Ваучеры

Иванов Да
Троллейбус нестерпимо долго выруливал на конечной остановке. Наконец двери открылись, причём даже передние, которые всю дорогу были закрыты. Вадим повернулся было лицом в ту сторону, но заметив, как быстро народ выходит через средние двери, передумал. Ближе к выходу с последнего сиденья поднялась старушка с сумкой на колесах, туго обмотанной верёвками. Охая и неуклюже раскачиваясь, она принялась выволакивать свою поклажу к выходу. Из троллейбуса Вадим выходил последним, через переднюю дверь, уже с улицы он наблюдал за старушкой, застрявшей в дверях со своей сумкой. Опаздывая на занятия ко второй паре, он не должен был терять ни секунды, но сегодняшний день был особый. Сегодня он принял решение. С сегодняшнего дня он станет преуспевающим человеком. С сегодняшнего дня он будет целенаправленно и неуклонно повышать своё материальное положение. У него тоже будет всё. Всё, что есть у других. Единственное что ему необходимо – начальный капитал. Все с этого начинали, это самое главное, заработать начальный капитал, дальше уже будет веселее, дальше уже пойдёт практически само.
Времени было в обрез. Вадим подскочил к дверям троллейбуса и резким движением выдернул сумку обмотанную верёвками наружу, затем поставив на асфальт и убедившись, что она не упадёт, бросился бегом к входу метро. «Дай бог тебе…» - послышалось вдогонку, но Вадим уже не слушал и не оглядывался, он увидел несколько человек слева от входа метро.

Они здесь стояли утром, когда Вадим ехал в институт, они же были здесь, когда он возвращался назад в общежитие вечером. Они здесь были каждый день. У каждого из них была картонка с надписью «куплю ваучер». Вадим давно наблюдал за тем, как поднимаются в цене ваучеры. Он ещё помнил цену в четыре тысячи за штуку, сегодня цена уже доросла до семи с половиной тысяч. Ближе всех стоял парень в светло-голубых джинсах «пирамидах». Вадим встретился с ним взглядом и спросил: «Почём?». Парень отвёл взгляд немного в сторону: «Семь с половиной». «Давай, штуки четыре» - говорить было приятно, слышать собственный голос тоже. Парень мгновенно изменил выражение лица – перед ним был клиент, целый день мимо него проходит миллион человек, кто-то просто мимо, кто-то спрашивает и уходит и только некоторые что-то продают или покупают. Вадим отсчитал тридцать тысяч и получил четыре бумажки, аккуратно засунул в тетрадь между листами. Не удержался, взглянул парню в глаза и спросил: «А ещё, если что, есть?» Парень сделал на мгновение сосредоточенное лицо: «А сколько нужно?» «Штук десять, может» - бросил небрежно Вадим и добавил: «Вечером, если что, сейчас некогда». Парень понимающе кивнул: «Буду здесь, подходи».

По эскалатору Вадим бежал без остановки, лишь иногда обращаясь к стоящим слева: «Разрешите?». Когда он добрался до института, занятия уже начались. «Не буду светиться перед преподавателем»  - успокоил он себя и уже решил, что сегодня на занятия не пойдёт. Проходя мимо расписания, увидел своего соседа по комнате Гошу: «А ты чего не на паре?» Гоша разулыбался – ответ не требовался. Первый раз, встретив друг друга, они быстро нашли общий язык, и уже на следующий день появилось ощущение, что давным-давно знакомы. «Деньги есть?» - спросил Гоша. «Нет, я на все взял ваучеры» - ответил Вадим. «Правильно» - ответил Гоша. - Давай сдадим баксы у меня есть немного, для начала хватит. В кафетерии возле нас продают Kent по рубль пятьдесят, я когда сюда ехал блок купил и в ларьке договорился по шесть рублей за пачку сдал. «Ух ты» - Вадим уважительно посмотрел на Гошу. «Мне могут больше не дать, меня продавщица запомнила, а ты бери сразу больше, сколько даст» - Гоша первым зашагал к выходу.

В кафетерии Вадим долго разглядывал скудное содержимое витрины, крутил головой по сторонам. Даже зевнул, вроде бы довольно натурально, затем, не глядя на продавщицу, сказал: «Мне, пожалуйста, четыре блока Kent и бутылочку минеральной откройте, пожалуйста». «Ага, щас» - очень тихим и спокойным голосом произнесла женщина за стойкой: «Блок в одни руки». Вадим молча отсчитал деньги, забрал блок и, забыв про минералку, выскочил из кафетерия. «Ну что?» - Гоша стоял чуть в стороне от входа. «Только один» - развёл руками Вадим. Они быстрым шагом дошли до ларьков возле метро, и Гоша, помахав сигаретами через витрину, исчез. Вынырнув, он показал Вадиму деньги, и они снова пошли в кафетерий. Сбоку у входа курил грузчик. Гоша подошёл к нему и стал торговаться. Грузчик отмахивался и мотал головой. «Чего будем делать?» -  спросил Гоша у Вадима: «Он хочет по пять рублей за пачку». «А много возьмёт?» - спросил Вадим. «Да сколько денег дадим» - Гоша распечатал Kent и закурил. «Ну давай хоть так, просто бегать к ларькам придётся несколько раз» - Вадимом овладел азарт. На пятый или шестой раз парни долго ждали грузчика, наконец, он появился. «Ну?» - Гоша вынул пачку сигарет и протянул, угощая грузчику. «Я такие не курю» - грузчик извлёк из кармана пачку Ватры без фильтра. «Всё больше нету!» - он чиркнул спичкой но она сломалась. Гоша щёлкнул зажигалкой: «Как? Совсем?» Грузчик прикурил, затянулся и выпустив дым одновременно через нос и рот, кивнул в сторону входа: «Она больше не даст».

