Исповедь бывшей неформалки

Ласт Милинская
Совпадения случайны, персонажи вымышлены, бла-бла-бла

Однажды я была неформалкой.
Это время длилось достаточно долго – я взрослела с привкусом металлических струн гитары на губах, со звуком открывающихся пивных бутылок в ушах, с видом на вечерний Арбат. Почти десять лет.

Я не считаю эти десять лет убийством и разложением личности - просто становлением, таким себе воспитанием своего внутреннего человека. Своеобразным этапом продвижения вперёд, с бесшабашным желание испробовать всё, пока есть возможность. В моей жизни были гонки на мотоциклах, сбор денег на портвейн ребятам с гитарой в руках и шляпой на асфальте, ночные готические вечеринки, изобретение необычных нарядов и многодневная подготовка к масштабным мероприятиям, поездки на фестивали и сборища, своя религия и мировосприятие.



Через призму общения с теми, кто отчасти понимал меня.
Я пришла туда, чтобы найти единомышленников. А оказалось, что всё единомыслие сводилось к совместному потреблению спиртных напитков и рассуждениям, мечтаниям, планам, которым никогда не было суждено сбыться. Люди, лишенные конкретики – это костяк неформального движения. Безумные генераторы идей, борцы за независимость, остроумные комментаторы, умники и умницы – и вместе с тем люди, боящиеся выйти к микрофону, идти в своих стремлениях до конца, реализовывать свои амбиции, пессимисты и словоблуды.
Самым частым выражением в ответ на предложение сделать что-то стоящее было: «А смысл?», а все рассуждения о высоком в баре с дешёвым пивом или в скверике на Чистых Прудах сводились к «Надо что-то решать», паре дней отчаянного бумагомарания и возвращению на круги своя.

Любое начинание поддерживалось толпой энтузиастов, которые с каждым часом отваливались от проектов, в конечном итоге от идеи отказывались даже самые ярые креативщики. Потому что нерентабельно, потому что никому не нужно. Потому что скептики правят неформалами, потому что истинные революционеры и борцы за идею выродились, заменив себя толпой в крутых шмотках без идеи в голове. Манагеры в чёрном, обыватели в косухах, цивилы в ярких нарядах, формат в неформате.

Отсюда и берётся это «ты должен». Если ты металлист, у тебя должны быть кожаные штаны, косуха и длинные волосы. Если ты гот, ты непременно должен ходить в чёрном и иметь блог на ЗБГ. Если ты панк, ты должен – должен! – нашить на свою одежду заплатки с анархией и не мыться неделями. И так далее. Должен, должен, должен. А если ты не такой, то ты вне субкультуры.

Таких, кому это нравится по идейным соображениям, крайне мало. В основном люди вливаются в субкультуры по принципу «вроде как я похож». И начинается конкурентная борьба. Кто круче выглядит, кто купил эксклюзив за границей, кто знаком с народом поавторитетнее, у кого больше денег, чтобы посещать мероприятия, и так далее. Готика – очень дорогое увлечение. Маргинальность, конечно, стоит дешевле, но и впечатление от него в разы хуже, хотя именно маргинальные готы воспринимаются как основной срез субкультуры, именно потому, что они больше на виду. На улицах города, на кладбищах, в основных уличных местах тусовки.

Мне было неприятно то, что меня ассоциируют с этими людьми. Когда иду я, в красивом платье, которое шила полгода, старательно вышивая каждую розочку, обдумывая каждую деталь, подбирая к нему аксессуары, и рядом со мной пробегает девочка в одёжках с китайского рынка и торбой через плечо, идущие мимо цивилы вслух говорят: «О, готы идут!». Когда на концерте известной группы корреспонденты снимают не тех, кто помогал в организации этого концерта и все силы на это положил, а тех, кто выглядит наиболее несуразно, чтобы потом показать это в эфире. Когда я не курю и не пью, а по поводу наркотиков категорически против, в обществе бытует стереотип, что вся неформальная молодежь сидит хоть на каком-то допинге. Когда в СМИ мелькают в основном лица тех, кто не стесняется показать свою глупость, а умники потом в интернете их хают за то, что сами постеснялись выразить своё мнение в камеру – в основном от них слышны лишь крики: «Не снимайте меня!».

