Морской треп

Владимир Кожушнер
Машинист трюмный.

Машинист трюмный или просто трюмный – это уважаемый специалист на корабле. А если на маленьком корабле разведки, так это - Бог! Бог воды, г…а и пара!
Вечно в замасленной робе, с черными от солярки руками, которая въелась во все поры, и вымазанной рожей. Ему запрещается появляться в «общественных» местах. Его прячут от постороннего начальства и гостей. Вы слышали, как женщины на гражданке о нём отзываются?
- Ты спала с кочегаром!
- А ты, - с трюмным!
Звучит?
Хозяйство у него большое. Там забилось, там прорвало, там не крутится…. Одним словом ЖЭК в одном лице. А ответственность? Всё что связано с живучестью, непотопляемостью, пожарной безопасностью и т.д.
А как обойтись без него в  «чистый четверг»? Душевую убери, чтобы ни плесени, ни соринки и дырочки в распылители прочисть. Воду залей  в расходную цистерну, да чтоб давление было нормальное. Паровой котел (любовно - котелок «Шухова») растопи. Целый день крутись как белка в колесе, пока команда не помоется. Да, всё по расписанию и по очереди.
Но, это славные ребята! Это специалисты высокого класса! Веселый, неунывающий народ! Это, если хотите, душа коллектива.
Однако, как и на гражданке, бывают и на корабле неприятные люди. Не соблюдают они ни очереди, ни расписания. Был такой и у них. Это - интендант или просто – «Крохобор», как его называли между собой моряки. Так вот, залез он  в душ за час до расписания и без очереди. Только он открыл краны, как стрелка на манометре котла задрожала.
Трюмный напрягся. В чем причина? Вначале продул манометр. Нет, не в этом дело. Где-то прорвало? Бегом наверх, в душевую!
Оп па! В душе кто-то есть и намылился! Кто? Ну, конечно, Крохобор! И это уже не в первый раз!
- Ну, заяц, погоди!
Быстро спустился вниз. Перекрыл пар и воду.
- Купайся!
Интендант, весь в пене,  выскочил из душевой, рукой убирая мыло с лица. Добежав до машинно-котельного отделения, он с силой рванул дверь.
- Трюмный! Старший матрос!
Двенадцати стопный мат перекрыл гул работающего дизель генератора.
- Открой пар и воду!
Трюмный не отвечал.
Медленно ступая по трапу босыми ногами и цепко держась за поручни, он стал спускаться вниз. Каждая ступенька получала свою порцию нецензурных выражений, а толстый живот цеплялся за них. Голый зад, выставленный вперед, был его визитной карточкой.
Вот и конец. А где трюмный?
Удобно примостившись у котелка, матрос ждал. Это был его боевой пост по расписанию.
Мичман заметил его, но побоялся приблизиться. Переминаясь с ноги на ногу, он с еще  большим запалом, стал требовать открыть пар и воду, угрожая пожаловаться начальству.
- Не имею права. Душевая откроется по расписанию. Это приказ командира!
- Твою, его и прочих апостолов мать….. Я тебе покажу!!!
Обратный путь он преодолел на одном дыхании.
Трюмный не сомневался, что интендант пожалуется начальству. Опять «всыпят» ему два наряда вне очереди! Но, Крохобора нужно было наказать!
Что придумать, какую причину найти, почему он прекратил подачу пара и воды?
Есть! Фокус был простой:
Он продул манометр и оставил на табло 1,5 кг давления, вместо 4кг фактических. Теперь манометр был отключен от котла. Это не смертельно. Даже, если давление повысится выше нормы, сработает предохранительный клапан и выпустит лишний пар в атмосферу.. Он проверял его.
Начальство не пришлось долго ждать.
Помощник командира корабля был интеллигентным человеком. Он резко отличался от остальных офицеров. Не пил, не курил, не ругался. Настоящий наставник матросов.
- Объясните, почему Вы не дали помыться мичману?
- Давление в котле 1,5 кг. Его хватает только на то, чтобы топить котелок. Пар от котла распыляет солярку для горения. Когда давление упало, форсунка чуть не потухла. Я перекрыл пар и воду!
Помощник посмотрел на манометр. Точно. На манометре 1,5 кг.
- А почему отключили воду?
- Чтобы поднять уровень воды в котле – ответил первое, что пришло в голову. - Я же не знал, что мичман в душевой. Да и по расписанию еще рано подавать воду.
По глазам трюмного было видно, что он врет. Веселые чертики сверкали в них.
- Два наряда вне очереди. И немедленно дайте воду.
- Есть два наряда вне очереди!
Чертики исчезли. Проводив взглядом помощника, он включил манометр. Стрелка прыгнула до критической отметки. Пора выключать котелок. Затем, не спеша, открыл вентиль для подачи холодной воды в душевую.
- Разрешаю мыться, товарищ мичман – сказал про себя трюмный и заулыбался.
Скоро начнется «помойка» личного состава. Будет еще веселее.

