Зимняя песня синицы

Евгений Садков
Славка тяжело брёл по незнакомой ему улице саратовской окраины.Город с трудом выходил из запойных новогодних праздников. Было тихо,только вдалеке надрывалась знакомым шлягером женщина.

-Не сыпь мне соль на ра...а...ну...

Да,только такой приправы для его репы сейчас и не хватает.

Потрогал разбитое лицо.Сплюнул.Грязный снег украсился большой грязной кляксой.

Молодёжь грубо нарушила тихую беседу двух бывших интеллигентов.Владимиру Владимировичу досталось больше.Вспоминая навыки японского боевого искусства,он сумел отключить одного. За что был примерно и жестоко наказан.

С другим участником диалога о дискретности вселенной поступили расчетливее.Загон продолжался долго,даже порой весело. Молодёжь, то отпускала его подальше,то вновь нагоняла, толкая легонько "кенгурятником".

-Ну, что, чел,притомился?

В студенчестве он бегал полумарафон и даже был призером на спартакиаде. Но подвела истерзанная "Примой" дыхалка и отравленный суррогатом мозжечок.

Пинали не очень сильно, скорее показывая превосходство своего сословия. Только девчушка целилась острым каблучком в лицо. Потом встали кружочком и завершили ритуал опускания человека толпой.Молодая и здесь соригинальничала. Когда пацаны отошли, подняла длинную юбку и некрасиво раскорячилась над ним.

"И это моя бывшая родина?"- успел подумать он,тяжело отворачивая лицо от солёных брызг.

Так оказался Славка на этой забытой Богом саратовской окраине.Одна сторона улицы круто обрывалась оврагом ,забитым мешками с мусором. По другую стояли некогда добротные,ныне обветшалые,дома с покосившимися заборами.Он шёл по этой бесконечной улице из ниоткуда в никуда.Никчемный, никому не нужный человек.Да и человек ли? Так,пустое место.Бомж.
                *****
Вот и женщина вдалеке наконец угомонилась.Тишину нарушало только надсадное дыхание бредущего по кривой улице оборванца.Странные звуки привлекли его внимание. За одним из заборов кто-то неумело дудел на детской флейте.Он точно знал.

 Такая была в его далёком счастливом детстве. Он дул в неё во всю силу своих растущих лёгких,распугивая кур.Соседские собаки  подхватывали дружным воем дикую песенку и у мамы лопалось терпение.

 Но сейчас звуки были еле слышны.Кто-то старательно и неумело повторял по нисходящей три последовательных ноты. Ми,фа, соль...ми...фа,соль...

 Славка нашёл в заборе подходящую щель и заглянул внутрь. Старый заснеженный сад с десятком яблонь и разросшимся вишняком.Посередине спиной к забору инвалидная коляска.Повторяющиеся звуки явно указывали на присутствие её хозяина и ,очевидно, пленника.

 И прошёл бы Славка мимо, но уже знакомые,более громкие звуки заставили втянуть голову в плечи. Из-за поворота,сигналя и грохоча репом, выезжал знакомый "Вольво" с "кенгурятником".

 Загонщики! Славка лихорадочно заметался вдоль забора,задёргал гнилые доски. Одна внизу поддалась. Он по звериному протиснул внутрь своё измученное тело.Сжался в грязный комок,закрыл голову руками.Лишь бы ничего не видеть,не слышать этот страшный реп.

 Грохот приближался. Они проехали чуть подальше. Не заметили? Славка боялся пошевелиться. Превратиться бы сейчас в лишайник на этом старом заборе. Но нет. Машина сдала назад. Вот они,вровень с забором. Их громкие голоса совсем рядом.

-Дружище!Бомжик,ты ,наш.Выходи,отдохнул уже.Восстановился? Второй раунд!

 Девушка задорно смеётся.Стук по забору прямо над ним. Деревом по дереву.

 Его буквально трясло. Хорошо,если быстро. Но опять будут растягивать удовольствие. Он вскользь подумал о том,в коляске.Что сделают с ним? Выкатят на обрыв? Проверят, как летает?

 -Мальчики! Предлагаю устроить танцпол!- закричала задорно девчушка.

 -А Марфуша покажет на этом заборе нам стриптиз!Слабо,Васильевна! Зажигай!

