Цветы запоздалые не по чехову

Юрий Лачинов
     У  выхода  из  метро толпился рынок. Это новая манера торговать всем и повсюду - итог долголетних воздержаний вкупе с обстоятельствами всеобщего разобщения.
     От  этой станции следовал маршрут автобуса к Домодедовскому кладбищу. Время было послеобеденное, из загорода  надвигалась  на  Москву  огромная  серая  туча,  начал накрапывать дождь, все усиливаясь. Я метался по опушке рынка, пытаясь выяснить где остановка нужного мне маршрута. На  мой  очередной вопрос  я вдруг услышал за спиной : "Кто же на кладбище вечером ездит", и сомнения заворочались во мне, нагнетаемые свинцовыми тучами и общим неуютом дня. Но тут мне посчастливилось - я купил зонтик, складной автомат не с чорной, как это обычно у нас, а какой-то цвета черноморской волны материей.  По пути к ожидавшему уже  и почти пустому автобусу  я остановился около мужика с разноцветными астрами.  Почем цветы?   Оказалось  по сто рублей штука, недешево,  и не успел поторговаться, впрыгнул в автобус.
     Я ехал на кладбище навестить могилку сестры после долгого отсутствия за границей и еще намеревался  предпринять что-то для благоустройства этого последнего пристанища  нашей родной Лялечки.  Мама просила меня облагородить могилку до зимы, а уже конец августа, а там сентябрь - преподавательский сезон и мне будет недосуг, и так-то свободного времени  немного.  Вот почему, закончив дневные неотложные дела, я ехал так поздно в это нерадостное место, не хотел откладывать, и как оказалось, напрасно.  Еще не выехав из Москвы, автобус попал под настоящий ливень и двигался в пелене дождя очень  осторожно. Шофер заинтересованно беседовал  с билетершей,  редкие пассажиры свободно расположились по салону и сушили раскрытые зонты.
Я стал вспоминать сестренку.       Веселая, бойкая, но не без периодов уныния, как это бывает при сожительстве с мужьями-пьяницами (а именно такие попадались  ей  в  двух ее замужествах), притягивающая подруг и сторонних мужчин, консолидирующая их в компании, предоставляя всю полезную площадь  трехкомнатной  квартиры  для  интересов совместного  веселья и полноценной жизни, она умерла во время моего нахождения за рубежом, на сказочном острове Мадагаскар, где я воевал с чиновниками из  нашего  тогдашнего  советского посольства и торгпредства за право быть свободным белым человеком на виду у темного заграничного населения. Известие о ее смерти  пришло мне  письмом за неделю до отлета рейса, на который я забронировал билет.  Писала  мама,  трудно, горестно, что Ляля умерла 28 сентября и ее уже похоронили, и мама только  отошла немного от плача и похорон. Спешить уже никак было нельзя - аэрофлот только раз в неделю давал рейс Москва-Антананариву, и я только поплакал и сник в  остатках  бесполезной борьбы, в которой никто не выиграл. Сестра прислала мне в Тананарив  только одно письмо, где писала, что хорошо отдохнула и поправила здоровье в Кисловодске, и теперь вот  заканчивает летний отпуск у матери в деревне под Москвой. Я, помню, ответил ей очень душевным письмом, сетовал, что мы - самые родные люди  так  мало общаемся, но как мне всегда уютно и здорово с ней, особенно в ее квартире, где она чувствует себя хозяйкой, где  ей  все  подчиняется  и  она  распространяет свою добрую власть на людей и предметы, и что вот приеду и мы ужо повстречаемся и будем держаться ближе друг к другу. Немножко написал про чудесную страну мадагаскарию, какие здесь краски, бабочки  и  цветы  совершенно необыкновенные, сказочные, вложил цветную фотографию. Вот и вся наша переписка. Как потом рассказывала мама, угасла Ляля быстро. После отдыха в  санатории, только приступив к работе, она слегла в больницу, где обнаружили,  что  прежде  не  от того лечили, и у нее якобы уже рак крови. Мама все причитала по своей дочери, что  та  последние дни  просила  ее: "ты всех спасаешь, - спаси же меня", а мама не могла ее спасти. А я ничего не знал, они меня избавили  от мучений,  потомучто я был за границей, выполнял ответственную работу и еще как-то не все гладко было с начальством - они об этом знали. Вот я и получился такой огороженный от  переживаний в то время как семья наша усыхала в пуповине своей до самого  минимума,  приобщая  к списку потерь еще одну дорогую и такую молодую душу. Сорок восемь лет ей  было  отпущено,  два мужа, пристрастных к алкоголю, сын и дочь - от каждого по одному ребенку, теперь уже взрослые и какие-то неблизкие, и даже  внучек Сашенька. Вот и я, такой обереженный и все же неблагополучный, прибыл, наконец, проститься с сестрой уже у  ее могилки. Было это два года назад, затем еще раз в прошлом году,  тоже после очередного возвращения с Мадагаскара я приезжал на кладбище, сопровождаемый сыном, и как следует  не  запомнил  места  в бесконечных рядах могил нового подмосковного похоронного комплекса. Теперь вот ехал и  опасался, что не найду Лялиной могилки, и поездка моя будет напрасной.
