Радость через страдание

Амадейка
               

«….Мой ангел, моё всё, моё я. Сегодня лишь несколько слов и притом карандашом…Почему эта глубокая печаль, там где говорит необходимость. Разве может наша любовь существовать без жертв, без требования всей полноты? Можешь ты изменить то, что ты не всецело моя, и я не всецело твой?..Ты страдаешь, моё самое дорогое существо… Как ты не любишь меня, я люблю тебя ещё сильнее…Все мои мысли стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная. То радостные, то грустные, они ожидают от судьбы, услышит ли она нас… Моя жизнь, моё всё, прощай! О, не переставай любить меня и никогда не суди ложно, вернейшее сердце твоего возлюбленного Людвига».
Эти несколько фраз из писем Бетховена, найденных после его смерти, раскрывают нам образ человека, способного на чистую и нежную любовь.  За маской озлобленности и человеконенавистничества скрывалась чистая и добрая душа. Его сердце было полно любви к людям и желания делать добро. Но судьба была слишком жестока к нему. Однако, композитор нашёл в себе силы противостоять ей и войти в число избранных.
Людвиг ванн Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонне. Детство Людвига было тяжёлым.  Его отец, пройдоха и пьяница, решил извлечь выгоду из музыкальных способностей сына, показывая публике это маленькое чудо. Он запирал мальчика в комнате на весь день со скрипкой или заставлял играть на клавесине, таким образом, чуть совсем не отвратил  Бетховена от музыки. В 1787 году умирает мать  Людвига, и все семейные заботы ложатся на плечи 17-летнего подростка. Он стал главой семьи, заботился о воспитании двух братьев и взял на себя хлопоты по назначению пенсии отцу. Деньги выдавали на руки Людвигу, так как его отец был неспособен содержать семью. Эти горести оставили в душе юноши глубокий след.
В ноябре 1792 года Бетховен уехал из Бонна и устроился в Вене-музыкальной столице Германии. Здесь он добился успеха у венской публики, однако страшная болезнь мучила композитора, он стал постепенно терять слух. В течение нескольких лет он не признавался в этом никому, даже самым близким друзьям: «Как я мог открыться что у меня поражён орган чувства, который должен быть более совершенным нежели у других»,- пишет он в своём завещании. Но в 1801 году, не в силах больше молчать, Бетховен расскажет о своей болезни доктору Вегелеру и пастору Аменда. И тут природная стойкость не покидает его. Бетховен не желает покоряться судьбе и не сдаётся. Но бывают минуты, когда он чувствует себя самым несчастным и одиноким из всех людей.
К физическим страданиям Бетховена, кроме того, присоединялись страдания душевные. Его друзья рассказывали, что Людвиг находился постоянно в состоянии страстной влюблённости. Но его любовь всегда отличалась поразительной чистотой. Вольные разговоры и мысли внушали ему ужас. Он без конца влюблялся до безумия, без конца предавался мечтам о счастье, затем наступало разочарование и он переживал горькие муки.



В 1801 году предметом его страсти была Джульетта Гвиччиарди. Она отвечала ему взаимностью. Бетховен был счастлив. Ей он посвятил свою знаменитую «Лунную сонату». Но он дорого заплатил за эти счастливые минуты жизни. Людвиг не смог женится на девушке из-за непрочного положения в обществе, а больнее всего было для него почувствовать какое несчастье его глухота. Джульетта была кокетливой, ребячливой и себялюбивой пустушкой, и вскоре вышла замуж за графа Галленберга. Эта страсть сокрушила Бетховена вконец. Он пережил минуты страшного отчаяния и готов был наложить на себя руки. И только несокрушимая воля спасла его.
В 1806 году Бетховен обручился с Терезой Брунсвик. Он был знаком с семьёй Брунсвиков с 1799 года. Тереза была двоюродной сестрой Джульетты Гвиччиарди и давно испытывала нежные чувства к композитору. Бетховен дружил с её братом Францем и давал ей уроки игры на фортепиано. Согласие на это обручение дал лишь брат Терезы.
Эта любовь длилась до 1810 года. Именно Терезе посвящает он эти тёплые строки, приведённые вначале. Какая загадочная причина помешала их счастью? Быть может недостаток средств или различие в общественном положении, нам это неизвестно. Но даже после разрыва помолвки, они продолжали любить друг друга и не смогли забыть этой любви. Тереза умерла в 1861 году. До конца своих дней она любила Бетховена.
Любовь покинула его. Он остался совсем одиноким. «Больше нет у меня друзей, и я в мире один»,- пишет он в своих заметках. Глухота его стала полной, и он может общаться с людьми только при помощи письма. Отрезанный болезнью от людей, он находил утешение только в природе. Часто гулял он за городом один, без шляпы, в любую погоду. Только там он обретал минуты успокоения.
В 1815 году Бетховен возьмёт на себя заботу о племяннике Карле и перенесёт на него всю жажду любви, переполнявшую его сердце. Но племянник оказался недостойным его привязанности. Он шатался по игорным домам, делая долги. Дошло даже до того, что в 1826 году Карл пытался застрелиться, но выжил. Зато Бетховен чуть не умер от потрясения.
7 мая 1824 года в Вене впервые была исполнена 9-ая симфония. Успех был триумфальный. Бетховена пятикратно приветствовали взрывами аплодисментов, многие плакали. Композитор после концерта упал без чувств. Написать музыку к «Оде к Радости» Шиллера было замыслом всей его жизни. Он достиг своей Цели и чувствовал себя победителем. «Из бездны скорби он восславил Радость» Бетховен победил свою судьбу и своё страдание. Никакая сила не смогла сломать его могучий дух.
Бетховен умер 26 марта 1827 года. Племянник Карл не присутствовал при последних  минутах дяди. И глаза Бетховену закрыл не тот, кого он называл своим сыном. «Конец комедии»,- произнёс он умирая. Но вряд ли для нас была «комедией» вся «трагедия» его жизни. Чужая рука закрыла ему глаза. Он умер в полном одиночестве. Это удел большинства гениев. Но сейчас, спустя более 180  лет после смерти, он остаётся лучшим другом тех, кто страдает и борется. "Создатель « Аппассионаты» и 9-ой симфонии, он, которому мир отказал в радостях, всегда останется для нас творцом Радости. Он куёт её из своего страдания,  как сказал он сам этими гордыми словами, которые передают суть его жизни  и  являются девизом каждой героической души: «Радость через страдание».