 -Для вас,господа! Креативно и эксклюзивно.Собчачка отдыхает! Музыку погромче и готовьте ваши зелёные. Марфа Васильевна,ваш выход! Где танцпол для королевы?!

 Под напором сильных,тренированных тел забор затрещал.Одному только Славке затея была не по душе. Да и за стриптиз платить нечем.Если только своей кровью.Но кого это интересует? Главное-экшн!Потом с мобильника в инет,показать друзьям. И друзьям друзей.Весь рунет в экстазе! Звёзды в шоке!

 Доски жалобно скрипели. Ещё немного и танцпол будет готов. А под ним раздавленный человек-паук.Попрыгав вдоволь, они поднимут доски и как маленькие дети будут с любопытством рассматривать результаты своей деятельности. Успевая при этом снимать на мобильник.

 Ну,нет! Он тоже личность,хоть и не некстового поколения.Но интеллигент в третьем колене. И должен смотреть им в глаза! Славка упёрся грязными кулаками в снег.Приподнялся с колен. Его мутный взгляд встретился со взглядом извне. Через щель на него смотрели красиво подведённые глаза. В них не было злобы. Тем более добра. В них не было ничего!Взгляд вечности. Холодной и безжизненной. Его отражение.

 И в эту паузу разноголосьем  ворвались мобильники. Среди вызовов доминировала порядком надоевшая скрипочка с недавнего Евровидения.Молодёжь загалдела дружно. Лишь тот ,за забором,только что хотевший заявить о себе, сдержался.Его спаситель громко и повелительно закричал,собирая стаю в крепкий кулак.

 -Всё,Марфа! Мы должны успеть!

 -Ну,Филя! А как же мой стриптиз? А как же он?- девушка ткнула пальцем в щель.

 -На твой век этого добра хватит! Ещё порезвишься! А теперь по коням!

 Куда они должны успеть,Славка,скорее всего, не узнает. Чем закончатся увлекательные гонки? Стрелкой-перестрелкой? Или в новостях промелькнёт очередная искорёженная железяка с кусками молодой, ещё дрожащей плотью внутри? Один Дьявол знает их линию судьбы!Точно,не приведёт гонка этих красивых и богато упакованных господ к Храму!

 А куда завела его кривая саратовская улочка? Тихие звуки детской флейты вернули в реальность. Славка оттолкнулся плечом от забора и побрел к коляске, одиноко стоящей посередине старого зимнего сада.

 Взгляд пронзительно голубых глаз встретил его. В них не было страха. Скорее надежда.

 -Я ждал Вас,-тихо произнёс сидевший в коляске подросток,почти мальчик.

 Его ноги были укрыты толстым,местами побитым молью пледом.Правая рука неподвижно лежала на подлокотнике.В раскрытой ладошке кусочки хлеба. В левой подросток держал ту самую детскую флейту со сломанным раструбом. Появление нежданного гостя не испугало его.

 -Я так долго ждал Вас.-повторил мальчик.-И вот наконец Вы пришли.

 Славка невольно отшатнулся от коляски. Господи,инвалид,да ещё и полоумный.Нет, погостили и хватит. Неровён час,выйдет хозяин дома,а на Славке и так живого места нет. Хватит и встречи с золотой молодёжью!

 -Не бойтесь,-словно прочитав его мысли,заспешил подросток.Его рука с флейтой задёргалась. Другая, с хлебом,осталась неподвижной.

 -Бабушка ушла в магазин. Дома никого нет.

 -А мама с папой?-вырвалось невольно у Славки.

 -А они...а их...,-лицо подростка исказила судорога. Язык явно не слушался. Голова откинулась назад. Из руки выпала на снег флейта.

 -Ну,ладно,ладно,-зачастил Славка,стоя в нерешительности возле коляски.-Чего испугался? Дядька страшный пролез через забор.

 Дёрнула нелёгкая спросить.Сейчас развернуться и уйти.Мажорики-жорики уже далеко. Он нагнулся и поднял флейту.Приложил к губам.Дунул шутейно. Вдруг показалось,знакомый двор.Мама сейчас выйдет с жёлтым тазом. Бельё будет развешивать...

 -Спасибо.-вернул в реальность слабый голос.Подросток почти успокоился и внимательно смотрел на гостя. Помявшись и обтерев мундштук о рукав куртки,Славка аккуратно вложил игрушку в раскрытую ладонь. Левую.