Брызги солярки.

Конфликт между трюмным и его непосредственным начальником произошел сразу, как только он отработал два наряда на камбузе.
-. Наведи порядок своего заведования на верхней палубе. Хорошенько надрай «медяшки» и покрась маховики вентилей,  – приказал он трюмному,  и тут же добавил:
- Идем в поход! С проверкой приезжает высокое начальство!
- Товарищ старшина первой статьи, нужно в первую очередь почистить фильтр осушения. Под пайолами скопилось много льяльных вод и их необходимо откачать.
- Выполнять, что тебе приказано! Трам-парарам…!
- Есть!
Весь день моряки драили, красили и наводили порядок. Начальство осталось довольно осмотром корабля и дало «добро» для выхода в море.
А утром зазвенели колокола «громкого боя», раздалась команда:
- Боевая тревога! По местам стоять. С якоря и швартовов сниматься!
Непередаваемо то состояние, которое испытываешь при этом! Что-то внутри сворачивается, как пружина!
Забегала команда, разбегаясь по боевым постам. Только и слышно:
- По трапу бегом!
Целеустремленные, сосредоточенные матросы и командиры занимают места по боевому расписанию.
Устроившись у котла, трюмный осмотрелся. Но что-то подсознательно его тревожило.
В машинно-котельное отделение спустился главный механик дивизиона разведывательных кораблей.
- Встать!  Смирно! – с перепугу закричал начальник БЧ-5.
Капитана второго ранга он видел впервые.
- Вольно!
В этот момент с ходового мостика поступила команда:
 - Малый вперед!
Главный двигатель ожил. Его мощный маховик качнулся раз, другой и закрутился.
И тут произошло невероятное. Столб воды, смешанный с соляркой и маслом, взметнулся под своды МКО. Это маховик «зачерпнул» льяльные воды и выбросил их наверх.
Всех обдало брызгами солярки. А спрятаться некуда. Главмех, облитый с головы до ног, выскочил из МКО как пуля, инстинктивно произнося сочные ругательства.
Трюмный бросился к осушительному насосу и включил его. По натяжному звуку мотора, он понял – фильтр забит, и вода не откачивается! Мысли лихорадочно бежали одна за другой.
Сейчас невозможно его чистить. Нужно останавливать главный двигатель. Стоп! Ведь есть второй фильтр. Его никогда не включали, поскольку в том районе уровень воды меньше. Но где же кран переключения? В два прыжка он очутился около лючка. Вот он! Под его крышкой трюмный увидел кран. Одно движение рукоятки и фильтр  включился. Он это понял по изменившемуся звуку осушительного насоса. Этот родной шум он расслышал бы среди сотни других! Все произошло в считанные секунды.
Мокрая команда мотористов очумело смотрела на его действия.
 Старшина первой статьи испытывал угрызение совести. Ведь это он отклонил предложение старшего матроса – почистить фильтры,  да еще и обругал того.
Они встретились взглядом и молчаливо поняли друг друга. Через минуту уровень воды упал, фонтан брызг прекратился. Работы, правда, прибавилось.
Естественно, Главмех  устроил взбучку начальнику БЧ-5, но тот устоял против бурного потока «метафор» и «сравнений». Чувствовалась морская закалка!
      


Морской разведчик.

