное, с километр вглубь залива. Вода была темная, так как глубина в иных местах достигала метров пятнадцати. Они начали крепко ругаться, - мне было очень страшно. Я чувствовала, что может произойти что-то очень нехорошее.. Дядя Володя пообещал мне, что не сделает ничего плохого. Но взрослые всегда обманывают. В момент, когда их перебранка достигла самого пика, он не сдержал своего слова: взял да и зашвырнул маму в глубинную воду залива. Мама захлебывалась и тонула. Вода была ледяная. Я закричала: - Дядя Володя, ведь вы же ОБЕЩАЛИ!!! Он вытащил ее с превеликим трудом, - мамина рука выскальзывала из его руки, она слабела и теряла силы. Как только она оказалась на бонах, я кинулась на него с кулаками. Но что могли эти детские ручонки, слабые как ниточки?

После этого случая мама ходила вся разодетая – шикарные пальто с песцовым и лисьим воротниками, норковые шубы. Дядя Володя не жалел денег на золотые побрякушки. А мне частенько перепадал четвертак (двадцать пять рублей) «на мороженое».

Меня стали часто отправлять в пионерские лагеря, хотя раньше мы всегда на море ездили с мамой. Вдвоем. Помню - я все время ждала писем из дома, а они приходили так редко.. Мне все время хотелось домой. А еще – чтобы все было, как раньше. Только я. Мама. И бабушка..

Как только я возвращалась из лагеря, мы собирались в очередную поездку на острова: порыбачить, поохотиться, собрать грибов и ягод. Однажды дядя Володя что-то не рассчитал.. Жесточайший шторм застиг нас по возвращении, когда до берега оставалось рукой подать – метров четыреста. Опытные моряки знают, что хуже всего оказаться в это время в таком месте, - лучше уж обратно в море уйти. Но топливо было на исходе, у нас не было другого выбора – нужно было или пристать к берегу, или утонуть. Волна порой достигала трех-четырех метров, и наш катер «Прогресс» подбрасывало словно щепку, швыряя из стороны в сторону. Мотор заливало, он заглох как-то разом. Мама начала причитать и биться в истерике. От этого мне стало очень страшно за нее. Лодку заливало по самые борта. Казалось, еще чуть-чуть, она перевернется, и мы все пойдем ко дну. Дядя Володя, еле перекричав вой ветра, сумел крикнуть, пытаясь завести мотор: - Наташка, табань веслами! Людка, вычерпывай воду!
Но мама ничего этого не услышала. От страха она заходилась в бессвязных воплях и причитаниях. Не помню как и что именно я на нее закричала, начав судорожно вычерпывать воду. Это возымело действие: мама, словно очнувшись, села за весла. Тут завелся наконец и мотор. Через сколько времени мы пристали к берегу, трудно сказать. Нас вытащила толпа рыбаков, собравшаяся на пирсе, не успевших на свое счастье выйти в море. В тот жуткий день они наблюдали несколько смертей. У них на глазах погибла семья на «Казанке» из четырех человек, еще две или три семьи на «Прогрессах», погибли одиночки на своих лодчонках. Потонул и рыбак, который не смог оставаться в стороне и отправился на выручку одной семье. Я лежала на земле и плакала, не знаю отчего больше – от усталости или от того, что все это наконец-то закончилось. Сильные руки взяли меня и понесли. Вот тогда я и сказала неожиданно для себя: - Дядя Володя, спасибо, что нас вытащил. Когда я вырасту, проси, что хочешь! Теплая ванна сделала свое дело, я уснула мертвым сном.

Через два года мама поняла, что ее брак оказался чудовищной ошибкой. Она ушла от дяди Володи, и подала на развод. Еще год он ходил, как побитая собака. Мы не открывали ему дверь. Он угрожал своими связями, скандалил, караулил маму повсюду, умоляя вернуться к нему. Всё было напрасно. Хорошо помню мамины слова: - Володя, не ходи больше сюда. У меня всё в душе к тебе умерло..

После этого он начал появляться всё реже. Он запил. По-черному. Сначала пропил один катер с гаражом, затем другой, третий. Потом и вовсе у него ничего не осталось. Пропил бы, наверное, и однокомнатную квартиру, в которой жил. Только она ему уже не принадлежала – сыновья позаботились.
 
На свое двадцатилетие я принимала поздравления от друзей и коллег на работе. Было весело и шумно. – Людмила Алексеевна, Вас там кто-то спрашивает.
На пороге магазина стоял лохматый бомж, от которого разило чем-то жутким.
– Здравствуй, Людочка! – начал он. – Совсем мне худо..
– Денег нет! – отрезала я, сообразив, что это кто-то из очередных попрошаек. Я уже собралась уйти в подсобку, дабы продолжить празднование, как в спину мне долетел вопрос:
 – А помнишь, ты обещала, когда вырастешь: проси, что хочешь? Мне ничего не надо, только на бутылку..
Приглядевшись, я с огромным трудом узнала в нем дядю Володю. Вид его был ужасен, сердце мое сжалось.
– Вы??? – выдохнула я. И следующей волной чувств всплыло навсегда ушедшее детство.. Суетливо собрала ему в пакет еды, водки, протянула сколько-то денег: - Вот, возьмите..
После этого он приходил еще несколько раз: весь больной, почерневший от спиртного. На него было страшно смотреть. И оттого, наверное, я всегда его выручала..

Однажды он снова пришел. Весь какой-то другой. Побритый. Чистый. Свежий. Попросил в долг немалую для него, и ничтожную для меня, сумму. Конечно же, я пообещала. Как я могла отказать человеку, спасшему нас от неминуемой гибели? Мы договорились встретиться на следующий день, чтобы обсудить все залоговые формальности при передаче денег у нотариуса.
В ту же ночь я улетала в Сочи. Меня ждали две недели беззаботного отдыха под жарким солнцем. В самолете мне вспомнился дядя Володя, ворвавшийся в мое детство, мама. Как странно, что взрослые не выполняют своих обещаний..