Провал. глава 2

Владимир Ильченко 2
ГЛАВА ВТОРАЯ
Новосибирск, 1968г. Август

Денисов шел домой, как всегда пешком, в свою новую двухкомнатную квартиру на Сибирской улице.
 Пересекая по пути Первомайский сквер, Андрей по привычке мысленно подводил итоги дня и решал, с чего начать завтрашний день.
И так, Ерёмин. Что за человек?…
Вор, рецидивист, трижды судимый. Такой, если не захочет, будет молчать как рыба.…
Покушение на убийство он признал, тут явные улики. Возможно, были свидетели, надо выяснить.
 Он, само собой, понимает, что ему грозит вышка, в лучшем случаи – от десяти до пятнадцати лет. Так что срок за валюту в любом случаи будет поглощен по совокупности сроком за убийство, если Соколов умрет, что нельзя исключать.
Так что отрицать причастность к валюте у него не должно быть причин.…
Напротив, если он откажется от показаний отца, что это он привез портфель и велел спрятать его до лучших времен, то за хранение валюты старик сам может загреметь под статью.…
Это хороший аргумент в разговоре с Ерёминым.
 «Пожалей отца, признай валюту, а то ведь пойдет старичок на старости лет в зону».…
Ну, хорошо, признает он валюту. Но может сказать: «Я ее, начальник, в глаза не видел!… Портфель этот по дороге домой в канаве у забора нашел. Красивый портфельчик, понравился. Открывать его не открывал, а велел отцу положить подальше до лучших времен, вдруг председателем колхоза выберут, тогда и сгодиться».…
Надо экспертам поискать «пальчики» внутри портфеля. И если они найдутся  и, дай бог, на купюрах…
А он на это скажет:
«Хотел я, дорогой начальник, сдать клад государству, да ведь в бегах был, побоялся – вдруг арестуете и обратно к северным оленям.… Вот и сказал отцу, спрячь, мол, до лучших времен».…
Значит так. Необходимо экспертам найти на портфеле образцы почвы, пыли. Если Ерёмин покажет место, где якобы нашел портфель, сделать сравнение образцов.…
А если скажет, что нашел, к примеру, на вокзале?… А ещё паче, в поезде под лавкой или в тамбуре?…


Из сквера Андрей вышел к почтамту и, пройдя вдоль стены, где стояли продавцы цветов, остановился  возле симпатичной старушки с самыми, как он решил, красивыми гладиолусами.
Женщина оживилась, поправила в ведре цветы.
— Выбирайте, пожалуйста!… Рубль парочка. Вам сколько?…
—  Пожалуй, три цветка.
— Три цветочка будет рубль пятьдесят.… А на два рубля я вам пять подберу, знатный букет получится! Да?…
Андрей посмотрел на ее приятную улыбку и согласно кивнул.
— Вы не удивляйтесь, – тихо сказала женщина, составляя букет. – Если я буду продавать по сорок копеек, меня соседи конкуренты пускать суда не будут.… А так продаю я, как все, по пятьдесят, а кто четыре возьмет, тому пятый цветок в подарок. Так я на три, на четыре часа раньше всех ухожу домой, да занимаюсь другими делами, другие полтинники зарабатываю.…
— У вас получается,  время – деньги.
— Вот-вот, так и получается.…Пожалуйте, ваш букет!
Букет действительно оказался красивым. Один цветок розовый, два ярко-красных и два оранжевых.
Рассчитавшись, Андрей зашагал домой.


