Коллекция картин К. Васильева принадлежит России!

Анатолий Обросков
Коллекция картин К.Васильева принадлежит России!

В Санкт-Петербурге по адресу ул. Смольного, д.3 в Выставочном зале Правительства Ленобласти (недалеко от Смольного собора, зал открыт с 10:00 до 18:00) проходит выставка гениального русского художника Константина Васильева

Интервью с Анатолием Ивановичем Дорониным, директором Музея Константина Васильева (Москва)

- Анатолий Иванович, расскажите, пожалуйста, о Вашей встрече с творчеством Константина Васильева…
- В 1978 году я приехал к маме Константина Васильева… Она передала картины мне и моему товарищу Гусеву. Мы погрузили всё на машину и «как дрова» привезли в Москву. Сам Константин Васильев не был членом Союза художников СССР, и мы думали, что показ его картин будет устроить достаточно сложно. Но, как ни странно, открывались все двери, и мы организовали недалеко от Кремля первую полноценную выставку его картин. Был настоящий фурор. О картинах, о поразительном художнике узнали по стране. Зрители стали требовать новых выставок, поэтому мы исколесили всю Россию, а в 1998 открыли в Москве наш Музей и разместили картины Васильева. Я создал Клуб любителей живописи Константина Васильева... На открытии Музея присутствовали видные писатели: Валерий Ганичев, Валентин Распутин… Они напутствовали наш Музей добрыми пожеланиями… Любая выставка привлекает много людей, а стационарный музей позволяет увидеть легендарные картины ещё большему числу любителей живописи, исследователей прошлого Руси. Мы на первых порах делали значительную рекламу Музею, за билетами «хвост стоял», была очередь из поклонников творчества Константина Васильева… В дальнейшем поток людей не уменьшался.
Отзывы посетителей были и есть самые восторженные, часто появлялись стихи со сложными перепетиями… Приходили к нам такие известные люди как Михаил Ножкин, художники Бенуа, Журайтис, писатели, архитекторы... Постоянно нас посещают яркие люди, представляющие интеллигенцию, культурную элиту России… Вот сейчас в Питере выставка проходит. Мы специально привезли картины в Петербург, так как это последняя возможность для питерцев увидеть многие из оригиналов картин. Есть сведения, что посвящение в древнерусскую мифологию Константин Васильев получил после своей поездки на рубеже 70-х годов XX века в Северную столицу и встречи с волхвом…
- Вы лично встречались с художником?
В 1972 году мы пересекались на одной творческой встрече, и один раз в жизни я увидел его самого. Пообщались с взаимным интересом. Случилось так, что о его гибели я узнал случайно из газеты «Социалистическая индустрия» в заметке о предсмертной выставке художника. Со всей остротой понял необходимость изучения и сохранения творческого наследия нашего национального гения, отдал этому делу десятки лет жизни...
- В чём Вы видите культурное общенародное значение живописи Константина Васильева?
Он пробудил глубокое прошлое, наше историческое наследие. Только творческий гений художника позволяет проникнуть вглубь истории и показать её современнику. Исключительно благодаря своему таланту он подарил нам возможность возвращения к народным истокам. Константин Васильев занимался мифотворчеством, создавал в своих картинах среду предков… Он, в частности, воспел женское начало. Картина «Ожидание» это символ женственности. Гений, что говорить...
- Поразительно, что К.Васильев создавал свои шедевры в то время, когда всё древнерусское находилось под идеологическим запретом...
- Он был посвящённым… До 27 лет он искал, занимался различными видами авангарда, даже мальчишкой в школе-интернате в Москве они могли сходить в Третьяковку и сделать копии классиков. Он считал, что авангард - прошлое искусства… Пошла полоса разочарований, он стал искать форму, которая может выразить серьёзные темы.
Поставив перед собой творческую задачу выражать дух народа, он интуитивно, опираясь на генную память, нашёл стиль своих творений… Подвиг и величие художника в том, что он окунулся в наше глубокое прошлое. Нельзя идти вперед, не зная прошлого: нет фундамента, нет и будущего. Массы людей занимались тем, что стирали нашу историю. И лишь героические отважные одиночки решались в то время говорить в своём творчестве правду народу. Константин Васильев вместе с другом трагически погиб после первой и последней прижизненной выставки... Художник был убит ударом острым предметом по затылку. Его убрали именно потому, что он выписывал русские образы мощных духом людей. Произошло это 29 октября 1976 года (ему шёл всего 35 год жизни). Похоронили Константина в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать...
Он создал древнерусские символы и образы, это своего рода генетический банк данных о славянах в художественном искусстве. Если мы захотим узнать наших предков, ощутить их мир, то можно засматриваться и зачитываться его картинами. Он соединил в картинах мифотворчество и символизи, с его творений можно считывать информацию как со страницы книги... Константин Васильев хотел понять русских дух и сумел это сделать (А.О.: известно, что Константин Васильев не пил и не курил...).
- Наши читатели знают, что Музей сейчас переживает нелёгкие времена (см. www.mmkv.org). Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее...
Ситуация сложная и драматичная. Мама художника в своё время выписала мне доверенность на право владения картинами и на авторские права. Договор был до 2000 года. Сестра художника Валентина в своё время в обмен за квартиру подарила Москве 11 картин, хотя одна картина стоила целой квартиры... Сейчас судьба этих картин неизвестна, они по сути утрачены...
Против нас проводится атака недобросовестными людьми. Задача стояла такая - отобрать из Музея в частное пользование все подлинники картин К.Васильева и закрыть Музей. А ведь оригиналы творений в отличие от копий таят в себе огромную энергетику, возможность пробуждения родовой памяти зрителя. Состоялся суд, мы потеряли право на владение выставленными в Музее подлинниками картин... Попечители Музея Валентин Распутин, Михаил Ножкин, Валерий Ганичев писали письма, обращения в Верховный суд, в другие государственные инстанции. Но силы, которые стоят за сестрой художника, обладают связями и влиянием. Мы нашли одного нефтяника, который предложил выкупить картины за 3,5 млн евро, но - получили отказ... Оригиналы картин будут изъяты, сейчас мы делаем копии... Здесь есть интрига. Когда получили здание Музея, мы не только Музей, а Центр искусств построили. Я настойчиво ходил везде, где надо, подписи собирал. Наконец, получил договор с соответствующим комитетом… Но впоследствии мы получили массу проблем, когда на ноги встал крупный капитал. В 2002 был захват Музея. Мы подверглись атаке рейдеров… В один из дней прихожу в Музей, а меня не пускают... Но добились восстановления наших прав через суд. Документы соответствующие были заверены, и мы смогли возбудить уголовное дело…
К сожалению, в судебных тяжбах ничем не смогли отвоевать свои позиции, хотя многие представленные той стороной документы были неподлинные… Сейчас нужно бороться за здание и землю Музея. Здание, кстати, мы восстанавливали за свой счёт. А вот обеспеченные люди могут спасти картины Константина Васильева, если будут выкупать их у частных владельцев.
- Анатолий Иванович, что бы Вы в заключении нашего разговора хотели сказать читателям "НП"?
Перевод в частную собственность коллекции картин К.Васильева, метафорически сравнимый с разорением Древнерусского Храма, станет невосполнимой утратой для национальной культуры. Судьба оригиналов гениальных творений Константина Васильева должна быть взята под строгий обшественный и гражданский контроль. Мы приглашаем к сотрудничеству меценатов и общественные организации, всех неравнодушных к искусству людей...

