Отклики читателей на статью

Анастасия Павленко
6 мая этого года  мною была опубликована статья «Настоящие врачи – последние из магикан?», поднимающая проблемы недобросовестности медперсонала, их непрофессионализма и алчности. Статья напечаталась в узбекистанской газете "Леди", в которой я и работаю. Там мы попросили читателей ответить на вопрос, как следует бороться с нерадивыми врачами и вообще, есть ли выход из сложившейся ситуации. Откликов пришло немало, но что интересно,  со стороны самих медиков, за исключением одной читательницы, абсолютное  молчание. Возможно потому, что настоящие врачи согласны и просто устали бороться, а псевдодоктора настолько покрылись коростой и обзавелись непробиваемым панцирем, что их уже ничего не пробьет. Хотя время, конечно, покажет…

Ибн Сина говорил, что настоящий врач должен иметь три качества: умение правильно назначить лекарство, лечащие руки и сулящее исцелению слова, беседа. Ведь доброе слово успокаивает человека, дает ему надежду, продлевает жизнь. К сожалению, современные врачи не все такие и у них не хватает и двух названных Ибн Синой качеств. Когда я бываю у своего врача, то многого не говорю о своем здоровье. Она плохой профессионал и я уверена, ничего толком мне не скажет в ответ, а выпишет одно и тоже лекарство. А мне не только лекарство нужно, мне нужно и слово. Статья Анастасии Павленко очень своевременна и требует более обширного обсуждения. Фарида МАДЖИТОВА, г. Нукус.

Невозможно бороться с тем, чего не знаешь. Поэтому надо постараться вести здоровый образ жизни, чтобы оттянуть время обращения к врачу. Сергей КОННОВ, г. Самарканд

На мой взгляд врача, врачей – мздоимцев надо лишать диплома, кроме того должно быть четкое законодательство по этому вопросу с описанием каждого случая и вида наказания. За оставленный ватный тампон после операции, за вымогание денег с больного, за отсутствие элементарных понятий этики и деонтология и др. -  все должно быть четко прописано. И еще. Главное, четный и объективный контроль за исполнением требований. Светлана КУЗЬМИНА, г. Самарканд.

Знаю, сама сталкивалась и не один раз с такими врачами, которых язык не поворачивается так назвать. Бороться с ними почти невозможно: к суду их не привлечешь. Если только силой общественного мнения: рассказывать о них всем знакомым, писать о них в газетах, называя фамилии. Пусть никто к ним не ходит. Софья ГУРЕВИЧ, г. Самарканд.

Думаю что с недобросовестными врачами нельзя бороться, не имея статуса в обществе, т.е не имея денег, связей, влиятельных покровителей. Я свое время потеряла 10-летнюю дочь и ничего не смогла доказать. Файруза СУКАЕВА, г. Наманган.

Каждый случай взятки или врачебной ошибки должен предаваться гласности, обсуждению, наказанию - об этом молчать нельзя! В медзаведениях надо усилить воспитательную работу.
 Ираида АФАНАСЬЕВА, г. Самарканд.

Мы сами делаем врачей такими. Сначала за благодарность идет шоколадка, затем подарок еще больше, затем доходит до энной суммы. Есть, конечно, те, кто не берет дорогие подарки. А в основном подношения любят многие врачи,  зная, что за здоровье ближнего любой заплатит последнее.
Оксана НОВОСЕЛОВА, г. Навои.

На собственном опыте знаю, что говорить и выглядеть перед врачами нужно так, чтобы они не знали об уровне ваших доходов и не могли бы спекулировать этим, затем не обращаться в коммерческие клиники, а действовать через знакомых, если те уверены в профессионализме и чистоплотности врачей, к которым они обращались. Находясь в больнице, не стоит покупать лекарства, прописанные врачом, в больничной аптеке, а по поводу лекарств посоветоваться с 1,2 независимыми врачами. Желаю всем никогда не болеть. Людмила КУЛАНОВА, г. Ташкент.

Молча, да, да, молча с ними надо бороться. Не надо кричать, бить себя в грудь, бегать по разным инстанциям. А просто соберите факты, улики, хамское отношение к вам – изложите все на бумаге, и прямо… к главврачу! Испробовано - действует! И потом, если уж собираетесь лечиться, заранее сделайте разведку – где есть порядочные медики.
Людмила МЕНЬШИКОВА, г. Пайарык.

Никак. Все равно ничего не добьешься. Поэтому нужно искать хорошего врача и прежде чем к нему идти, нужно поговорить с теми, кто уже давно знает этого врача. То же касается  всяких медицинских центров. Елена РАДЖАБОВА, г. Ташкент.

