1967 кругосветка поневоле

  Наконец то закончена заочная учёба в ЛВИМУ и получен рабочий диплом механика универсала. Теперь я смог поменять пароходы на дизельные суда и, походив по Европе, попал в очередную арктическую навигацию 1967 года на т/х «Бирюса». Как всегда, погрузив в Архангельске овощи и другие грузы для жителей дальнего Севера направились караваном в Певек.
  Ледовое плаванье - никакого разнообразия: скрежет, грохот ломающихся льдин,белые бесконечные поля и голубые торосы.Иногда кровавые следы пиршества белых медведей на льдинах.Даже летом может налететь снежный циклон-ледяное дыхание с Северного Полюса.

  Морякам в рейсе ,особенно молодым хочется больше двигаться:вахты,работы по обслуживанию механизмов и машин,а потом прогулки и пробежки по палубе при любой погоде. Арктика пропустила нас не без приключений. Были пробоины у судов, ломались лопасти винтов. Однажды ледокол сопровождения «Воронин» решил с шиком обогнать караван во льду и, вылетев с ходу на льдину, сойти сам с неё уже не мог - пришлось каравану ждать пока большие ледоколы не стянули его.
  Пришли в Певек, стали под выгрузку, а следом уже сообщение - обратно идти даже не пытайтесь, пролив Вилькицкого намертво забит паковыми льдами. Оставалось или зимовать, или пробиваться на Восток и далее вокруг шарика.

  В Певеке климат суровый, но есть золото и много всяких редкоземельных руд,  трудится там народ во имя добычи их. Нас моряков немного просветили насчёт тамошних нравов, пригласив в администрацию Певека и просили не нарушать их порядков - не пьянствовать и не дебоширить, что нередко бывало. Здесь летом был сухой закон, ведь стоило появиться в продаже спиртному и добыча руд прекращалась на время пока всё не будет выпито. На радость экипажу дали добро пробиваться на Восток и идти в Находку, а оттуда будет груз в японский порт Кагосима.

  Добрались до Находки - край для нас неведомый, кругом тайга и вокруг холодное море даже в жаркую погоду, солнце же палит, как в Сочи. Однако никакого сельского хозяйства - все направлено на морской промысел. В магазинах пустовато, только консервы, кажется, из китового мяса. Народ также промышляет и дарами тайги - запасаются кедровыми орехами.

   Но вот и Японское море, и порт Кагосима на фоне вулкана. Япония - страна ещё более загадочная. Прогулялись по городу, всё незнакомое и необычное, много спешащих людей, большие залы игровых автоматов неведомых в то время нам, дети в ярких одеждах, в магазинах продавцы крайне доброулыбчивые и не выходящие из поклона всё время нашего присутствия в магазине. Цены на прославленную японскую электронику заоблачные для нас. Только и смог, что купить чайные пиалы с драконами, да сувениры.

   Из Японии курс нашей «Бирюсы» в далёкую Индонезию в Джакарту. Запомнились тёплые южные моря со стаями летающих рыбок, солнце всё время над головой, никакой тени, поиски прохлады. На палубе между трюмами устроили из лючин и брезента бассейн. Вода, однако, вечерами была теплее воздуха и не приносила прохлады. В машинном отделении сущий ад - не притронуться к раскалённым поручням и механизмам, там вахта спасалась под струями душа. Как принято, при переходе экватора устроили праздник Нептуна с купанием новичков в купели и чаркой вина. Сухое вино в смеси с водой немного спасало от постоянной жажды.

   Джакарта - красивый город с пальмами и населением предпочитающим мотороллеры. Море у берегов усеяно парусными джонками. Казалось, много рыбаков ловят рыбу. Попробовали и мы закинуть удочки с борта, но куда там - вместо рыбы вытаскивали противных жёлтого цвета морских змей, очень ядовитых, как пояснили нам жестами аборигены. Вода за бортом кишела от клубков этих тварей, а рыбаки подходили к нашему борту и просили чего-нибудь поесть. Портовые грузчики меж тем конвейером загружали трюма бататом, весь день таская мешки и получая жалкий обед из горстки риса с кусочком рыбы.Батат — сладкий тропический картофель. Его клубни с белой, желтой, оранжевой, розовой, кремовой, красной или фиолетовой сьедобной мякотью, 1 клубень может весить до 3 кг.

 Нашей буфетчице не давали выкинуть остатки от обеда экипажа, выхватывали ведро и прямо на палубе всё съедали. Прогулялись по городу за сувенирами, в порту из-за угла на нашу группу напали двое и вырвали фотоаппарат, но ремешок его оборвался и они убежали без добычи.

   Далее рейс проходил до острова Маврикий и около Африки. Опять перешли экватор и повторно отметили праздник Нептуна. Попутно зашли в Испанский порт Бильбао - это было редкостью для советских судов.Страной тогда правил генерал Франко.Но уже начали возвращаться туда из Москвы испанцы бежавшие в годы войны.Они столпились у трапа нашего судна жаждая пообщаться с русскими - ведь все эти испанцы прекрасно говорили по русски и были в основном специалистами окончившими советские ВУЗы.Вооружённая охрана не пропустила никого внутрь судна.Так и беседовали  - на расстоянии. Рассказывали ,что здесь работают инженерами и имеют большие заработки - живут стало быть зажиточно.

 Удалось прогуляться по городу.В кармане завалялись 10 долларов,надо было как то поменять их на местную валюту-что бы отовариться.Забежал в ближайшую таверну - там идёт пьянка и дым коромыслом ,протиснулся к бармену. Он как увидел доллары сразу всё с полуслова понял и выдал мне песеты по своему курсу.Обувь в Испании отменная, из хорошей кожи -купил на память об этой стране .Многие из экипажа набрали дешевого молодого коньяка без звёздочек в оригинальных бочёнках-хорошо пошел под испанские мандарины.


Рецензии
Нечто документальное. Вместо репортажа, имея столько впечатлений от кругосветки, я бы выдал рассказ. В крайнем случае. Выстроить бы сюжет, тему... и роман приключенческий с географией и историей..! Эх...

Эль Осман   29.01.2017 15:20     Заявить о нарушении
Ваша правда Эль,однако,имею желание,но не имею возможности.

Лев Закрутин   29.01.2017 23:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.