Интервью провёл Анатолий Обросков, координатор духовного движения "Мир без наркотиков.Трезвый Петроград"

(Интервью опубликовано в газете "Новый Петербург", № 14 от 02.07.2009)

«Благодарю за выставку. Долгожданное событие. Жаль, что нет в продаже альбома с его работами». Священник Александр Стеннинг.
«Быть добру! Константину Васильеву – быть! Вечная память Константину Васильеву!!!».
«Огромное спасибо за выставку, концерт группы «Красно Солнце». Слава России! Спасибо о напоминании о наших корнях русских!».
«Люблю произведения К.Васильева. Большое спасибо за доставленное удовольствие. Очень понравилась фолькгруппа. Спасибо».
«Спасибо за выставку! Желаю сохранить наследство гениального художника для русского народа».
«Мы гордимся великим достоянием русского гениального художника. Хотелось бы и в наше время увидеть столь же талантливых художников, возрождающих великую и могучую культуру славянского народа».
«Большое спасибо за выставку, за то, что сумели сохранить картины К.Васильева. Посещала выставку К.Васильева в 1987 году (простояла в очереди около1,5 часов) в Москве и очень рада вновь увидеть вновь его картины». Т.Л.Столикова.
«Очень жаль, что на Русской земле становится всё меньше русского».
«Очень интересно, думаю не только русским, но и скандинавам было бы тоже интересно».
«Потрясающая выставка. Слава Роду!».
«Спасибо за выставку, но очень жаль, что картины исезнут и некоторые, возможно, навсегда. Хотелось бы, чтобы было приложено максимум усилий, чтобы этого не допустить».
«Девчёнки Наталья и Вероника! Спасибо за Ваши труды по устроению этой выставки. Слава Роду!».
«Любо Русское смотреть,
Сердцем чуять,
Душой обнимать!»
«Почему не хотят выполнить волю матери художника?».
«Православные! Спасите картины К.Васильева – не отдавайте их в грязные руки его сестры».
«Спасибо за озарённого Свентовита! Господь велик!».
«Спасибо за выставку.
Слава Русскому духу!»
«Огромное спасибо, великолепная выставка! Спасибо!!!».
«Спасибо!!!». Приозерск.
«Благодарны за прекрасную возможность ознакомиться с русским гением, художником К.Васильевым, и прекрасную экскурсию с уважением к организаторам выставки».
«Благодарим за выставку картин русского вещего гения – Константина Васильева. Свет светит во тьме». Цветковы
«Благодарим за выставку. Уходит эпоха с картинами Константина Васильева. Уходит Русский мир. Будет ли Возрождение? Слава Руси!!».
«Константин Великоросс! Опять ты от нас уходишь. Не нужны нашей Родине русские таланты». Грузова Н.А.
«Русское государство обязано приобрести картины Константина Васильева как национальное достояние! Замечательный, чудесный художник. Благодарим за выставку. Слава, свет и весь мир».

