О псевдотворчестве

Анатолий Кульгавов
Собираюсь сейчас сказать кое-что о самой настоящей эпидемии, поразившей в последнее время значительную часть литературной общественности. Имя этой эпидемии «псевдотворчество». Я специально сказал «собираюсь сказать», а не «хочу сказать», потому, что, на самом деле, я очень не хочу этого делать, чисто по-человечески мне это крайне неприятно. Но, увы, иногда приходится делать то, чего делать совсем не хочется.

Литературный критик Владимир Бушин ещё в 1979 году написал острокритическую работу «Кушайте! Всё ваше!», посвящённую разбору псевдоисторических романов Булата Окуджавы, разобрав всю их, как чисто литературно-художественную, так и чисто историческую, несостоятельность, высветив полное невежество Б. Окуджавы даже в самых элементарных вопросах, а наряду с этим -  и крайне гнусный политический подтекст оных писаний Б. Окуджавы. В. Бушин прямо указал на тот весьма неприглядный факт, что Б. Окуджава просто-напросто пытается скрыть за псевдоисторической экзотикой и дешёвой мишурой свою собственную творческую несостоятельность. Это, действительно, так.

В своё время ещё А. Герцен говорил о том, что пресловутый романтизм является настоящей чумой, поскольку приучает людей сопереживать выдуманным трагедиям выдуманных героев, при этом, что называется, в упор не замечая реальных страданий реальных людей, окружающих нас на каждом шагу.

Ничто не ново. Нынешние поэты пишут какие-то пространные стихи и поэмы, пересказывающие сюжеты из античной мифологии (кстати, как правило, отвратительно и бестолково пересказывающие, а иначе и быть не может), воспевающие какие-то средневековые балы, даже какую-то там белогвардейщину. А вот в телевизионном выпуске новостей не очень давно прошёл сюжет о судьбе девушки-инвалида, страдающей от рождения церебральным параличом, оставленной матерью в родильном доме, лишённой возможности ходить самостоятельно, а кроме того, произволом бездушных чиновников, оказавшейся в психиатрическом интернате, будучи психически совершенно здоровой, в чём изначально никто и не сомневался. Недавно, фактически вчера,* прошло продолжение того сюжета, где говорилось о том, что объявились родственники той девушки, изъявившие желание взять её к себе. И она к ним поехала. Сказано было, что её отпустили в отпуск на месяц. Это – формально. А фактически, как подчеркнула корреспондент телевидения, это не отпуск, а испытательный срок, как для девушки, так и для её родственников, после чего её дальнейшую судьбу будет решать специальная комиссия. Значит, вопрос пока ещё остаётся открытым, и эта трагическая история пока всё ещё не окончена. Доколе?! Более того. В том новостном сюжете говорилось, что родственники уже успели показать девушку очень хорошим врачам, по компетентному мнению которых, её ещё можно вылечить и поставить на ноги и даже дать ей достаточно хорошее образование. Представляете, чтобы было, если бы её лечили с самого начала, когда болезнь, пусть даже и врождённая, не была ещё так запущена. А?! Вот то-то!

Вот, где трагедия и страдания! Вот о чём следовало бы писать! Но не трогает эта человеческая трагедия наших ну очень утончённых, ну очень чувствительных представителей творческой интеллигенции, не задевают подобные трагедии их обнажённые нервы. Да что там говорить! Большинство творческих людей – самые обыкновенные лицемеры и демагоги, не видящие и не желающие знать ничего кроме самих себя.

Мне, конечно, могут возразить, что, дескать, пишущий человек не может заставить себя писать о чём-то одном, и не писать о чём-то другом. Согласен. Это, прежде всего – вопрос морали. Такова значит мораль этих людишек, что не трогают их реальные человеческие трагедии. Им гораздо интереснее мишура и псевдоисторическая экзотика, между прочим, ничего общего с настоящей историей не имеющая.

2009-02-03


*Эта статья была написана специально для сборника «Голубой дельтаплан» (г. Новочеркасск, изд-во «Лик», 2009г)