Севастополь остался позади. Море спокойное, ровное. Солнце палит во всю. Погодка класс!
На деревянной палубе корабля отдыхают свободные от вахты моряки. В кубриках жарко и душно.
- Форма одежды – по пояс раздетый! – раздается команда по корабельной трансляции.
Матросы с удовольствием снимают с себя только брезентовые рубашки, подставляя ласковому солнцу свое тело. Легкий ветерок приятно обдувает его. Лепота. Курорт!
Но что это? На палубе в трусах и «голландке» (рубашке) появляется старшина второй статьи. На корабле он в первый раз и не все морские  команды еще понимает. Его прислали с берега в качестве секретчика и фотографа.
Надо же придумать появиться в таком виде? Так понял он команду «по пояс раздетый!».
Белые, тонкие ноги секретчика произвели впечатление. Громкий взрыв хохота огласил морские просторы.
Ничего не понимая, он оглядывается по сторонам. Вокруг улыбающиеся счастливые лица. Офицеры на ходовом мостике тоже сдержано улыбаются, прикрывая ладонью рот, чтобы не рассмеяться.
Напряжение, не покидавшее личный состав, после начала похода, разрядилось.
Но расслабляться нельзя. Впереди Босфор. Необходимо обнаружить боевые корабли, на выходе из пролива. При этом корабли не должны обнаружить присутствие разведчика.
Для этой цели, он напичкан самой современной техникой. Лучшие специалисты прикомандированы с береговых служб.
На ходовом мостике столпотворение. До боли в глазах, приставив бинокль, сигнальщик-рулевой вглядывается в даль.
Командир объявил «награду» для того, кто первым обнаружит «противника» – десять суток дополнительного отпуска.
А в МКО  стоит сплошной гул. Естественная вентиляция слабо продувает помещение. Жарко. Душно.
Не мешало бы перекурить и подышать свежим воздухом! Трюмный, предупредив старшину, покидает пост.
В отведенном для курения месте матросы весело смакуют поведение секретчика.
- Чего ржете?
- Да, насмешил нас секретчик. Вместо «голландки», снял брюки. Вид у него был – еще тот!
Докурив сигарету, он посмотрел на ходовой мостик. Там полно народу.
- Что они делают? Пойду, посмотрю. Интересно…
На появившегося чумазого матроса никто не обратил внимания. Все внимательно смотрят вперед. Протирая руки  промасленной ветошью, он, обращаясь ко всем сразу, деловито спрашивает:
- Кого ищем? Что пропало?
- Корабли с Босфора  должны выйти – не оглядываясь, отвечает сигнальщик.
Никому до него нет дела. Посмотрел по сторонам. Вроде бы  на горизонте с правого борта  какая-то черная точка.  Веселые искорки заиграли в его глазах, забегали чертики.
- Вы не туда смотрите. Вот же они!
Все как по команде посмотрели на трюмного. Даже радиометрист вылез из своей палатки.
- Где?
- Да вот же!  По правому борту! Вы что, слепые? – И он наобум показал рукой.
- Вижу, вижу, вижу – наперебой посыпались доклады.
- Проморгали? – Командир зло ругнулся и пошел вниз радировать начальству.
Пропуская его, трюмный отошел в сторону. Их взгляды встретились.
- Молодец!
Довольный собой, матрос вернулся на боевой пост.
- Вот шара привалила! Десять суток дополнительного отпуска!
Приятные мысли завладели его сознанием, а благодатная улыбка разлилась по лицу.
Корабль возвращался на базу.

Моторист.