Войдя в квартиру, он увидел в прихожей жену, застегивающую босоножки. Галина, увидев цветы и бутылку шампанского, улыбнулась и громко сказала:
— Мама! Идите сюда!… Мне кажется, Андрея все-таки лишили отпуска.
С кухни вышла мать Андрея.
— Здравствуй, Андрюша!
— Здравствуй, мама! – он передал ей шампанское, а цветы протянул жене.
— Нет, нет, поставь сам в вазу, а то я уже обулась.…
— А ты куда собралась?
— Догуливать свой испорченный отпуск! – и вышла из квартиры.
Андрей недоуменно посмотрел на мать.
— Ты тоже пойми ее, она так ждала твоего отпуска.… Вы ведь хотели поехать на Алтай к ее родителям?
Андрей кивнул.
— Но что я могу сделать, мама? Такая у меня служба.
— Служба службой, а семью забывать нельзя.… Дайка цветы, я сама поставлю в вазу.
— Так она куда пошла?
— Да во двор за Юрой.
Сын Казанцева родился в апреле 1961 года и в честь полета Гагарина был назван Юрием.
Они прошли в комнату. Устанавливая цветы в вазу, мать спросила:
— А что у тебя на работе? Почему отменили отпуск?… Это не связано с чехословацкими событиями?
Андрей укоризненно посмотрел на мать.
— Мама!… Сколько раз я просил не спрашивать о моей работе.
— А что я такое спросила? О Чехословакии все газеты пишут. Вот … – она подвинула к сыну, лежащую на столе газету «Правда». – Сообщают, что сменилось руководство компартии.… Или ты думаешь, люди забыли венгерские события? Ты думаешь, Брежнев допустит мятеж?…  Да никогда! Как только Дубчек стал первым секретарем, чехи повернулись на запад лицом, а к нам, извини меня, другим местом. Они хотят социализма с человеческим лицом?…  А что это такое? Да они просто хотят открыть границу на западе и развернуть туда товарооборот.
— Откуда ты, мама, все это знаешь? Неужели так в «Правде» написано? – с улыбкой спросил Андрей.
— Милый мой, твоя мама лектор общества «Знание» и не забывай, что раньше я работала в партаппарате.…
Мать Андрея очень гордилась своей биографией. Мария Ивановна Казанцева  родилась в 1913 году  в семье рабочего паровозных мастерских в Новониколаевске и всегда подчеркивала свое пролетарское происхождение.
Ее отец, дед Андрея, Иван Данилович Кузнецов в годы гражданской войны был связан с партийным подпольем и, после восстановления советской власти, стал членом партии.
Так что, Мария Ивановна, всегда говорила: родилась в семье коммуниста с дореволюционным стажем.
В 1930 году по призыву партии Иван Кузнецов был направлен в деревню на организаторскую работу.  Вместе с отцом поехала на село и его дочь, семнадцатилетняя комсомолка  Мария Кузнецова. Сначала она организовала в селе комсомольскую ячейку, а когда отца перевели на работу в райисполком, стала инструктором райкома комсомола.
В 1937 году, когда закрутилось колесо репрессий против врагов народа, когда  все чаще стали появляться вакансии, отца перевели в Новосибирск, где он работал в одном из отделов крайисполкома.  Умер он перед войной, оставив, дочери хорошую квартиру в центре города. За год до его смерти, муж Марии Петр Казанцев, работавший секретарем райкома, не без содействия отца, был переведен на работу в крайком партии. Отец Андрея погиб в конце войны.  А Мария Ивановна до самой пенсии проработала в отделе пропаганды и агитации райкома партии и вот уже полгода работала лектором общества «Знание».
— Я человек информированный, сынок! Перед нами выступают лекторы ЦК партии, дают понять, что к чему.… А потом, я ведь своими глазами видела, когда три года назад ездила по турпутевке в Чехословакию.…
Она села за стол и разладила газету.
— Знаешь,  они тихо ненавидят нас. Считают себя выше по культуре, по образованности.… Одна чешка мне так и заявила: «У нас в Праге университет открылся, когда вы русские ещё на березах сидели!».…  Какая наглость! Кто их спас от коричневой чумы? Русский солдат! Твой отец сложил голову.…   Не буду отрицать, живут они лучше нас. Все у них есть. И одежда, и обувь, и продовольствие.…  Все хорошего качества. И кажется, машины, чуть ли не в каждой семье. Что им ещё не хватает? Хотят, видите ли, разъезжать на этих машинах по всей Европе! Захотелось, в Вену съездил на выходные, а то и в Париж на недельку!…
— Мама, а что в этом плохого, на недельку да на своей машине да в Париж! Мечта идиота!
— Вот именно!… Да если бы только это. Ведь ведут разговор о денационализации промышленности, старые хозяева предъявляют права на предприятия.…Рыночную экономику им подавай!… И ведь всю эту теорию конвергенции изобрел бывший наш соотечественник, американец Сорокин. А теперь Бжезинский из Америки учит чехов как надо правильно жить!
— Подожди, мама, с чехами. Дались они тебе!
Ты вот что лучше скажи мне: вы ведь с дедом, кажется, до войны жили в Куйбышеве?
— Да. Отца посылали в составе «двадцатипятитысячников» организовывать колхозы.… В тридцатом году мы поселились в селе Покровском, а в тридцать втором отца перевели в Каинск в райисполком, а я стала работать в райкоме комсомола.
— А  ты, случайно не помнишь в Покровском таких Ерёминых?
Мать удивленно посмотрела на сына.
— А что случилось? Что за интерес у тебя возник?
— Да нет, ничего не случилось.… Так знала ты Ерёминых или нет?
— Конечно, знала и хорошо их помню. Я даже дружила с Катей Ерёминой, она заведовала клубом в Покровском. Потом вышла замуж и работала в Куйбышеве библиотекарем.
— А Виктора Ерёмина не помнишь?
— Да. Кажется, у нее было два брата, оба младше ее. Один точно Виктор, а вот младший… не то Алексей, не то Александр.…  Я после войны встретила ее случайно и хорошо помню, как она говорила, что младший брат погиб на фронте, а Виктор сидит в тюрьме.… Сетовала, что портит ей анкету. Она перебралась жить в Новосибирск, муж работал на каком-то заводе в профсоюзе.…
— Меня интересует Виктор.… Его осудили в тридцать пятом. Не помнишь?
Мать задумалась, разглаживая скатерть ладонями.
— Как же, помню. Я ведь его в комсомол принимала.
— Он был комсомольцем?
— Ерёмины все были комсомольцами, и Катя, и Виктор, и младший брат.… А вот судили его.… Да, да! Правильно ты говоришь, в тридцать пятом.…  Ты только родился, я сидела дома, не работала, меня вызывали в райком, когда рассматривали вопрос об исключении Виктора из комсомола.  Я ведь давала ему рекомендацию.…


