Пожня

Игорь Лебедевъ
Пожня.
Картинки детства.


Когда скашивают жито*, обмолачивают его и увозят на ток, лето клонится к закату. На вдруг притихших широких полях становится тихо и под ногами остаются колючие остатки стеблей, уходящие своими корнями в сухую землю. Это – пожня. Мы, деревенские и приехавшие на лето к бабушкам городские ребята, иногда в кровь ранили об неё свои босые ноги. А бегать в деревне босиком, скажу я Вам, редкое удовольствие. Может быть тогда, в детстве, ступая босыми ногами на родную землю, я впервые стал задумываться о красоте родной земли и о своем месте на ней. Лежа на зеленом лугу и глядя в голубое небо, украшенное белыми кудрявыми облаками, можно было представлять себе разные фантастические вещи, мечтать, слушать по вечерам мычание возвращающегося с выпаса стада, пить парное молоко из большой кружки, ловить головастиков в нашей сажелке*, слушать по вечерам бабушкины сказки, спать безмятежным сном на свежевысушенном сене в наших сенях, помогать взрослым по хозяйству, играть и смеяться. Так мечтать и смеяться можно только в детстве. И так бегать босиком: по лужам, по грязи, по пыли, по траве и по дороге! И даже по пожне! До сих пор помню ее уколы, которые напоминали нам: лето заканчивается, скоро в школу!
Когда скашивают жито*, обмолачивают его и увозят на ток, лето клонится к закату. На вдруг притихших широких полях становится тихо и под ногами остаются колючие остатки стеблей, уходящие своими корнями в сухую землю. Это – пожня.

жито* - рожь(белор.);
в нашей сажелке* -  сажелка*(белор., местн.) - маленький, неглубокий пруд, обычно квадратной формы, распространен в некоторых областях Белоруссии.