«Жаль» - сказал Вадим Гоше: «Я бы весь день так…» Гоша принёс шашлык и вернулся за пивом. Отхлебнув из бутылки он улыбнулся и отправив в рот один за другим два куска мяса произнёс: «В Вильнюс поедем на польский базар». Вадим вслед за каждым кусочком мяса, кидал в рот колечко лука, макая предварительно в кетчуп: «Куда?» Гоша прожевал и снова улыбаясь, сообщил: «В Вильнюс, надо с собой попить что-нибудь взять».

На следующий день, рано утром они уже были на вокзале в Вильнюсе. Базар нашли легко, просто поехали вместе со всеми, кто вышел из поезда с большими сумками. Решили брать жевательную резинку. Получилось почти две коробки с упаковками «Turbo». Жевательная резинка была тяжёлая как кирпичи. Добравшись до перрона, поставили коробки, сверху уселись сами. Через несколько минут на перроне появились литовские таможенники. Они медленно шли вдоль и осматривали, кто что с собой везёт. Вадим с Гошей передвинули коробки под бетонные ступени лестницы, сверху накрыв пакетом. Таможенники подошли к группе людей с большими сумками. Вадим, почему то решил, что они таджики. Или узбеки? Он точно не знал. В сумках у них были кучи свитеров с надписью «Boys» и несколько двухкассетников, у которых вокруг динамиков по кругу мигали светодиоды. Пока таможенники общались с обладателями кучи свитеров, подошёл поезд и Вадим с Гошей, ловко забросив коробки, разместились внутри. В Питере Гошин знакомый кооператор сказал, что резинку возьмёт по той же цене, что они брали в Вильнюсе. Побегав по городу и убедившись, что цену выше не дадут, Вадим с Гошей сдали всё почти за те же деньги.

Эти деньги кончились быстро. Вадим ждал перевода от родителей, но его всё не было. Гоше родители должны были передать коробку военной тушёнки через знакомого лётчика. Лётчика два дня подряд ездили встречать в аэропорт, но никого не было. На третий день уже сильно хотелось есть. Гоша вспомнил про свою тётю, которая жила в Павловске, «Не люблю я её» - рассказывал Гоша по дороге Вадиму. «Почему?» - Вадим никогда раньше здесь не был и крутил по сторонам головой. «Да она с нами не общается» - Гоша не сразу нашёл дом, но потом утвердительно ткнул пальцем: «Вот тут она держит кроликов, одного хотя бы вытащить» Вадим внимательно разглядывал через забор внутренний двор: «Собака есть?» Гоша всматривался в глубину двора: «Да вроде есть». Вадим тихо подкрался к самому забору. В доме было тихо, но секундой позже оттуда разразился истеричный лай какой-то мелкой псины, а затем, из темноты двора, низкий и басовитый однократный лай. «Да у неё тут собак полно, одна точно здоровая» - Вадим передумал лезть через забор. Когда шли обратно на станцию к электричке Вадим обратил внимание как много здесь водоёмов, внимание привлекли утки которым кидали хлеб, утки подплывали совсем близко, иногда выходили и разгуливали по берегу. «Завтра приедем сюда, можно будет утку поймать» - серьёзно сказал Вадим. «Надо будет булку купить, есть не будем – для приманки» - серьёзно ответил Гоша и добавил: «Скоро уже тушёнка будет». Вадим зашагал дальше: «Когда ещё будет…»

На следующий день купили батон и взяли с собой катушку ниток. Вадим помнил, как в детстве  с помощью «мёртвой петли» ловили голубей. Нужно пошире растянуть ниточную петлю и насыпать в неё крошек, потом просто резко подсечь и птичьи лапы будут стянуты ниткой. В Павловске красивый пейзаж, повсюду стоят художники с мольбертами, взрослые гуляют с детьми, на скамейках парочки любуются друг другом. Возле водоёма за кустами на корточках сидит Вадим с ниткой в руке. Чуть дальше стоит и сощурившись курит Гоша. Мимо проходит маленькая девочка она держит маму за руку и вывернув голову набок не сводит глаз с Вадима. Мама тащит девочку за собой, торопливо увеличивая шаг. Утки, наверное, чувствуют неладное, они не то что на берег не выходят, они даже отплыли на другую противоположную сторону и возвращаться похоже не собираются. В общежитие Вадим вернулся один. Гоша поехал в аэропорт, встречать лётчика.

На столе в холле лежит извещение, Вадим увидел издалека, что это для него. Так и есть – почтовый перевод на тысячу рублей. Нужно на почту успеть, пока не закрылась ещё. На почте очередь минут сорок пришлось простоять. Позже приехал Гоша. В руках коробка и открытая бутылка пива «Рижское», улыбка во всю ширину лица. В кармане ещё бутылка пива. Вадим раньше не пробовал такое, сделал глоток, тягучее с резким запахом и приятным послевкусием. Гоша в пиве разбирается. Вадим потянулся к батону с колбасой. «Подожди, давай попробуем» - Гоша открыл коробку, в ней два вида консервов, банки без этикеток, смазанные солидолом каким-то, отличаются только маркировкой, выдавленной на крышках. Открыли первую – свиная, сверху тонкий ровный слой застывшего жира, снизу кусок тушёной свинины. Вадим быстро начистил полкастрюли картошки, когда она сварилась, высыпали всю банку тушёнки. На запах потянулись студенты из соседних комнат. Гоша радушно принимал соседей, он уже допил пиво и улыбался практически всё время.

Вадим заметил, что цена на ваучеры пошла вниз. Ничего, пусть падает, потом опять поднимется. Некоторые, говорят, меняли один ваучер на машину, ну на видеомагнитофон это точно, Гоша рассказывал, у него знакомый так свой ваучер поменял.