Однажды в вечернем иерусалиме...

Евгений Каплун
Солнце завершает свой длинный путь по небу. Тени становятся длинными. На город опустилась свежая прохлада. Скоро на ещё светлом небе загорятся звёзды. Вечерний свет резко очерчивает крыши и стены домов, сложенных из золотистого камня. Через 15 лет здесь не будет ни домов, ни улиц, ни храма. А пока в Иерусалиме всё спокойно.
По узкой улице идут две женщины, одетые в светлые хитоны. Одна из них - совсем молодая, почти девочка, лет 14-16. Другая - значительно старше, возраста зрелой мудрости. На улице города они повстречались случайно.
Старшая женщина:
- Анна, ты не забыла, что сегодня вечером в доме уважаемого Якова собираются братья и сёстры, чтобы восславить Всевышнего и вознести молитву его сыну.
Анна:
- Почтенная Дебора, я узнала, что из своего селения в город неделю назад пришла Руфь, дочь Елизара. Мне передали, что сегодня она будет в собрании. Я не хотела бы с ней повстречаться. Поэтому я не пойду на собрание.
Дебора:
- Странно, вы ведь из одного селения, и жили по соседству. Всё детство вы дружили.
Анна:
- Да, я всю жизнь считала её своей лучшей подругой, но я ошибалась. Она меня предала. Она сказала одному человеку про меня ложь. Ложь очевидную. И не случайно, а намеренно, с целью.
Дебора:
- Она солгала тому высокому, красивому мальчику, с которым я видела тебя в прошлом году на площади?
Анна:
- Да.
Дебора:
- И чем же она тебя обидела?
Анна:
- Она не обидела, она предала меня. Но я не скажу вам, что она про меня ему наплела! (длительная пауза).
Дебора:
- Давай, Анна, присядем на этот старый камень. Святой Яков как-то сказал, что Учитель любил отдыхать на этом камне, размышляя о добре и зле, истине и вечности (садятся).
Ты, конечно, знаешь, дорогая девочка, что Учитель наказал нам прощать. Даже более того, Учитель говорил: "Возлюбите врага своего", а прощение является лишь малой толикой любви.
Анна:
- Уважаемая  Дебора, мне знакомы эти слова Учителя. Вот только, как понимать слово "прощение". Я не только не собираюсь ей мстить,  я, вообще, не желаю ей зла. Но дружить с ней я не буду!
Дебора:
- Ты ещё совсем молода, моя девочка. Я прожила долгую жизнь. Я видела, как люди совершают мерзкие поступки под влиянием мгновенной слабости духа, затмения  разума, избытка греховных чувств. Потом часто каются про себя или пытаются себя в мыслях оправдать, хотя в душе осознают собственную неправоту. Часто люди становятся врагами просто из-за непонимания причин поступков друг друга. Не зная эти причины, их  додумывают, зачастую, неправильно.
Тебе надо поговорить с Руфью, может быть, она вовсе и не предатель. Может быть, дьявол только еле коснулся её губ, но ещё не поселился в её сердце. Нужно бороться за её душу. Сам дьявол не может вредить людям. Он творит зло через людей, которых он завоевал. За души людей нужно бороться, а не оставлять их в лапах дьявола. Бороться за людей невозможно, если их не любить и не прощать. Поговори с Руфью, прости её. Если поймёшь, что она чужая, можешь исключить её из числа своих подруг, но прости.
Анна:
- Хорошо, я её прощаю, я буду с ней разговаривать, как будто ничего не было. Но всё равно, теперь для меня она - другая.
Дебора:
- Вот и хорошо. Главное - надо общаться. Пройдёт время, и, может быть, всё станет на свои места. Надо любить людей, даже если они плохие, ведь они не виноваты, что оказались слабее дьявола. Надо бороться не с людьми, а со злом в людях, ограждая других людей от этого зла. Мы ведь не знаем заранее,  кто окончательно погряз во зле, а кого ещё можно спасти. Но пытаться нужно спасти всех.