     Так оно и случилось.  За  полчаса  почти  езды  автобуса дождь то прекращался, то с новой силой поливал с серых небес, и вот уже при подъезде к кладбищу из-за поворота я увидел это равнинное  царство равных-уровненных между собой смертью, без растительности почти, мокрое и унылое, и понял, что  в  самом деле  не  найду один родной могилы на этом пустынном пустыре, и растерянно перекладывал зонтик и букет разноцветных астр из руки в руку, когда  автобус остановился и открыл двери.
  ---------  * * *   ---------
     И  здесь - пусть меня осудят, нет никаких оправданий – я не вышел из автобуса, хотя дождь лишь чуть  накрапывал,  хотя был  еще  один,  последний  рейс автобуса назад в город, хотя потратил полдня на эту поездку, хотя можно  было  попробовать поискать  цель  моего визита... Я наверное просто струсил. Да еще припомнилось "кто же ездит вечером на кладбище"  .  Я  не вышел из автобуса и он вырулил на посадку.
     Вот  такая  история  с моей поездкой. На этом можно бы и закончить. Да, но цветы. Они оказались ненапрасными.      Толпа на посадочной площадке явно превышала  возможности двухсекционного автобуса. Я стоял в салоне все еще в каком-то оцепенении,  понимая убывающую по секундам возможность что-то изменить в происходящем, и вот ее уже не осталось.
     Посадка была - не опишешь. Прижатый со стороны прохода к стойке сиденья я нашел-таки удобное положение для руки с зонтиком, а другой, с цветами, ухватился за  высокий  продольный поручень.  Рядом со мной проворно и с выраженным удовлетворением плюхнулась на место у окна пожилая толстушка,  поролоновое  сиденье  под ней как бы испустило дух, и это обратило на себя внимание. Небезразличие к женщинам  любого  возраста позволило  мне отметить доброту характера  по ее лицу,  которое могло бы даже претендовать на красоту, если бы его не  портил маленький  и  какой-то неказистый нос. Дама почувствовала мое внимание и сразу же, окинув взглядом мою фигуру, любезно предложила  подержать мешавшие напряженной руке цветы "Ах, какие красивые!".  Наполненный до краев  автобус  набрал скорость и пошел своим безостановочным маршрутом в город к спасительному метро.  Толпа  спрессованная и преобразованная железной автооболочкой в сообщество пассажиров успокоилась, а моя благодетельная дама  начала подремывать  на волнах  движения в надышенном  тепле салона. Цветы, однако, держала крепко и, вздрагивая в пробуждениях, поправляла  позу рук.
     Мне нравятся женщины старшего возраста, меня  привлекает в них житейская успокоенность, материнское и  старшесестринское расположение к более молодому мужчине, нетребовательность в  близких отношениях - все то, чего мне недоставало в браках с молодыми женами, чего не было у нервной от многих несчастий матери, и чего так мало я пользовал у моей сестренки. К одной даме из этой великолепной категории я испытал накануне настоящую и наверное последнюю любовь со стихами, ревностью, отчаяньем и счастьем редких встреч  в обостренной опасностями зарубежной  ситуации.   Воспоминания об этом романе, балансировавшем на острие авантюризма в течение почти двух лет, заполнили время маршрута, докатившего до метро  под  аккомпанемент как  бы  и  непрекращавшегося дождя. Пассажирство оживилось и начался исход. Моя толстушка встрепенулась  и  протянула  мне цветы,  и  сказала  в шутку с улыбкой "Какие красивые! Вот бы мне такие." Я взял ее протянутую руку с цветами и слегка сжал пальцы: " Это Вам, мадам". "Мне?! Ну что Вы, это так дорого!".  Я наклонился к ней, сидящей: "Позвольте мне подарить Вам этот букет, разрешите пожалуйста".     "В самом деле? Спасибо!  Мне еще ни разу никто не дарил цветы." (!)..
Я был поражен ответом и на мгновение замер. "Вам спасибо, мадам. Позвольте..." – и  наклонившись  поцеловал  ее.
На крыльце автобуса я выстрелил зонтом в темное плачущее небо и пошел не оглядываясь в подземку к свету и теплу вечно праздничных станций столичного метрополитена.