«Родное и видится по родному. Поболе таких красот Руси надо. А то так и будем квадратные яблоки за красоту почитать. Долой чужую ахинею. Славянам славянское необходимо. Слава Константину Васильеву!». Русич
«С огромным наслаждением посетили выставку и познакомились с творчеством такого наобычного и интересного художника».
«В творчестве одного мастера: и потрясающе точно найденная грань, соединяющая реалии с символикой, и такое попадание «в образ» в декоративных вещах, и тут же – наивность в подаче образов из Германских мифов… Вопрос: как такое сочетается, да ещё прибавьте «эффект иконы»? Думаю, что ответ подсказывает духовная наполненность всех работ мастера, его искренняя любовь ко всему, что он делал, «строил» и восстанавливал на «духовном уровне». И мы, его почитатели, этой любовью согреваемся, она через труд мастера поддерживает наши духовные силы. И тогда напрашивается ещё один интересный вывод. А всё ли доделал мастер духовной живописи, все ли «алмазы» огранил? Не случится ли так, что вернётся безвременно ушедший и продолжит своё служение… во Славу Русской Земли». Ценитель
«Спасибо за выставку, жаль, что картины уйдут в частные руки. Место для картин Великого художница в лучших музеях России. Они для потомков, на века. Его дух присутствует, я знаю, он здесь».
«Большое Спасибо! Просматриваю картины и чувствую, как наполняются душа и тело энергией Руси! Никогда не забуду этот день».
«Его нет, но его дух, его присутствие ощущается явно. Во славу возрождения России».
«Слава Кастаславу Василеву». Жрец всея Славен Володимир Богомил II Голяк.
«Огромное спасибо
«Большое спасибо организаторам выставки. Жаль, что очень мало информации о ней в городе. Это должны видеть все. Очень жаль, что все это уходит от нас и ничто не может воспротивиться этому».
«Образы наших Предков и Богов в сердцах и памяти потомков. Слава К.Васильеву! Вечная память ему! Слава России!». Просветительский Центр «Исток»
«Наследие Константина Васильева принадлежит России! Дух его картин отражает образ Славяно-Арийской Державы, всей Света РАСЫ!».
«Русский Гений! Воин плоти и духа! Увы, таких больше нет и не будет! Но из искры возрождается Пламя!».
«Огромное спасибо организаторам выставки за пропаганду Русского духа! Отдельно – самая большая благодарность экскурсоводу Татьяне за интересный рассказ. Слава России! Слава Героям!».
«Горжусь, что я русская. Спасибо за выставку». Пунина
«Благодарим за сохранение наследия К.Васильева. В его работах сохранено наследие наших предков. Слава богам и предкам нашим!».
«Окунулась в мир сказочности, чистоты и русского духа! Спасибо».
«Отчего, россияне, так у нас повелось? Словно явится парень необъятной Руси! И сгорит, как Гагарин, и замрёт как Шукшин, как Есенин погибнет, как Вампилов умрёт… Словно кто поразмыслив … стреляет их всех». Стихотворение на смерть В.Высоцкого, Талькова, Васильева, Клыкова, Рубцова).
«Большое спасибо за выставку! Только возникли вопросы: для пиджака Собчака нашлось место в музее политической истории, а для картин Васильева не найдётся место ни в одном государственном музее?».
«Миллиарды разворовываются ежечасно, а денег не найдётся у государства, чтобы купить хотя бы несколько картин Васильева для народа?». Николаева.
«Давно хотела познакомиться с живописью талантливого художника. Впервые узнала о нём из посмертных публикаций некоторых его картин в восьмидесятые годы в журнале «Работница», до сих пор храню вырезки из журнала. Очень счастлива, что смогла приобрести его репродукции на выставке. Жаль, что рано закончился земной путь этого талантливого художника. Спасибо за выставку!!!».