 -Сейчас я ничего не боюсь. Тогда...,-пронзительный взгляд голубых глаз ушёл внутрь,-мама с папой больше боялись. Мама за меня и за Викушу переживала. А папа всё за свой бизнес. И забор у нас высокий...был,кирпичный.Из-за него ничего не было видно. Даже Поликарповых,соседей наших,папиного зама.
 
 Подросток замолчал.Зябко стало Славке.На кой хрен ему чужие проблемы.Эти тайны мадридского двора. Все они эти буржуины одним мирром мазаны. Сволочи хорошие.А Поликарпов, точно, самый гадостный!

 -А с моего балкона,-продолжил подросток,-Волга как на ладоне...была.Особенно когда солнышко вставало. Тихо так,только вдалеке на острове дымок от костра и слышно,как рыбаки разговаривают.

 Славке отчаянно захотелось закурить.Он нащупал размокшую пачку,да так и оставил руку в кармане.

 -Мама поднималась ко мне. Наша Верочка приносила ей кофе и мне завтрак. Кормилица передавала маме сестрёнку. Так хорошо...и спокойно. Мы долго стояли вместе. Мама с сестрёнкой на руках и я рядом. Солнышко такое нежное. Как мамины руки...

 Голос подростка вновь задрожал.

 -Но они рядом.И мама,и папа, и маленькая Викушенька...Я их чувствую. И скоро мы опять будем вместе.

 Холодно стало Славке в своей волглой курточке.Не от мороза не по месяцу лёгкого.От этого голоса, от слов простых. Что,по сравнению с ними их с Владимиром Владимировичем рассуждения о дискретности мира? Да и где он,его друг по несчастью? Скорее всего там,где и стартовал Славка в незатейливой игре молодёжи. А может, уже лежит на холодном столе с биркой на большом пальце ноги. Неизвестный участник третьей мировой.Вот тебе и дискретность!

  -Но пока я здесь,-продолжил,совсем успокоившись,подросток,-им надо помогать. Ведь к весне их станет намного меньше.

 Кого-их? Почему к весне их станет меньше? Вопросы опять были готовы слететь со Славкиного языка.

 Но подросток опередил его. Странным образом вместо флейты в руке,в левой, оказалась всем знакомая с детства салатного цвета бумажка. Славка обомлел. Этот фейс ни с кем не спутаешь. На ум сразу пришёл знаменитый афоризм великого американца.

 Ну,время у нас,подумал пришедший в себя Славка, ещё есть.А деньги-вот они. Сами в руки идут. Может, где ещё в коляске припрятаны?

 -Возьмите,-подросток протянул купюру.-Мы вместе спасём их.

 Бред,бред,застучало в Славкиных висках. Плохая история. Он оглянулся на дом. Никого.Внимательно посмотрел на подростка. Взять и дёру. Никто никогда не узнает. Зато три дня море бухла и искреннее внимание соплеменников. Да и Владимира Владимировича помянуть не мешает,если того...перекинулся.

 А может вырваться из затянувшего болота. Уехать к себе,восстановить документы,устроиться,пускай,на самую чёрную работу.Найти порядочную женщину.Или сначала отметить,а уж потом на родину...

 -И много их у тебя?-спросил он,глядя внимательно в пронзительно голубые глаза.

 -Я нашёл их случайно в папиной книге...после.Было десять.Бабушка сначала согласилась покупать семечки.А потом почти все забрала.Хватит,сказала, хлеба. Самим есть нечего. Но я успел одну спрятать.

 В голосе подростка зазвучала гордость.Вот те,на! Похоже, старая карга посадила калеку на строгую диету. Или уморить хочет. Вот и на морозе бросила. Плед то,хоть и дорогой,а весь молью проеденный.

 -Ну,как же Вы не поймёте,-словно читая его мысли,укоризненно сказал подросток.-Я спасаю  птиц. Зимой они почти все гибнут от голода. Моя учительница Валентина Петровна сказала,что из десяти только две остаются. Тогда ещё сказала,ну,когда мы все...были вместе.

 И вновь заметил Славка разделение на до и после.После-инвалидная коляска,ветхий дом,старый сад с засохшими яблонями. После-непроходящая боль в глазах и эта неподвижная рука.Правая,с хлебом.