Куйбышев (Каинск)  Новосибирской области 1935 год

… Максим Чунихин,  заведующий организационным отделом райкома комсомола вызвал на работу инструктора Кузнецову.
— Ну, здравствуй, молодая мама! – приветливо встретил он Машу. – Проходи, проходи. Не надоело ещё дома сидеть?
Маша устроилась за столом, поправила головку малыша.
— Как сынишку то назвали?
— Андреем!
— А я бы назвал Валерияном, в честь памяти товарища Куйбышева! Вот ведь и город наш в его честь переименовали.… Ну да ладно, Андрей так Андрей! Не в этом дело. Я вот что тебя вызвал.…
Максим сел за стол, стал сразу серьезным. Открыл папку личного дела. И помолчав, спросил:
—Ты рекомендовала в комсомол Ерёмина Виктора?
— Да, я.
Максим посмотрел  суровыми глазами.
— Поторопилась ты, товарищ Кузнецова! Поторопилась!..  Не разглядела  скрытого врага, расхитителя соцсобственности.
Маша побледнела.
— А что случилось?
— Арестован за хищение твой Ерёмин.
Маша ахнула и спросила:
— Что ж он натворил?
— Что натворил? А натворил он следующее. Его, как комсомольца, назначили заведующим крупорушкой в Покровском. И все ведь шло хорошо, работал ответственно, крупа выходила качественная. Сальдо с бульдой, как говорят бухгалтера, всегда сходилась.…  А тут поздним вечером в темном переулке столкнулся с ним сам председатель колхоза. А в руках Ерёмина мешок с гречневой крупы! Да на грех шел председатель со следователем, приехавшим из района по каким-то делам…
Маша не веря, смотрела на Максима.
— Да, да, товарищ Маша! Такие вот люди бывают! Днем он отличник производства, передовик, а ночью вор и расхититель социалистической собственности. Такие люди страшней обычных уголовников! Их надо безжалостно разоблачать и изолировать от общества.…
— Что теперь будет со мной?… Оргвыводы будут?
— Будут оргвыводы! – закрыл папку Максим. – А как ты хотела? Способствовала проникновению в наши ряды врагу и тебе ничего не будет?… Есть мнение на верху, сделать из этого дела показательный процесс и дать всем по головам, чтобы не повадно другим было!
У Маши навернулись слезы,  мелко затряслись плечи.
— Ну-ну, перестань!… Не люблю я женские слезы, прекрати, пожалуйста!… Ничего тебе не будет. Я твою рекомендацию из дела изъял.
Маша подняла глаза на Максима.
— Ну, был листок и нет его, пропал, ветром сдуло.…
— Спасибо тебе Максим Иванович.…
—  Ну, вот, сразу Максим Иванович. Петр то, твой муж, все-таки мой друг. Твоя беда может и на его карьере отразиться.… Так что ступай домой, расти сынишку и ничего не бойся!
Вечером, вернувшись с работы, Петр положил на стол листок бумаги. Это была рекомендация.
— Петя! Как же я ошиблась в нем!… Семья то у них хорошая. Катя вон активистка, какая!… Теперь вот анкета у нее испорчена будет.
Петр выслушал Машины причитания и сказал:
— Ты о своей анкете не забывай думать! Впредь будь осмотрительна. Рекомендацию сожги. И давай ужинать.…

