Комплекс диалогов Платона

Маргарита Свидерская
Думаю, что многие читатели и мои коллеги, которые трудятся на писательской ниве, иногда задают себе вопрос, едва лишь пролистнув несколько страниц вновь изданной книги – уж не сценарий ли перед ними, а может быть пьеса, видя столь многочисленные  диалоги, заполоняющие целые страницы и, к сожалению, не несущие никакой информации…
      Но, перед читателями самый настоящий роман, повесть, дилогия или трилогия, то есть то, что подразумевает наличие не огромного количества диалогов, а, прежде всего текст, который должен содержать эмоции героев, описания, мысли действующих лиц,  наконец-то!
     И решились мы исследовать этот, как мы  его назовем, «комплекс диалогов Платона».
     Согласитесь, когда Вы, уважаемые читатели, берете в руки пьесу, то готовы включить свое воображение и на базе диалогов, самостоятельно строить мизансцены, представлять героев, Вы готовы не просто читать, а работать с текстом! Перед Вами стоит интереснейшая задача, Вы, как детектив, только по репликам воссоздаете картину в своем воображении. И чем интереснее, сложнее диалог, монолог, чем больше читается между строк, в каждом слове, тем утонченнее и увлекательнее становится прочтение пьесы. Именно поэтому все спектакли и постановки отличаются друг от друга. Так и должно быть в данном и предусмотренном «соавторстве».
          Когда же мы беремся читать Книгу, то ожидаем совершенно другого эффекта.   Какого?
          Прежде всего, это красота изложения материала, для простоты (не все имеют литературоведческое или филологическое образование) обозначим – язык - построение и разнообразие предложений по форме; музыкальность речи; богатый и разнообразный набор слов – читатель не спотыкается и не путается в постоянных «Она» или «Ваня-Таня».
         Следовательно, каждое слово должно иметь право на существование в данном месте, тогда оно будет звучать, нести свою смысловую нагрузку, сыграет отведенную именно ему, этому слову, роль.
       Затем идет сюжет, еще на первом курсе института мы услышали фразу «Все сюжеты написаны давным-давно Гомером, а что не разработал Гомер, то осветил Шекспир». Можно соглашаться, либо отвергать ее, но смысл в ней есть, мы увидели только один – нужно развивать сюжет интересно и неожиданно, а для этого требуется потрудиться. Посудите сами, если Вы берете любовный или детективный сюжет, то в первом случае нужно придумывать неожиданные препятствия для влюбленных, а во втором  сложное правонарушение. И вот тут-то начинается то, что интересно читателю, но заставляет кропотливо работать авторов!   
         И вот мы подобрались с вами к самому главному, к тому, что вынудило все это написать. Общение – это наиважнейшая и интереснейшая часть нашей жизни, в какой-то мере, даже необходимая и основная. В любом произведении это освещают диалоги, точнее, должны освещать. Получается, что любой диалог ОБЯЗАН нести смысловую нагрузку, это не просто слова, это информация, которую дополнительно получает читатель! Именно дополнительно, ведь мы говорим о художественной литературе!
         К сожалению, на деле выходит чаще всего не так.
         То нам предлагают, пустую болтовню двух подружек за чашкой кофе о тряпках на  пяти или пятнадцати страницах, хотя, чтобы показать легкомыслие одной и  интеллектуальные возможности второй, достаточно нескольких реплик, только их нужно продумать, правильно сформировать.
          То …
          То…
          То…
          Простите, но каждый сталкивался с еще, минимум пятью способами донесения до читателя не информации, а чего-то еще, вот только для нас совершенно не понятно чего и для чего написанного. Неужели это так важно, писать в диалогах, что героиня просит подать ей еще одну чашку кофе, в двухсотый раз ссорится с родителями или друзьями… Если же нас хотят просветить, как это сделать так, как мы не знаем, то да, об этом, может быть, кому-то и интересно прочесть.
         За что же ратует автор этого опуса?
         А ратуем мы за то, чтобы коллеги не писали будущие сценарии к возможно когда-нибудь снятым в будущем кинофильмам. Ибо, уважаемые коллеги, диалоги за него распишут сценаристы. Писать нужно РЕЧЬ! Описывать - человеческое общение, такое интересное, несущее смысловую нагрузку, чтобы каждую реплику героя можно было бы оправдать, и она не ставила в тупик своей ненужностью, не раздражала.