Корабль пришвартовался к пирсу. Подали кормовой трап. В это время вместе с командиром корабля на корме появились офицеры и матросы, прикомандированные на время похода и готовые сойти на берег.
И тут, как из-под земли, на пирсе появился начальник санитарной службы.
- Вы загрязнили водную поверхность! Я выпишу вам предписание!
- Мы только пришли – оправдывается командир.
- Но, это Вы, уходя в поход, загадили бухту. Я проверил, - срывая голос, кричит санврач.
Главный механик дивизиона ступил на трап и строго посмотрел на крикуна.
- Почему кричишь? Было бы из-за чего  - защищал он командира.
Увидев его, капитан третьего ранга смутился:
- Пираты! Вам всё можно! – в сердцах сказал он и исчез также же быстро, как и появился.
Главмех улыбнулся. Их называли разведчиками, шпионами, но чтобы «пиратами».
Его бегство рассмешило и команду.
Но веселье было недолгим. К трапу подъехала машина. Из неё вышел начальник штаба и поднялся на корабль.
- Всех попрошу остаться. Пройдемте со мной в кают -компанию, - обратился он к главмеху.
Недолго посовещавшись, он уехал один.
Приезд начальства ничего хорошего не сулил. Прощай увольнения. Снова в поход – решила команда. И не ошиблась.
- Два часа на сборы, - объявил командир.
Время пролетело незаметно.
Колокол громкого боя застал команду на рабочих местах.
- Боевая тревога! По местам стоять! С якоря и швартовов сниматься!
И снова внутри всё свернулось в пружину. На лицах сосредоточенные выражения. Матросы готовы к выполнению боевой задачи.
Зазвенел машинный телеграф:
- Малый вперед!
- Есть малый вперед! – про себя произнёс моторист, совмещая ответную стрелку телеграфа с командной стрелкой.
Затем резким движением нажал на кнопку пуска главного двигателя, но двигатель молчал. 
- Мать! – ругнулся старший матрос. - Клапан завис!
Еще одна попытка. Есть! Двигатель охнул и начал набирать обороты.
- Плохая примета. Нужно будет по приходу разобрать клапанную коробку.
Командир БЧ-5 посмотрел на моториста. Нравился он ему. Широкоплечий, коренастый крестьянский парень. На гражданке он работал в селе трактористом. Специалист высокого класса! Такой не растеряется в трудной ситуации!
Встретив взгляд начальника, старший матрос виновато сдвинул плечами. Ничего не сказав, мичман пошел проверять остальные посты.
А над морем сгустились сумерки. Небо заволокло тучами. Ветер посвежел.
 К утру подошли к турецким берегам. На корабле все уже знали, что наша задача определить местонахождение  радиолокационных антенн для слежения за спутниками и сфотографировать их.
По фотографиям со спутника антенны нашли сразу. Это были громадные шары, выкрашенные в серебристый цвет. Они стояли на горе и были хорошо видны. Но фотографировать с такого расстояния нельзя. Нужно подойти поближе. На полном ходу корабль входит в территориальную зону.
- Стоп машина!
Разведчик по инерции движется к берегу. Уже можно различить одинокие фигурки людей на берегу. Секретчик без остановки щелкает «супер» фотоаппаратом. Всё, пора возвращаться в нейтральные воды!
- Полный вперед! – Раздается команда с ходового мостика.
Ответив телеграфом на команду сверху, старший матрос заученным движением нажимает на пусковую кнопку. Но, через отверстие под клапаном выходит только свистящий  воздух. Главный двигатель молчит. Еще и еще раз пытается он запустить машину. Не получается. Клапан окончательно завис! Корабль несет  к турецкому берегу.
В машинно-котельное отделение  бегом спускается главный механик. Отбросив моториста, он сам жмет кнопку пуска. Глухо.
Воздух в пусковых баллонах на исходе.
- Товарищ капитан второго ранга отойдите в сторонку, – еле сдерживая себя, просит  моторист.
 Мысли лихорадочно проносятся в голове. Если листом железа закрыть дырку, с которой травит воздух, и подпереть чем-нибудь, тогда воздух пойдет в цилиндры главного двигателя и запустит его. Но, как и чем? Воздух то высокого давления!
Движения его быстрые и расчетливые. Руки опережают мысли. Вот железо, вот болт! Но болт длиннее, чем расстояние от отверстия до выступа двигателя.
- Чёрт!
В следующее мгновение, он, придерживая ладонью железный лист, ставит руку, вместо упора. Как раз! Другой рукой жмет пусковую кнопку.
Ух! Вздыхает машина. Её шум звучит как музыка.
Моторист убрал руку. Она обвисла как плеть. Лицо стало бледным.
- Быстрее на палубу! Врача! – Скомандовал Главмех.
Корабль медленно развернулся, а затем полным ходом стал удалялся от берега. Вот и нейтральные воды. На горизонте появились сторожевые корабли береговой обороны. Поздно. Задание выполнено!
Рука еще долго болела, но все обошлось. За этот поступок моториста наградили. Но не будем уточнять чем.


Недописанное письмо.