Новосибирск 1968 г.  Август
Квартира Андрея Денисова

— А за что судили Ерёмина? – спросил Андрей.
— Тогда указ был о хищениях строгий. Его так и звали «указ о трех колосках».… За горсть зерна в тюрьму можно было угодить. А Ерёмин полмешка крупы гречневой украл.… И надо же, попался с поличным самому председателю колхоза!
Открылась входная дверь и Юрка, скинув сандалии, вбежал в комнату.
— Папа! Мы что не едем на Алтай?
Андрей посадил сына на колено.
— Вы поедете с мамой вдвоем. А я буду зарабатывать деньги …на машину. Ты ведь хочешь, чтобы у нас была легковушка?
— Конечно, хочу! Ещё как!… У Дениски Воеводина, у его папы новый «Москвич». Знаешь, как он задается?
— «Москвич»? Да это, сынок, вчерашний день! – Андрей искоса посмотрел на жену. – Уж если покупать так, покупать современную европейскую машину!
Андрей открыл журнал на развороте, где «Жигули» были нарисованы в полной красе в разрезе.
— Класс! – восхищенно произнес сын. – Вот это машина!
— Мама! – обратился Андрей к жене. – Сколько у нас отложено на машину?
— А то ты не знаешь?… Две с половиной тысячи.
— Вот! – торжественно выкладывая деньги, сказал Андрей. – Приплюсуем к ним ещё пять сотен!
— Я не пойму, ты получил отпускные? – удивилась жена.
— Отпускные и зарплату за июль.
— Так ты в отпуске?!
Андрей развел руками.
— Извини, Галчонок, но это всего лишь компенсация!… Я ведь должен как-то собирать деньги? Вот придет извещёние, а денег не будет. Хорошо же я буду выглядеть, просил машину, а денег не собрал! Тебе самой не будет стыдно за мужа?…
Жена хмыкнула и ушла на кухню.
 — Но машина то хороша? – вдогонку спросил Андрей.
— Мойте руки, будем ужинать, – ответила с кухни Галя.
— Хороша, хороша машина! – одобрил Юрка и понес журнал на свой стол.
Мать засобиралась домой.
— Что ты, мама! Оставайся, поужинай с нами. Не каждый день приходишь, посидим, поговорим, шампанское выпьем!
Поздно вечером Андрей пошел провожать мать.
На улице она спросила:
— Так что за интерес возник к Ерёмину?… Он что, стал антисоветчиком? Или может быть, шпионом?…
— Да нет, мама. Просто в старом деле мелькнула его фамилия и село Покровское. Вот я и спросил.… Как ты живешь, мама? Может чем  тебе помочь?
— Что ты, сынок! У меня все есть. И пенсия, и зарплата хорошая. И квартира, сам знаешь, какая!… Это мне, может, вам помочь с деньгами на машину?
—  Машина не раньше чем через год полтора будет. Постараюсь собрать деньги.… Ты ведь сама учила не жить в долг. А то, что предложила помочь, спасибо тебе!
Мать остановилась.
— Иди, Андрюша, домой. Я уж тут сама дойду, недалеко осталось. А то и к подруге загляну на чаек.
— До свидания мама!
— До свидания сынок! Звони почаще, не забывай!