Когда-то я писала статью в «Леди» на очень пожую тему. (Деньги правят миром), где речь шла как раз вот о таком отношении врачей к пациентам. В конечном итоге история кончилась тем, что мы с подругой буквально выкрали ребенка со сломанной рукой из одной больницы и увезли в другую, где работает замечательный врач, о котором по всему городу ходят легенды.  Оказалось, что наш поступок спас ребенка от инвалидности. Просто надо прислушиваться к народу – он знает кто есть кто, и делать выводы к кому стоит обращаться из врачей, а к кому нет.
Светлана ТУРСУНОВА, г. Фергана. 

Главное не молчать! Надо писать и за хорошее и за плохое главврачу, Минздрав, да хоть листовку на стену больницы. Вот в нашей семье тоже был случай. Мой внук 5 лет шагнул прямо с 4-го этажа вниз, ну Бог видимо дал ему крылья, он не погиб, но сильно пострадал. Перелом черепа, сотрясение мозга, был задет речевой нерв, сломал ребра и колено. Когда его рано утром привели в 16 горбольницу: все ахнули, глядя на него. Пришедшие на смену врачи, отказались делать операцию и только один хирург, продежуривший всю ночь, взялся оперировать, да еще один ему ассистировал несколько часов подряд. Операция прошла успешно, причем все безвозмездно. Имя врача Тахир Мусаев. Я написала благодарственное письмо в Минздрав, но никакого отклика, ни благодарности медику не последовали. Это говорит о равнодушии или зависти.
  Зоя ШАМСУТДИНОВА, г. Ташкент

Безусловно нам нельзя оставаться равнодушными. Если дана клятва Гиппократа, то человек посвятившийся себя медицине должен избегать необузданность и ненасытную алчность. Если же нарушена клятва Гиппократа, то  надо такого медика не допускать ни когда к медицинской работе. Наталья ШАБУРОВА, г. Ташкент.

Нужно создать комиссию, которая будет рассматривать жалобы пациентов и жестко пресекать злые деяния медработников. А по другому никак не сможем бороться.
Наргиза ГУПАМАК, г. Ташкент.

Убеждать людей, чтобы не давали взятки бессмысленно, поэтому решать эту проблему надо, но на осударственном уровне. Желательно, чтобы этим вопросом занималась как можно больше людей.
 Наталья БАКИЕВА, г. Фергана.

Недобросовестных врачей не станет, когда будет медицинская страховка, которая явится социальной защитой каждого поступившего в стационар и предъявившего страховку. С помощью нее увеличится зарплата медицинского персонала, выдача бесплатных лекарств. Те же, кто будет поступать без страховки, должны оплатить стопроцентно свое лечение налом. Разговорами в данной ситуации не поможем. Врачи – люди, и у них тоже есть семьи, которые, надо содержать.
Галина МОРОЗОВА, г. Самарканд.

В этом случае больше всего помогли бы пациентам объявления на дверях диагностических, процедурных, хирургических кабинетов. К примеру: Узи внутренних органов выполняется бесплатно или «Лапароскопия» (удаление камней) выполняется бесплатно, а может быть «Шприцы, обезболивающие средства, перевязочные  материалы за счет больного». Тогда все станет на свои места. По-видимому большую помощь в решении многих вопросов оказала бы телефонная служба доверия, установленная при всех медицинских учреждениях. Людмила ГОРЕВАЯ, г. Навои

Да, к сожалению, ситуация знакомая. Когда с недобросовестными врачами сталкивается твоя семья, хочется крикнуть «ведь вы тоже такие же люди, все мы смертные, неужели вы никогда не будете болеть, или не получите какое-нибудь увечье, не окажетесь на больничной койке? Люди, опомнитесь, будьте же людьми» Если у тебя нет денег или же знакомого врача, вероятно тебе не окажут даже экстренной помощи. А наказывать надо по всей строгости закона и совести. Лутфия ЭМИРВЕЛИЕВА, г. Чирчик.

Люди добрые, да мы же сами токаем врачей к взяткам. А не приходилось ли вам обращаться к врачам с просьбой: «Помогите мне, я вас отблагодарю!» и давали потом деньги или подарок! А это так заразительно иметь еще ежедневно наличные деньги. Вот и А. Павленко написавшая заметку о некомпетентности врача, не стала выяснять свои отношения с врачом, т.к поняла что здоровье дороже, чем дорога в суд. Надо искать таких врачей в знаниях которых вы уверены, которые не навредят, а действительно помогут. С. ОСЬМАКОВА, г. Навои.