Мать случайно заметила шрам у сына на голове.
- Что это?
Он внимательно посмотрел на неё. Натруженные руки, морщинистое лицо в глазах беспокойство.
- Да так, неосторожно ударился на корабле о вентиляционную трубу.
- Но ты, когда служил, об этом не писал.
Холодок пробежал по телу от нахлынувших воспоминаний. Такое не забывается!
Это было поздней осенью. Он вышел на палубу, чтобы перекурить.
По темному морю бегали волны с белыми барашками. Нос корабля медленно погружался в волны, и так же медленно выползал наверх.
Брызги холодной соленой воды попадали на его куртку.
Яркие звезды мерцали над головой. До рассвета не более часа. Страшновато.
Всматриваясь в ночное небо, задумался. О чем писать матери? Обычные матросские будни и походы.
Корабль идет к турецкому берегу, чтобы снова и снова фотографировать военные объекты. Это уже было, но на другом корабле, с другой командой.
Мысли прервал грохот, упавшего прямо по курсу,  огромного предмета. Над водой появился огромный водяной столб! Что это?
В следующее мгновение около борта раздался второй взрыв. Потом еще и еще. Ударная волна отбросила его на вентиляционную трубу. Он потерял сознание.
Колокол громкого боя вернул его к действительности. Боевая тревога!
Медленно поднялся. Скорее на пост!
Несмотря на головную боль, неуверенными шагами добрался до машинного отделения.
Как пьяный, спустился по трапу, снял куртку и занял боевой пост. Так хочется спать. Скорее бы смена пришла.
- Что с тобой, откуда кровь? Ты ранен? – перекрывая шум главного двигателя, кричит встревоженный мичман.
- Где? Нет. – Неуверенно ответил матрос.
- Старший матрос! - позвал мичман моториста.
- Отведи трюмного к врачу и бегом обратно.
Сотрясение мозга, рана на голове определил, прикомандированный на время похода, военврач. Нужна госпитализация. Но на таком малом корабле нет лазарета.
- Тебе повезло. Капюшон смягчил удар, – обрабатывая рану, сказал врач.
- Ложись на свою койку. Я буду навещать.
Когда в кубрик после отбоя тревоги вернулись мотористы, они рассказали, что Турция проводила с кем-то совместные учения, и в темноте приняли корабль за свою мишень.
Но от этого не легче.
И снова мысли вернулись к письму. О чем писать матери? Только не об этом случае. Зачем расстраивать.
К концу похода он поправился и  был в центре внимания. Герой!
 Придя на  базу, отправил письмо, так и не сообщив матери о случившемся.


Брюки напрокат!

Как постирать в море робу (одежду) во время движения судна знали наши деды и прадеды. Всё очень просто. Привязываешь её и бросаешь в море при движении корабля. Можно в штанину или рукав положить кирпич. Тогда она будет глубже погружаться. Скорость корабля небольшая. Болтается роба на конце (веревке) сутки, двое… Не нужно ни мыла, ни стирального порошка! Вытаскиваешь - как новенькая! Конечно, это не по уставу, но начальство закрывало глаза.
Трюмный частенько пользовался услугами моря. Его промасленную робу трудно отстирать руками. И в этом походе он решил хорошенько выстирать её. Но, на этот раз он опоздал. На трех концах болтались вещи.
- Кто же это опередил меня?
По очереди, стал вытаскивать их из воды.
На первых двух стирались робы мотористов - он узнал по пришитому  боевому номеру.
- А чьи это новые парадные офицерские брюки? Да еще с кирпичами в каждой штанине! Они же могут превратиться в лохмотья! Нужно спросить у боцмана. Он все видит и знает!
Боцман знал:
- Это старшего лейтенанта. Того, что прикомандировали.
- А у вас найдутся старые брюки?
- Ты что задумал? – боцман улыбнулся. - Посмотри в ящике для ветоши (тряпок). Я там недавно видел.
То, что нашел трюмный, трудно было назвать офицерскими брюками. Штанина оторвана, кругом порезы, кое-где следы сурика….
Не долго думая, он поднялся на корму, отвязал новые брюки и привязал старые.
- Стирайтесь!
Затем спустился в машинное отделение и повесил их сушиться у парового котла. Высушенные и отутюженные брюки он отдал боцману.
Дальше события развивались как по сценарию.
Боцман нашел старшего лейтенанта и спросил, не его ли брюки болтаются в море.
- Мои. Я совсем забыл про них.
Они вместе поднялись на корму.
При виде порванных брюк, старший лейтенант зло ругнулся. Затем отвязал их и выбросил за борт, даже не обратив внимания на следы сурика.
- Это мои парадные брюки! В чем я сойду на берег?
- А Вы попросите напрокат у помощника командира. Вы с ним одинакового роста и комплекции.
На прощальном обеде в кают-компании боцман, как будто невзначай, поинтересовался:
- Товарищ старший лейтенант, брюки подошли?
На лицах присутствующих появилась улыбка.
Такое поведение насторожило офицера.
- Как раз по мне. А что?
Раздался дружный смех.
- А свои выбросили?
- Да. У них штанину оторвало.
И снова громкий смех.
- Это, наверно, акула оторвала, и  суриком  пометила?
- Каким суриком?
Мощный гогот потряс кают-компанию. Задрожала посуда!
- Так, может быть, это были не  ваши брюки?
- А мои где?
Боцман со вкусом рассказал их историю.
Его повествование прерывалось раскатами хохота.
Старший лейтенант был веселым жизнерадостным офицером и любил подшучивать над другими, но чтобы подшучивали над ним!
Он сидел, понурив голову, и молча смотрел на свои брюки…..
Такие шуточки на флоте без внимания не остаются, и частенько при встрече  у него спрашивали с улыбкой:
- Брюки напрокат не нужны?