Анна:
- Понятно, добрая тётушка. Только у меня есть один вопрос. Яхве наказал Адама и Еву за их грех, он их не простил. А потом устроил потоп. Неужели дьявол так силён, что среди людей к моменту потопа праведными оказались один только Ной и его семья?
Дебора:
- Ответ на твой вопрос очень прост, детка. Хочу сразу тебе сказать, что Яхве вовсе не мстил людям. Он их осудил и подверг каре за нарушение закона. Соблюдение законов Бога абсолютно обязательно. Они записаны Моисеем в священном писании. Учитель эти законы уточнил в своей проповеди на горе. Проповедь Учителя пока не записана, о ней нам рассказывает почтенный Яков.
Учитель говорил: "Богу богово - кесарю кесарево". Это означает, что хотя законы властей не совершенны (совершенен только закон Яхве), им следует подчиняться (платить налоги, нести государственные повинности, не нарушать порядки) ибо иначе в обществе наступит хаос. За нарушение закона следует наказание, государство не должно прощать нарушителей закона, а уж Бог - тем более. Однако формальное соблюдение человеческих законов приводит иногда к дурным последствиям, а нарушение этих законов позволяет совершать добро. Жизнь сложна, а разум человека слаб.
Несколько лет назад мой односельчанин Рувим срубил огромное масличное дерево на участке своего соседа. Сосед возмутился и пожаловался старейшинам. Рувима осудили и заставили выплатить 3 шекеля в пользу пострадавшего. Рувим оправдывался: мол, дерево начало подсыхать и давно не плодоносит, а соседа на участке давно не было, и я не  успел с ним договориться о дереве. Но все оправдания оказались напрасны - закон был нарушен! С этого года урожай на участке соседа удвоился. Дерево ранее заслоняло солнце. Так что, нарушив закон, Рувим помог соседу. И таких случаев в жизни происходит много.
Анна:
- Тогда зачем исполнять эти законы, если они так несовершенны?
Дебора:
- Я уже тебе говорила, девочка, Учитель повелел их исполнять, иначе в мире наступит хаос. Преодолевая дьявола, человечество пытается совершенствовать свои законы, но люди всё равно не могут в полной мере оберегать истину, которой владеет только Бог.
Не огорчайся, девочка! Лучшие люди, которые  не совершенны, но стремятся к добру, будут спасены. Именно во имя этого спасения Бог принёс в жертву своего сына. Это и есть ВЕЛИКОЕ ПРОЩЕНИЕ человечества, освобождение от проклятия, наложенного им за грех Адама и Евы.
Только Бог в СВОЁ время решит, кто из смертных соблазнялся на посулы дьявола, а кто  стремился жить праведно, соблюдал  ту часть законов человека, которая соответствует законам Бога, и пренебрегал греховной частью  человеческих законов. Правда, к сожалению, кроме Бога, никто не знает соотношение этих частей. Не зная до конца истины, не зная даже самого себя, своей силы, глубины своей души, каждый человек решает эту проблему сам. Он свободен в своём выборе.
Свобода - это тоже великий дар Бога. В нашей истории есть много случаев, когда вожди пытались насильно привести народ к счастью, как они себе это счастье представляли, и это часто стоило народам большой крови...
Только Бог решает, кто достоин прощения и кто из смертных заслужил называться святым! Но человек должен прощать всегда! Тебе всё понятно, девочка?
Анна:
- Понятно, за преступление закона должно следовать наказание, но сердцем человека надо простить, особенно, если он раскаялся.  Руфь я разумом простила, но сердцем - не могу.
Дебора:
- У тебя чистая душа, девочка. Ты должна принять правильное решение. Сердце  должно подсказать. Впрочем, совет разумного человека тебе может помочь. Расскажи всё отцу Якову. Он лучше всех живущих людей знает истину, он брат Учителя...
Небо над Иерусалимом стало густым и тёмным. Только на западе горела оранжевая полоска с лиловыми крыльями. Узкая улочка погрузилась в сумрак. Лишь кое-где блеклым, дрожащим светом мерцали оконца домиков. Вдалеке виднелось жёлтое окошко дома  Якова. Именно туда направлялись две женщины, негромко продолжая беседу.

                19 апреля 2009 года.