Я писала рассказы и рисовала, я делала татуировки и рассказывала всем, что они обозначают. Я брала интервью у видных противников субкультур, расспрашивала их о том, что их не устраивает, предлагала альтернативные точки зрения. Неформалы из моего окружения критиковали мою деятельность, говорили, что я много на себя беру, «высовываюсь» - серое стадо, точнее, чёрное, закопалось в своей раковине и даже ленится объяснять, что к чему. Само плодит стереотипы своим якобы стёбом.
Именно поэтому я решила отказаться от этого. От этой псевдонеформальности, которая на самом деле ещё большая зашоренность. От стадного принципа, сбивающего в «объединения по интересам». Здесь никакого объединения и быть не может. нравится музыка – купил диск или сходил на концерт. Нравится вещь – сшил или купил. Нравятся книги и прочее — оценил сам. Потому что те люди, которые в настоящий момент составляют костяк субкультур — это те же самые формалы, только в другой обложке.

И я сама формал. Я карьеристка, материалистка, реалистка. Я живу в реальном мире, а не в иллюзиях и мечтах. Я не предам свои идеалы и не буду заморачиваться их философским осмыслением. Я просто буду брать и делать. Преодолевать собственные страхи, а не бороться с абстрактными химерами. Выглядеть так, как я считаю нужным, и не более. И разрушать стереотипы не только в головах тех, кто относит себя к обывателям-традиционалистам, но и в головах самих неформалов, потому что, как ни печально это признавать, стадо существует под разными названиями.

upd: из недавних комментов:
Аня: У меня есть один вопрос,на который я хочу найти ответ, и пока не могу. Может у тебя есть мнение? Почему большинство неформалов, причисляющих себя к готам, байкерам, эмо и т.д., (Короче говоря именно причисляющих себя к кому-то), так любят загонять себя в какие-то совершенно немыслимые рамки? У меня было время, когда я хотела относить себя к тем, или иным направлениям, но они не просто ограничивали мою свободу, они ее убивали. Я не верю, что мне просто не везло, слишком много знала людей. Почему так получается?

Я:Насчёт рамок я отвечу исключительно со своей колокольни, потому что за всех говорить не могу.
Бывает так, что у людей имеется предпочтение к чему-то определенному, склонность. Это в своём роде профессиональное: кого-то тянет к организационной деятельности, кого-то к креативной, кого-то к механической...
Кому-то нравятся приглушенные цвета, а то и один. Кому-то в музыке предпочтительнее сочетание гитар и клавиш, а не ритм-секция. И так далее. Из своих предпочтений человек формирует свою среду общения, т.е. выбирает тех, с кем есть общие интересы. Если, скажем, интересы совпадают на более чем 50-60 процентов, то есть повод объединения в субкультуру. Это изначальное. Далее люди со стороны смотря на эту субкультуру, находят у себя, скажем, 30 процентов совпадений, и вливаются в неё, потому что думают, что там их поймут и примут. Но т.к. до 50-60% и выше они не дотягивают, то начинается включение в шаблоны, т.е. в общие объединяющие факторы.
Эти рамки, кстати, вовсе не нымслимые, а логично вытекающие одна из другой. Есть в тебе одно - за ним последует другое, третье, пятое, десятое. Да, в субкультурах существует некая ограниченность, в саутпарке очень круто это отразили:
-А что я должен делать, чтобы стать готом, а не конформистом?
- Всё очень просто. Ты должен одеваться как мы и слушать такую же музыку как мы.
В принципе, это так и есть. Но. Людей, одевающихся так и слушающих такую музыку по сравнению с общей массой крайне мало.
Ты меня видишь часто. Знаешь, как я разговариваю, и как я выгляжу. Я похожа на большинство в какой-то степени. Но почему-то со мной многие стесняются или боятся заговорить, хотя человек я вполне открытый и вменяемый. Внешности стремаются почему-то.

10/04/09