Дальний поход.

К походу готовились тщательно. На палубе и надстройке установили гидролокационные приборы и устройства – для забора воды, измерения скорости ветра, атмосферного давления и т.п. Специальное военное оборудование замаскировали. У корабля новая легенда – гражданское гидрографическое судно. Личный состав обновлен на половину. Лучшие из лучших разведывательного дивизиона Черноморского флота!
Времени на подготовку мало, а сделать нужно много…
Каждый день профессура с козьими бородками объясняет команде, как пользоваться тем, что они установили. Матросы слушают и кивают головами.
Веселье стоит в кают-компании. Там моряки фотографируются в штатской одежде. Выбор её небольшой, а размеры маленькие. Слышится треск материи, отборная брань и громкий смех.
На пирсе новый интендант, старшина первой статьи разгружает продукты.
Каждый занят своим делом. Все под контролем.
В последний день приезжает высокое начальство. Заглядывают в каждую дырку, вынюхивают, придираются….
Наконец, «добро» на выход в море получено.
Раздается команда:
- По местам стоять! С якоря и швартовов сниматься!
Корабль уходит в ночь. К утру должны подойти к Босфору!
Вот и Босфор, но по приказу командира команде запрещается появляться на палубе. А так хочется посмотреть хоть одним глазком….
На выходе из пролива гидрограф ждал «корреспондент» -  над мачтой завис американский вертолет. Янки, небрежно свесив ноги, фотографирует, улыбается. Кто-то из матросов помахал ему рукой. Кто-то бросил в него свеклу.
Через некоторое время вертолет сменил самолет разведчик и т.д.
Корабль идет своим курсом.
В проходе кормового коридора интендант выставил из каптерки (помещение для хранения провианта)  коробки, ящики, мешки, мешочки…. Ни пройти, ни проехать…
- Что за беспорядок? – строго спрашивает командир.
Вытянувшись по стойке смирно и балансируя на одной ноге, старшина первой статьи испугано отвечает:
- Повару нужен реглан для зажарки. Будет праздничный обед.
Командир передергивает плечами, еле сдерживая улыбку.
- На корабле повара называют коком, а реглан это непромокаемая куртка. Понятно?
- Так точно.
- Кок лично просил?
- Никак нет. Он прислал  рабочего по кухне, простите – по камбузу.
- Разберемся. Немедленно убрать все из прохода!
Как будто рядом никого не было, но весть о том, что крохобор искал «реглан для зажарки», мгновенно облетела корабль. Её еще долго обсуждали на перекурах, в кубриках, в кают-компании.. Смеялись, смакуя на все лады..
Кличка «Реглан» надолго прилипла к нему, а трюмный, в который раз, получил два наряда вне очереди.
Без шуток не обойтись. Они скрашивают службу.
Третьи сутки один и тот же пейзаж. Вода, вода, вода и чистое небо над головой. Иногда появляются дельфины, и, как почетный эскорт, сопровождают корабль. Вода чистая, чистая Жарко. Искупаться бы, но не положено.
На горизонте появляется маленькая точка, превращаясь в самолет. Очередной разведчик летит низко над водой. Под крыльями, как поплавки,  навешены цилиндры, предназначенные для поиска подводных лодок.
На баке (носовая часть корабля) боцман и трюмный, мирно беседуя, наблюдают за его полетом. Очередной разворот. Но что это? Один из поплавков коснулся воды и оторвался. Перевернувшись несколько раз, он  поднял сноп брызг и исчез в море. Самолет резко накренился, и с душераздирающим звуком полетел прямо на них.