 До-любящие родители,маленькая сестрёнка.До-достаток,вид на Волгу с балкона,сосед Поликарпов со своим семейством за высоким забором. Непреодолимой оградой между до и после. Что-то быстрое и страшное разделило маленькую жизнь на светлую и чёрную полосы. Что?

 -Когда бабушка приносила семечки,-продолжил подросток,-они прилетали ко мне.Сначала боялись, а потом привыкли. Я дудел и они собирались ко мне.

 Как собаки Павлова,вяло подумал Славка. Святой лик Бенджамина померк перед взглядом этих наполненных вечной болью глаз. Кто спасёт его душу? Заокеанский интервент или худенькая рука,протягивающая зелёный фантик?

То ли от душевной усталости,то ли от подзабытого отцовского чувства,но неожиданно для себя, Славка опустился на колени. Он взял в свои грязные грубые руки худенькую, почти прозрачную ладошку. Крошки посыпались на снег. Он дул,стараясь своим теплом оживить холодные, неподвижные пальцы.

 -Так Вы поможете мне?-- почему то шёпотом произнёс мальчик.-Вы добрый...как моя мама.

 Славка вдруг почувствовал лёгкое прикосновение. Тонкие пальчики другой руки перебирали его слипшиеся,дурно пахнущие волосы. Так продолжалось мгновенье. Или вечность. Две исковерканные жизни. Две галактики, случайно соединившиеся в пространственно-временном катаклизме.

 Да,мы спасём синиц.Мы спасём мир! Славка решительно встал. Мы же мужики и мы вместе. Он взялся за ручки коляски. Вывезти пацанёнка из этого заброшенного сада,показать врачам. Помогать ему,вместе справиться с общей бедой.

 Вдруг заскрипела входная дверь. Славка инстинктивно втянул голову в плечи.

 -Возьмите скорее,а то бабушка уже пришла,-заторопился мальчик.-Купите для них немного семечек. Я верю, что они вернутся! До весны недолго осталось. И себе оставьте. Вам нужно.

 Не сооброжая,Славка выхватил зелёную бумажку из протянутой руки и,согнувшись, кинулся к своей щели.Грязный,как городской снег, мужик.Без документов,без определённого места жительства. Без всего.

 Ну, уж дудки!У него есть начальный капитал,пускай и приобретённый случайно. Пока одна,но такая заветная,всеми любимая валюта. Эквивалент счастья и благополучия.

 До весны недалеко,недалеко,стучало в висках. Прорвёмся,прорвёмся...

 А до весны оставалось ещё два долгих месяца. С сильными морозами,с нищетой и вечной грязью. И синицы зимой никогда не поют.
                ******

 Он приехал в Саратов учиться и сдавать на разряд. Добротная ,с подкладкой куртка,джинсы,тёплые ботинки.Встретил бы сейчас его Владимир Владимирович,ни за что бы не узнал. Но,где он сейчас, его умный собеседник? Кто теперь расскажет о дискретности вселенной?

 Но зато в дорожной сумке отглаженная рубашка на экзамен , а в коробочке домашние котлеты,приготовленные руками любящей женщины. Да и он,что не мужик? Работа есть,пускай и не слишком денежная. Калым немножко. Весной участок возьмут,раскопают.Свое будет,не с базара огурчики-помидорчики. Жизнь налаживается!

 Он шёл свободной походкой полноправного гражданина. Паспорт,командировочные документы-всё на месте,во внутреннем кармане.

 Центр переподготовки находился на краю города. Он слез с маршрутки. Долго искал адрес. Взгляд упёрся в заваленный мусором овраг и старые дома. Славка невольно остановился и прислушался.

 -Знаю,милый,знаю,что с тобой,-голосила вдалеке пьяная женщина,-Потерял себя ты, потерял...

 Он ,как во сне,сделал еще несколько шагов. Ветхий,совсем покосившийся забор со спасшей его тогда щелью. В пыльных осколках разбитых стёкол отражается низкое январское солнце.Заброшенный сад с сухими яблонями, хранящий молчание,тайну маленькой,исковерканной судьбы.

 Славка втянул голову в плечи и быстро зашагал прочь.
                ******
 Рунет активно обсуждает очередной  видеоролик выложенный Филей и Марфой Васильевной.Присоединяйтесь!