Воспоминания. Часть 38. Смерть мамы

Осипов Александр
СМЕРТЬ МАМЫ

1980 год для нашей страны войдёт в историю, как год проведения олимпийских игр в Москве. Для нашей страны это было большое событие. Игры прошли на высоком уровне. Символ олимпийского мишки и песня Пахмутовой, посвящённая закрытию олимпийских игр, навсегда останутся в памяти нашего поколения.
Но 1980 год был и печальным для поклонников песен Владимира Высоцкого. Именно в этот год, а именно 25 июля преждевременно ушёл из жизни певец, поэт, актёр – Владимир Высоцкий. К его творчеству подходили по разному, но после смерти, кажется, по-новому стали относиться к его творчеству и его противники. Наверно, это такая судьба многих талантливых поэтов России.
Для меня, так удачно начавшийся год, заканчивался большой непоправимой трагедией – 30 октября умерла мама. Я понимал, что родители не вечны, но всё равно не мог свыкнуться с этой мыслью. Я не хотел, чтобы наступал этот роковой день. Но жизнь есть жизнь.
Этот год сложился для моих родителей необычным по сравнению со всеми остальными годами. Летом ни кто не приехал в отпуск. Сестра заболела. Ей летом делали операцию. Я не мог приехать по причине назначения на новую должность. Брат также летом не мог приехать, так как много работы в совхозе. А, как выяснилось потом, она очень нас ждала.
Я смог приехать в отпуск на несколько дней только осенью. К этому времени они всё убрали на огороде своими силами. Помощь моя уже была не нужна.
Мама ни когда не жаловалась, но по внешнему виду и настроению было видно, что её что-то тяготит. Всякий раз, когда я уезжал от родителей, было тяжело прощаться с родителями, особенно с мамой. Мама всегда ко мне относилась с большой любовью. Наверно, сказывалось то, что я последний ребёнок у родителей и то, что внешне я был похож на неё, а с возрастом любовь мамы ко мне ощущалась ещё сильнее.
 На этот раз мама крепко обняла меня и долго не отпускала от себя. Так тяжело я ещё ни когда не прощался с ней при отъезде от них. Я вернулся в Запрудню. Но те минуты отъезда от родителей не выходили из моей головы. Видимо было какое-то предчувствие чего-то нехорошего.
Я получил телеграмму, которой боялся больше всего на свете. Её прислал брат Володя. Он сообщил, что мама находится в тяжёлом состоянии, и чтобы я срочно приезжал.
Мама лежала в Рязанской областной больнице. В больницу приехали Володя с Машей, я и сестра Маша. Умерла мама вечером 30 октября. На другой день я с сестрой Машей поехали в деревню за одеждой. С разъезда шли вечером. На востоке сияло непонятное зарево. Такого явления я в жизни ещё не видел. Что это было, для меня так и осталось загадкой.
Хоронили маму 2 ноября. Со смертью мамы пошатнулся корень нашего семейства. Все мы понимали, что уже не будем так дружно собираться в родительском доме, как собирались раньше. Что родительский очаг стал затухать.
Вернувшись в Запрудню, я ещё долго не мог свыкнуться с мыслью, что мама умерла. Особенно было тяжело, когда оставался один. Вера работала во вторую смену и после того, как Ира и Лена ложились спать мысли возвращали меня к трагическим дням. Мама снилась живой, как будто она ожила и во сне не умирала. Я с ней разговаривал, и мне было так хорошо, что когда просыпался, не мог поверить, что это сон. Мне  хотелось, чтобы эти сны превратились в реальную жизнь.
Во многом вечернее одиночество удалось сгладить тем, что вечерами у меня собирались играть в преферанс Кузьмин Женя, Бобров Володя и Евкин Валера. Но это длилось не долго, пока  Вера работала во вторую смену.
Утешения я стал искать и в книгах. Книги для меня всегда были верными друзьями и советниками. Я стал просматривать не только для чтения, но чтобы она помогала хоть на немного отключиться от переживаний. Мне в руки попалась книга «Трое в лодке, не считая, собаки». Эту книгу я купил ещё в Рязани, но так и не прочитал. Просмотрев несколько страниц, я заинтересовался её дальнейшим содержанием, и решил прочитать. Я не ошибся. Действительно. Эта книга меня захватила. Я стал её читать с большим интересом. В ней много было смешных сцен. Читая её, я стал мыслями погружаться в содержание книги и уходить от размышлений о маме. Прочитав один раз, я решил прочитать её ещё раз в слуг Вере. Вера занималась делами по квартире, а я читал ей книгу. Вместе смеялись над смешными сценами.
К лету 1981 года на заводе наметились кадровые перестановки в руководстве заводом. Заместитель директора по общим вопросам Недзельский Николай Яковлевич работал в этой должности уже не один десяток лет. Ему было уже за семьдесят, но он был бодр, энергичен и успешно справлялся с возложенными на него обязанностями. На его место претендовало несколько человек. Где-то с весны на него началось давление. В конечном итоге он подал заявление, чтобы его освободили от занимаемой должности.
Из всех кандидатур на его место был назначен начальник планово-экономического отдела Березин Геннадий Павлович. В результате чего освободилась должность начальника планово-экономического отдела. На эту должность также было несколько кандидатур, в том числе и моя, хотя сам я не рвался на эту должность. Работа в цехе мне нравилась, и предстояло ещё много сделать по совершенствованию экономической работы в цехе. Тем более я был беспартийный, а на руководящие должности на уровне начальников цехов и отделов назначали, как правило, коммунистов. Для меня было несколько даже неожиданным, когда меня вызвал к себе на собеседование главный экономист завода Омельченко Владимир Терентьевич. Он сказал: «Руководством завода было рассмотрено несколько кандидатур на должность начальника ПЭО, в том числе и твоя. Из всех кандидатур все сошлись на твоей кандидатуре». Для меня это предложение было неожиданным. Я сказал: «Владимир Терентьевич, предложение для меня неожиданное и мне надо это предложение обдумать». «Хорошо, одного дня хватит тебе на обдумывание», - сказал он. «Да, дайте мне подумать до завтрашнего дня», - ответил я.
Вечером я обдумал с Верой предложение главного экономиста завода. Мы рассмотрели его со всех сторон, и со всех сторон получалось, что надо давать согласие.
После того, как я дал согласие, предстояло пройти ещё одно испытание. Меня на должность начальника планово-экономического отдела должен был утвердить партком завода.
На заседание парткома завода мне были заданы вопросы, на которые я давал ответы. Мои ответы удовлетворяли членов парткома, но мне было поставлено условие, что я должен подать заявление о приёме меня кандидатом в члены партии. После чего все единогласно проголосовали за утверждение меня в должности начальника планово-экономического отдела.
 Итак, старшим экономистом цеха я проработал ровно один год. То, что прошёл школу старшего экономиста цеха, я ни когда не жалел, наоборот, всегда считал, что этот год работы в цехе был для меня в творческом плане,  пожалуй, самым плодотворным.