ВИКА

Виктория Гартенштейн
(заметки бабушки)

Викочке два года. Круглая мордашка, чуть раскосые любопытные глазёнки. Весёлые кудряшки. Смеющийся ротик. Ей всё необыкновенно интересно. Быстро и неудержимо привязывается к незнакомым людям.
Мы с ней едем в поезде. На верхней полке — какая-то девушка. Не успеваю оглянуться, как моя внучка лежит рядом с ней. Они о чём-то шепчутся, и Вику никак не оторвать от новой знакомой.
А вот мы в пансионате на берегу моря. В пляжном домике рядом — семья москвичей.
Я отлучаюсь на несколько минут, прихожу — моей внучки нигде нет. Наконец, нахожу её в соседнем домике, и она важно мне объявляет: «А я еду с Аликом в Москву!»
Как все двухлетки, она очень привязана к маме и её очень пугает, когда мамы рядом нет. Стоит только стукнуть двери — мама вышла — как поднимается страшный рёв. Глазки несчастные. Распухший носик напоминает сливу, — от красоты ничего не осталось.
— Викуля, ну что ты плачешь?! — успокаиваю внучку. — Мама сейчас придёт.
— Я не плачу!
— А что ты делаешь?
— Я смеюсь, — и пальчиками растягивает ротик, имитируя улыбку.
Поздно вечером приезжает отец. Вика уже спит. Утром она просыпается, видит в соседней комнате отца и, ещё полусонная, показывает пальчиком и говорит:
— А вон папа! — И это при том, что полгода она его не видела.
Выдаёт, порой, такие перлы, что только диву даёшься.
Выходим на площадку, чтобы идти гулять. Вдруг Вика решительно распахивает дверь и заходит обратно в квартиру.
— Вика, в чём дело?
— Фу! Там дядями пахнет. — Оказывается, в подъезде накурено, а в их семье никто не курит.
Обожает гулять, но быстро устаёт, просится на руки:
— Зивот болит, — сама толстенькая, хлопает себя по животику, глазки хитренько блестят, и повторяет басом: — Зивот болит!
Сочиняет какие-то песенки, и всё время их напевает. Что видит, о том и поёт.
Мы едем в автобусе на пляж, Вика у меня на руках, рядом, на коленях у мамы, какой-то мальчик. Вика поёт: «Солнышко, солнышко, солнышко моё. Мамочка, мамочка моя.» Мальчик начинает ей подпевать. Вика разражается плачем.
— Что такое?! — не поняла я.
— А зачем он мою песню поёт?! — автобус делает поворот и Вика с восторгом кричит: — Повоячивает! Повоячивает!
Весь автобус хохочет.
Поблизости от нашего дома — маслозавод. Далеко разносится запах подсолнечника. И неизменно повторяется одно и то же. Выйдя во двор, Вика принюхивается и сама себя спрашивает: «Цем пахнет?», сама же и отвечает: «Семяцками.»
С детьми она очень дружит, но всегда командует. И все ей подчиняются.
Очень любит сказки и смотреть картинки в книге: «Это волк — зубами щёлк. Это жаба. Я её не люблю!» — и бьёт её ладошкой.
Море, при первой встрече, её пугает, и она даже плачет, видимо, от несоизмеримости: она такая маленькая, а оно такое большое. Но затем они начинают дружить. Викочка весело плещется и разговаривает с волнами. Им она тоже поёт свою песенку:
— Море, море, море моё. Волны, волны, волны голубые. — Она уже хорошо различает цвета.
Мы опять в пансионате, но уже в другом. У соседа небольшая собака. Вика с ней любит играть. Но вот собачка на что-то рассердилась, нА-чала рычать и лаять. Моя внучка испугалась и бросилась бежать, собака за ней.
Картина незабываемая: в глазёнках ужас, волосы растрепались, спотыкается на каждом шагу и ревёт страшным басом.
На следующий год Вику снова привозят, и она остаётся без родителей. Однако быстро привыкает. Очень любит играть в дочки-матери, и, конечно, она мама, а я — дочка. Диалоги изобретает потрясающие. Конечно, из семейной жизни, а также навеянные разговорами взрослых, телевизором и сказками.
Очень любит кукол. Дома их у неё тьма, а здесь одна, но любимая. Замечаю, что она как-то особенно внимательно за ней ухаживает: по утрам умывает, причёсывает, заплетает косички, кормит. Через несколько дней всё разъясняется. Соседская девочка, на несколько лет старше Вики, уверила её, что если за куклой хорошо ухаживать, она оживёт. Вика в это свято верит и, по-моему, сохраняет эту веру несколько лет.
Когда Вике исполняется пять лет, мы с ней и её отцом едем на Рижское взморье, в Юрмалу, и живём в доме отдыха. Вика очень хорошенькая, в сарафанчике и пёстром платочке на голове, обращает на себя внимание взрослых. Особенно она понравилась очень приятному пожилому дядечке интеллигентного вида. Вот тут Вика показала, как она умеет привязываться. Она его сразу же назвала дедушкой и не отходила от него ни на шаг. Только он появлялся, она с воплем: «Дедушка!» бросалась к нему, взбиралась на колени и что-то рассказывала. А при расставании горько плакала.