«Меня лично поразил рисунок Грозного 8-летнего Константина Васильева».
«Константин Васильев один из моих любимых художников. Я была на выставке во «Дворце молодёжи» и теперь, как встреча с родным человеком».
«Надеюсь, его работы останутся на Родине». Петрова.
«Душа просветляется и плакать хочется».
«Познакомилась с К.Васильевым (его творчеством) много лет назад, когда была выставка в Ленинграде (простите за почерк!). Всю душу перевернул свет его мыслей в картинах. Кое-что тогда приобрела («Озеро в лесу» здесь не нашла, вероятно, сестра отдала в числе 11 картин за квартиру в Москве. Мне 77 лет, блокадница. О выставке сейчас случайно узнала из газеты «Новый Петербург». Его гибель никому неясна. На второй день по радио сообщают, что товарищ толкнул его под поезд, а сейчас пишут: убит ледорубом. Что-то разгулялся ледоруб по Московской области (отца Меня тоже догнали с ледорубом на пути в электричке. Не один и тот же бандит?).
«Спасибо огромное за выставку. Сохранить в веках надо эти истоки, как теперь говорят, генные корни! Берегите! Дай Вам Бог сохранить это!!!». Галина Александровна Епифанова, коренная русская, блокадница, учитель.
«Картины нужны нам всем, чтобы мы знали, как велик наш народ и силён». Посетительница, 70 лет
«Моя мечта увидеть эти картины сбылась через 20 лет после того, как я впервые увидела их репродукции и услышала об этом художнике. Это чудо!!!».
«Спасибо! Это надо показывать, и как можно больше и чаще… Поможем найти зал».
«Спасибо за пропаганду русской культуры». Верещагина, Ростов-на-Дону
«Я из Казани, живу здесь 30 лет. Тогда, там – это было всё на слуху. И гибель, и работа, и жизнь его… И теперь, через годы, это всё равно так близко… Спасибо, что сохранили». Т.Чибирёва.
«Неужто пропадёт?». Романов
«Спасибо за прекрасную Россию!». Сидорова
«Ищут и глаголят о национальной красе… А она вот этих картинах… И так нужен «Меч огненный», отрезвляющий полёт Валькирии…». «Кто хочет проехаться по местам древних мифов, звоните». Сергей Чугунов.
«Какое счастье, что когда-то жил среди нас такой удивительный человек! А нелюди, убившие его, обязательно понесут наказание».
«Почти тридцать лет ждали выставку Васильева». Любитель искусства.
«Спасибо за великолепную выставку. Огромное спасибо за замечательную выставку. Лишний раз убеждаемся, что в России живут гениальные люди».
«Русь! Очнись же от снова!».
«Спасибо за великолепную выставку».
«Огромнейшее спасибо за возможность увидеть полотна русского художника. Бесконечно жаль, что картины К.Васильева отсутствуют в Русском музее. Картины такого художника бесценны для русской души». Рогова В.А.
«Находясь рядом со Свентовидом ощущаешь величие Русского народа, наших Богов, нашего наследия и культуры!». Аня, Ставрополь.

Думаю, что эти отрывки из «Книги отзывов» лучше всего характеризуют профессиональный уровень организаторов выставки и, прежде всего, директора Музея К.Васильева в Москве Анатолия Ивановича Доронина. Это важно подчеркнуть в связи с появившимся на сайте ari.ru выпадом в адрес А.И.Доронина, который подготовлен в формате ответа на интервью «Коллекция К.Васильева принадлежит России!» (см. «НП» № ). В данный момент снова готовится незаконный захват музея Константина Васильева. Вся информация предоставлена на этой странице ( юридическая, правовая, заявления, а также аудио-выступление директора музея). Не останьтесь безучастными к судьбе народного достояния России!
См.: http://www.vasilyev-museum.ru