К большому сожалению, на сегодняшний день все чаще и чаще встречаются недобросовестные врачи. И не только среди врачей есть такие «самородки», но в других профессиях можно столкнуться с черствостью людей. Но методы борьбы, чтобы все было на своих местах и работали по призванию, еще не придуманы. Ведь каждый поступает так, как подсказывает ему совесть. А если ее нет вообще? ДИНАРА, г. Бекабад.

Думаю, что бороться с такими врачами нужно сообщая руководству об их вымогательствах. Вы сообщите, другой, третий и, возможно, у человека или проснется совесть или его освободят от занимаемой должности.  Наталья ИВАНОВА, г. Навои.

Вот это вопрос! Дело ведь не в профессии, а в порядочности того или иного человека. Люди, которым с детства внушили, что материальная выгода дороже всего – с ними бороться бесполезно! И наоборот, если для человека важно приносить людям пользу, с ним и не нужно бороться верно? Как я считаю, наилучший способ борьбы – наличие широкого выбора. То есть если на целый город один специалист (неважно какой профессии, пусть какой-либо узкой медицинской специальности), то борьба с ним становится затруднительной, если не невозможной. Валентина БЕЛОВА,  г. Фергана.

Не надо молчать. Вас обидели, не долечили или перелечили (такое тоже бывает) - нужно обязательно обратиться в соответствующие инстанции, и не надо думать что это бесполезно. Разбираться будут. А уж если с ними не захотят разговаривать, пока не заплатили, то об этом надо кричать. Татьяна ВЕТОШКИНА, г. Термез.

Простите, а почему именно врачи? В любой сфере обслуживания населения есть недобросовестные работники вымогатели и так далее! В первую очередь все зависит от человека, его характера,  а не от его профессии. Лучший способ борьбы – здоровая конкуренция: если будет из кого выбирать, то народ скорее войдет к порядочному адвокату, врачу, работнику ЖЭУ, продавцу и т.д. Лира СТРОЕВА, г. Фергана.

Единственный выход, как избежать подобных встреч с недобросовестными врачами – это вообще никогда не болеть! Но все мы знаем, что такое невозможно, и каждый человек в своей жизни раз и более обращается за медпомощью. Как не жаль, но в порядочности и профессионализме врачей быть, уверенным на все 100% нельзя! За каждую процедуру приходится платить и не малые деньги. Здоровье нынче дорого стоит! Гузаль ДЖУРАЕВА, г. Самарканд.

Стараться не болеть. Давайте следить за своим здоровьем и не дадим шансов этим медикам заработать на нас. Конечно я «за», чтобы отблагодарить доктора за успешное лечение, но это должно исходить от пациента, но ни как от врача. Яна СИНЯКОВА, г. Навои.
Может быть применить такой вариант: Увеличить зарплату всем, от санитарки до главврача, увеличить в 5 раз. А вдруг начнут стесняться и отвернутся  от глянцевого конверта и от скомканных потных банкнот. Алевтина ШКАЕВА, г. Самарканд.

Думаю надо усилить контроль за поступлением и учебой в медицинском вузе. Чтобы могли туда поступить действительно только те, кто мечтает об этой профессии, а не те, у кого есть деньги. Платное обучение для вуза - это конечно хорошо, но если в дальнейшей учебе студент не проявляет интереса, то его надо исключить. Ведь здоровье наших людей зависит от них. Елена РУСАНОВА, г. Коканд.

Эта недобросовестность, мягко сказано, уже всем знакома, надоела, и ничего с этим не поделаешь. Мне пришлось быть очевидцем очень омерзительной сцены. Пришла сделать рентген руки в травматологическую больницу. И такая вот ситуация: привезли из кишлака парня, который попал под трактор. Весь окровавленный. С ним старый отец  в заплатанном, изношенном халате, тоже плачет, мечется по коридору. А врачи и даже санитарка, толпой бросились к тучной, богато одетой, женщине. Она подвернула ногу, и они все дружно тащили ее на руках. Все столпились над ней. Обмахивали ее полотенцем, бежали с чайником, а она гордо восседала, как хозяйка этой больницы. Но оказалось, что она просто мать миллионера. И всю эту картину портили кричащий в крови парень и его нищий отец. Я уже не вытерпела и тоже закричала в надежде, что хоть кто-нибудь подошел бы к ним. Кончилось тем, что и мне не сделали рентген: кончилась внезапно пленка. А говорят: здоровье не купишь.
Алевтина ШКАЕВА, г. Самарканд.

