15 минут жизни..

Ксения Вазьянская
Это были одни из самых запоминающихся минут в моей жизни. На дворе уже июль, а я с поразительной точностью помню, как 22 июня впервые перешагнула порог детского дома. Это учреждение находится почти через дорогу от нашей Ашхабадки, и многим из нас оно хорошо знакомо, ведь периодически мы собираем подарки и устраиваем там нашим младшим товарищам праздники.
Они ничем, абсолютно ничем не отличаются от нас: тоже анатомическое строение тела, иногда совпадающий цвет волос или глаз, тембр голоса и мечты. Мы можем даже быть тезками и однофамильцами.  Только вот мы живем в семье, где есть папа и мама, а если особенно повезет, то братик или сестренка, а иногда и несколько. А они живут в семье, где есть воспитатель и другие ребята. У них нет того обыкновенного чуда, которым мы и чудом часто не считаем…
Конечно, я пришла туда не с пустыми руками. Но, к сожалению, вся моя материальная помощь этим детям помещалась в один цветастый пакет стандартного размера. Да и содержимое вряд ли можно было назвать чем-то сногшибательным: чуть более десятка видеокассет с детскими фильмами и мультиками.
По дороге туда я сомневалась: нужно ли им то, что я несу в пакете, не примут ли ребята из детского дома мой скромный подарок за издевательство? Ведь эти мальчишки и девчонки вынуждены порой пользоваться тем, что жалко выбрасывать на свалку…
Но по дороге обратно я шла с полной уверенностью, что все-таки не зря я поборола мучившее меня сомнение…
Как вы думаете, какие желания  загадывают ребята из таких детских учреждений на праздники, скажем Новый год или день Рождения? Принято считать и во всех социальных рекламах говорят, что эти дети  мечтают о собственной семье, о комнате, которую если и делить, то с сестрой или братом, о личных игрушках и поцелуях родных по утрам и перед сном… а ведь это так…это не сказка и не утка, чтобы разжалобить новых меценатов.. это реальность…и какие, казалось бы, глупые мечты… но какие необходимые каждому детскому и взрослому сердцу.
Немного покосившиеся ворота синего цвета, чуть приоткрытая калитка и современно благоустроенная детская площадка… К главному ходу ведет дорожка из недавно выложенной брусчатки… но странно - дверь опечатана и висит бумажка «Вход с обратной стороны» -  как будто здесь побывали судебные приставы и наложили арест на имущество.
 Ближайшая дверь слева также была закрыта и  опечатана, справа не открывалась. Немного растерялась, но, заметив протоптанную тропинку, я решила пройти по ней, тем более, что она огибала здание детского дома, а позади его слышались мальчишеские голоса. Несмело, внутренне подгоняя себя, я отважилась пройти эти несколько десятков метров. Открытые в жару окна кухни, на подоконниках которых стояли кастрюли в цветочек и ягоду, трепыхающиеся на ветру незамысловатые занавески – повеяло чем-то лагерным и социальным.
Переживали ли вы такой момент в детстве, когда вам казалось, что вы не родной ребенок родителям? И дело не в том, что вас купили в магазине или нашли под капустой. Неосторожно сказанное слово папы или мамы и затаенная детская обида, и уже фантазия рисует очень печальные картины. А после начинаются поиски старых фотографий с вами в главной роли, придирчивое сравнение внешности, а у самых смелых – дотошные расспросы родителей. Вот только в 99,9% случаев наши детские страхи рассеиваются и мы уже не задаемся подобными вопросами. Прошедшее кажется забавным и нелепым. А вот у ребят из детского дома таких сомнений не возникает, ведь все и так лежит на поверхности. Ведь папой не может быть здание, где они живут. А мамой усталая воспитательница, на которую ты совсем не похож. 
Наконец, дом был обогнут, и на заднем дворе, на земле и остатках асфальта мальчишки от 7 до 16 лет играли в футбол. Территория, вернее ее размер, не позволял разделиться на две команды, обустроить ворота и гонять мячик в свое удовольствие. Места хватало лишь для того, чтобы стать в круг и всего лишь чеканить. Но и это тоже было, по-видимому, увлекательным занятием. Стук мяча не замолкал ни на секунду, игроки были сосредоточены и лишь изредка кто-то, кажется, из более опытных и старших делал замечания и давал советы. На мое сдавленное «Здравствуйте, как пройти к директору» я услышала «Туда» и заметила жест по направлению к открытой двери с мягкой обшивкой на внутренней стороне. Спасительной фразой, уничтожившей мою растерянность, стала «Иди, проводи!». Я испытала огромную благодарность к парню, который сказал это, и к мальчику, которому адресовалось. Маленький, юркий, он быстро показал мне дорогу. Поняв, куда идти, я всего лишь сказала: «Спасибо, иди, играй, я теперь сама найду кабинет». И в ответ услышала то, что меньше всего ожидала услышать – прошелестевшее «спасибо». Секунд тридцать я стояла на ступеньке лестницы, пытаясь понять, к чему была эта благодарность. Единственным разумным ответом  было то, что мальчик стеснялся меня, хотя, сказать по секрету, я его стеснялась намного больше.
Вы никогда не задавались вопросом, что испытывают эти дети, когда видят счастливых сверстников в окружении пап и мам? Зависть или радость за ближнего? Обиду на общество или силу, что должна помочь преодолеть невзгоды? Страх за будущее или уверенность, что повезет в чем-то другом? Они вырастут, и многие говорят, что эти ребята  пополнят армии безработных и пьющих, что не смогут стать достойной опорой завтрашним пенсионерам. Но давайте посмотрим им в глаза. Разные оттенки радужки и разная глубина взгляда. У кого-то увидишь хитрецу, у другого - задумчивость, а у третьего – любознательность. Каждый из них талантлив. Потому что бесталанные в этом мире не рождаются. Просто наши лучшие стороны раскрывают с любовью, а  у них – по долгу службы и небольшую заработную плату…хотя не без исключений.
Легонько постучав в дверь с табличкой «Директор», я зашла в залитую солнцем комнату и почувствовала облегчение. Конец моего пути был здесь. Оставалось только отдать пакет с видеокассетами уполномоченному лицу и с чувством выполненного долга уйти восвояси. Представившись и рассказав про свою ношу, я аккуратно опустила ее около старого мирно урчавшего советского холодильника. Заверенная, что мой подарок будет использован по назначению, я открыл дверь, чтобы выйти. В коридоре я столкнулась с девочкой, чуть старше 15 лет. И опять эти темные серьезно-грустные глаза..
Вы знаете, те, кто приходил туда, чтобы порадовать детей, согласятся со мной, что их объединяет не только похожая судьба, но и не по-детски серьезное отношение к жизни. Увы, находится очень мало людей, готовых поддержать, таких, часто неплохих парней и девушек, в трудные минуты.
В голове слышатся удары по мячу и еле слышное «спасибо»..
Я хотела с вами поделиться 15 минутами моей жизни…одними из важнейших.. частичку той заботы, которой лишены эти дети, я попыталась восполнить. Но этого очень и очень мало. Это капля в океане. И очень здорово, что порой мы собираемся вместе, чтобы преумножить эту капельку и превратить ее в ручеек добра от имени нас, студентов юрфака!