Гигант двухметрового роста и хлипкий трюмный присели от страха. Еще немного и самолет врежется в носовую мачту. А под ней топливные цистерны, которые взорвутся, как пороховая бочка.
В последний момент летчик сумел избежать аварии. Пронесло.
Еще не отойдя от шока, трюмный закурил. Сигарета предательски дрожала в уголке губ.
После такого стресса нужно бы отдохнуть, но пора на вахту…
Дни тянутся как резина. Одно и тоже, одно и тоже. Хлеб закончился, в ход пошли сухари и консервы. Пополнение запасов не скоро. Обещали заправить прямо в море.
Среди команды оживление – сегодня будет консервированный хлеб. Что это такое и с чем его едят? С виду обычный белый хлеб, но в целлофановой упаковке. Отрыли. Попробовали. Горький заспиртованный хлеб. Дрянь.
- Да ты что! Не нужно макать в водку. Класс!
- Порежем и посушим. Будут сухари, – принимает решение кок.
- Какие сухари? Его вначале нужно пропарить в духовке. Спирт испарится и получится свежий вкусный хлеб, – объясняет появившийся интендант.
На него посмотрели с уважением. «Реглан» был реабилитирован в глазах команды. Над ним больше не подшучивали.
А погода прекрасная. Море спокойное.
После месяца блужданий по Средиземному морю, наконец, определились.
Согласно полученной радиограмме, корабль направляется в район учений, проводимый американским флотом. Работа привычная – слушать, смотреть, фотографировать. Все заранее отработано на учениях.
К месту подошли вовремя. С авианосца взлетают и садятся самолеты. В воздухе идет их заправка топливом. Но что случилось? Один из кораблей охранения меняет курс и направляется наперерез  гидрографу. С его мостика посылают сообщение:
- Застопорить ход! Капитану с документами явится на борт!
Но корабль, не снижая скорости и курса,  продолжает движение.
По внутренней связи поступает команда:
- Приготовиться к затоплению корабля!
Такого еще не было!
Мотористы покидают МКО (машинно-котельное отделение). Трюмный не до конца откручивает барашки (гайки) кингстонов из которых поступит забортная вода и затопит корабль. Их два. С одного и другого борта. У него только считанные секунды на то, чтобы сбить ногой барашки, открыть крышки кингстонов и выскочить из машинного отделения. Конечно, шанцев остаться в живых мало.
В МКО спускается матрос. В руках у него сейф с секретными документами. Оставив их, он выскакивает на палубу. Трюмный остался один. Он не думает что произойдет. Просто нужно выполнить приказ – «Открыть кингстоны!»
Но его так и не последовало. В последний момент появился перископ нашей подводной лодки. Эсминец отвалил. Инцидент был исчерпан.
Вернувшиеся мотористы хлопают трюмного по плечу, улыбаются, помогают обратно закрутить барашки кингстонов.
- Можно выйти покурить?
Получив разрешение, он медленно поднимается по трапу на палубу. На баке много курильщиков в спасательных жилетах. Все возбуждено что-то говорят, жестикулируя руками. Предательская сигарета нервно дрожит в уголке губ. Только сейчас он начинает понимать, что могло случиться.
А корабль, сменив курс, отправляется на базу. Поставленная задача выполнена!
Форштевень медленно разрезает морскую гладь. За бортом журчит вода. Светит яркое солнце. Как будто ничего и не произошло…