Для чего существуют вышестоящие организации? Облздрав, горздрав, Минздрав? Врач должен быть не только квалифицированным, но и любить свою работу. А то есть такие врачи, которые брезгливо осматривают, а даже и не прописывают рецепт. Когда у меня болел муж, я часто вызывала врачей скорой помощи. Про этих врачей я нечего не могу сказать плохого, приезжали, делали уколы, пока давление не упадет, ждали. И денег не просили. Вот таких врачей надо поощрять, выдавать премии, доплату к зарплате. А вот, когда приехал врач-кардиолог на дом, сделал кардиограмму и выписал на 2 листа рецепт и при уходе сказал: «Что нам ничего не дадут? Зря приехали» , я была в шоке.
А метод борьбы с нерадивыми врачами – нужно и должно должны бороться: Облздрав, Горздрав, Минздрав. Галина ТАБАКОВА, Карши.

Хочу писать две небольшие истории из своей личной жизни. Два года назад моя любимая мамочка перенесла инсульт, т.к. поднялось высокое артериальное давление и парализовало у нее правую сторону. Мама добросовестно проработала на заводе, и у нас в Киргулях, есть от завода больница ЛоДЦ, где все рабочие проходят бесплатное лечение за счет завода. И вот в тот день, страшно сейчас это вспоминать, маму доставили именно в эту больницу. Да, естественно при инсульте и тем более параличе – ее положили в реанимацию. Мама лежала в реанимации 1,5 недели – и я видела, как весь медперсонал боролся вместе со мной за ее жизнь. Я проводила целые часы возле двери реанимации и врачи, медсестры успокаивали меня, что все будет хорошо, что не надо переживать, все, что было в их силах они сделали… И честно сказать, я всегда со спокойной душой возвращалась домой. Потом маму положили в терапевтическое отделение и уже там, я тоже видела ту же самую картину: во-первых, идеальная чистота, доброжелательные врачи, мед.сестра, санитарки, во-вторых к каждому больному особое внимание. Я бы сказала что есть еще добросовестные, любящие свою работу врачи. И мне кажется, видя такую заботу о больном человеке, самим хочется… не дать взятку, а отблагодарить от чистого сердца. И мне бы хотелось передать через вашу газету всему мед. Персоналу больницы ЛОДЦ - огромное спасибо! «Так держать».
Ну, а теперь история, случившаеся с моим сыном: также два года назад у него в ноябре месяце был приступ ларингита. Конечно, я вызвала скорую помощь, но пока скорая ехала, я уже делала ему процедуры, которые снимают спазм: парила ножки, делала ингаляцию, сухой компресс на горлышко. Дождавшись скорую помощь, нас с сыном повезли сразу в больницу – это было 4 утра, для меня пока мы ехали это казалось целой вечностью… И вот мы в кабинете у деж. Врача. Сам сидя полусонный за столом, попросил положить ребенка на кушетку, а я со слезами на глазах видела эту безразличность… И, что вы думаете, он даже не осмотрел сына, а просто тактично дал понять: что нужно ехать домой, т.к. в палате нет горячей воды, а вам необходимо делать теплые ванночки на ноги… Извините, 4 ч. Утра - у ребенка дрожь по телу. Но я беру его на руки и возвращаюсь домой, и замечу, что обратно они даже не соизволили отвезти меня на скорой, а мы своим ходом еле-еле добрались… Да вот к таким врачам, конечно будет страшно попадать на прием… Такие медики заслуживают не только осуждения, но самого строгого наказания!!! Вот две стороны: что действительно хороших врачей становится меньше. Наталья БАКИЕВА, г. Фергана.

Если начать разговор о методах борьбы с недобросовестными врачами, то прежде всего необходимо создать: Независимую экспертную службу при организации «Врачи без границ», которые бы занимались вопросами аудиторских проверок онкологических центров и соблюдением законности на местах, фактами вымогательств, не оказанием и отказом в мед. Помощи престарелым людям, заражением людей ВИЧ и т.д
И при этом  отчет о результатах проверок должен поступать напрямую в прокуратуру, а также приниматься решения о лишении врачебной практики.  Только после принятия жестких мер, каждый врач на своем рабочем месте будет дорожить своей репутацией и прочувствует всю долю ответственности за пациента. А если заходить так далеко, то я бы хотела со страницы газеты обратиться ко всем главврачам мед. Учережедений.
Уважаемые руководители! Для нас (пациентов) мед. Учреждений не так важна реклама Ваших сотрудников с указанием категории врача и наименованием стран, где он проходил стажировку, его ученая степень. Гораздо важнее, чтобы он правильно поставил диагноз и назначил лечение. И было бы правильно, если возле регистратуры лежал бы журнал отзывов и предложений, где бы каждый пациент мог оставить письменную информацию о работе Ваших сотрудников. А вы в свою очередь, ежемесячно на совете трудового коллектива делали бы свои выводы, с кем нужно расстаться, такого поощрить в работе, тогда тема борьбы отпадет сама собой.  А. В. МЕЛЬНИКОВА, Ташкент