С добрым утром

Виктор Свиридов
   Наверное, нет такого кинозрителя, который не смотрел бы «Иронию судьбы»… десятилетиями мы смеёмся над героем фильма, по пьянке угодившим в новогодний Питер… Анекдот, достойный весёлой кинокомедии, но далёкий от реальности. Так, мне кажется, думают почти все. Но вот какая история приключилась почти в то же самое время, когда выходил на экраны этот весёлый фильм.

     Первая половина семидесятых гг. Я работаю в ОКБ Туполева, в отделе САУ – систем автоматического управления. В тот период наша САУ проходит лётные испытания, проводимые на лётно-испытательной базе в г. Жуковском. Ведущим инженером по испытаниям САУ является сотрудник этой базы Толя К. (От КБ испытания курирую я, поэтому с Толей контактирую почти ежедневно). Толя почти мой ровесник, и тоже окончил МВТУ, даже тот же факультет, что и я. Не удивительно, что мы быстро нашли общий язык и стали друзьями.
Толя очень симпатичный человек с любой стороны. С открытой душой, с открытым прекрасным лицом, очень знающий своё дело инженер, влюблённый в самолёты и в испытательную работу. Новейшую систему автоматического управления, установленную на туполевский ракетоносец, Толя знал досконально, а главное мгновенно вникал во все новые доработки, которые в изобилии сыпались из ОКБ… А что поделать? Испытания приносили сюрпризы, и на них мы реагировали…

    Теперь «лирическое» отступление, необходимое для последующего….

    Однажды Толя пригласил меня на майские праздники поехать с ним в поход на рыбалку. Вот в процессе этого похода-рыбалки я узнал, что Толя очень любит выпить. Выглядело это так: мы ещё ждали автобус, как к Толе подвалил какой-то субъект, с радостным возгласом узнав в нём брата его друга - погибшего штурмана… Тут же предложил Толе выпить вина (благо магазин тут же у остановки)… и понеслось! Хорошо успели сесть в автобус! А когда приехали на берег реки и стали собирать байдарку, то запасы спиртного (предназначенного на праздники) стали быстро таять. Ещё бы, Толя предлагал выпить за каждый установленный стрингер… Я потихоньку пропускал тосты, а Толя увеличивал темпы… Когда крейсер был собран запасы спиртного иссякли…
    Надо сказать, что Толя нисколько не терял лица, а тем более разума.  Мы проплыли километров пять, как Толя сказал, что рядом деревня, где есть магазин… Естественно запасы спиртного были пополнены. Через три км. мы встали, поставили палатку и, конечно, пришлось выпить за это незаурядное событие. Третий член нашего экипажа тоже старался пить поменьше, а Толя популярно объяснил, что отпуск – есть отпуск! И такого случая упускать нельзя! После чего он заснул богатырским сном, и будить его на утро было делом бесполезным. К обеду он проснулся как огурчик. Осведомился, сколько же мы вчера выпили (читай – сколько он выпил), и как ни в чём не бывало, скомандовал отплытие.
Я мог бы рассказать много смешных эпизодов, связанных с этой «рыбалкой». Однако об этой частичке жизни упомянул только для того, чтобы свидетельствовать, что Толя, даже очень прилично выпив, не терял рассудок, а просто засыпал беспробудным сном часов на пятнадцать.

     Вернёмся к началу рассказа, т.е. на лётно-испытательную базу и к проблеме создания самолёта, где Толя был почти незаменимым специалистом по испытаниям системы автоматического управления.
    Надо пояснить, что по неписаным законам того времени, одновременно с испытанием головного изделия на серийном заводе в Казани уже клепались наши самолёты, и на них устанавливались САУ. Однако любые доработки и исправления требовали немедленного вмешательства спецов и немедленных лётных испытаний (на месте!) Вот это обстоятельство и явилось ключевым для всей последующей истории.

    Толя только что ушёл в отпуск, который проводил в своём домике (в Кратове) Работал на своём приусадебном участке, ремонтировал дом, и, конечно, выпивал, поскольку отпуск для него – это святое!      
   В то же самое время в Казани закончили очередную, очень серьёзную доработку САУ нашего самолёта, и требовалось немедленно провести наземные и лётные испытания. Наиболее надёжным ведущим инженером для этих испытаний конечно же был Толя.
   Главный Конструктор лично знал и ценил Толю. (Надо сказать, что Главный был необыкновенно чудесным человеком. Интеллигент в сотом поколении! Каждого работника знал по имени, был внимателен, доброжелателен… Его любили и уважали буквально все, и готовы были исполнить любую его просьбу.)
   И вот, Главный просит немедленно отправить Толю в Казань. На довод, что Толя в отпуске, Главный тихо сказал: объясните Толе, что я ОЧЕНЬ его прошу… Одним словом соответствующие люди получили указание-просьбу Главного: уже завтра утром Толя должен быть в Казани. Ну и, конечно, кроме Толи ещё ряд специалистов (в т.ч. я).
 
   Соответствующие люди разыскали Толю в его Кратовском доме. После вчерашней работы по ремонту крыши и последующего возлияния Толя спал мертвецким сном честного человека, находящегося в законном отпуске. Разбудить (т.е. оживить) Толю не удалось. Поэтому тело Толи бережно погрузили в автомобиль и отвезли на нашу лётно-испытательную базу, где стоял на взлёте самолёт, улетающий в Казань. Тело Толи пропустили на режимный объект без паспорта, без секретной справки, без предписания… А на Казанском заводском аэродроме приняли и пропустили без указанных документов, и даже без командировочного удостоверения… Так велики были власть и влияние Главного Конструктора.

  Толя проснулся в Казанской заводской гостинице…
  Мы ему сказали: «С добрым утром!»
  Увидев нас он...
  Можно не продолжать?

P.S.
Имя героя рассказа немного изменено из гуманных соображений...
А на фото - наш самолёт!