Христианская община. История и современность

Евгений Каширский
1. РИМСКАЯ ОБЩИНА
Для понимания христианства весьма важны реалии, в которых оно зарождалось. Рассмотрим общественно-политическую и религиозно-культурную обстановку Древнего Рима.

Древний Рим являлся городом-полисом. Городом-государством и одновременно гражданской общиной. Полис предоставляет гражданину общее право, укрывает его своими стенами от врагов. Только в рамках полиса личность самостоятельна, свободна отстаивать свои интересы при помощи закона. Здесь люди верны долгу перед богами своей религии, родиной и согражданами, что является моральной гарантией исполнения закона. Для гражданина позорно льстить, лгать, скрывать свои мысли.

Согласно римским представлениям только государство может вступать в договорные отношения с богами. Жрецы – помощники магистрата в отправлении культа. Всякий культ того или иного божества должен служить политике государства. В Риме полагали, что главная задача религии – сплочение народа и укрепление преданности к государству.

Со временем выделяются главные боги, упорядочивается культ. Единообразное приветствуется. Древний Рим периода республики и расцвета полиса не нуждался в вере о бессмертии души, ибо связывал все свое существование с полисом. В Риме не было идеи судьбы, идеи бесконечного времени и пространства. В основе мировоззрения римлян лежал год, а не век. Идеи о веке пришли из Греции. С их приходом появляются мысли об определенной предназначенности Города, формируется вера в предопределенную Риму великую судьбу.

Успешное продвижение Рима на международной арене, захват новых земель способствует утверждению римского мифа об изначальной богоизбранности римлян. Народ полагал, что именно религиозность римлян возвеличила Рим, поскольку римляне превосходят все другие народы своим благочестием. Поэтому Рим должен править миром. В отличие от евреев, римляне осуществили свою концепцию на практике. Последующие империи неизбежно копируют модель Рима.

Вместе с тем, непрестанный рост владений Рима разрушает идею полиса. Приходится включать в общину чуждые ей элементы, усыновлять, адаптировать. Вместе с приходом чуждых элементов уходит прежнее единство.

2. ИДЕЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Для сохранения империи нужна общая идея. Мононациональному государству такая идея не нужна. Зачем такая идея, к примеру, современным полякам? Они просто живут в своем польском государстве, всегда имея для себя возможность припомнить из богатого прошлого какие-либо воодушевляющие исторические подробности. Чехи и словаки, не найдя общую идею проживания в одном государстве, мирно размежевались. Идея нужна империям, удерживающим разноообразные неорганические части. Римскому полису тоже не нужна была идея, идея понадобилась, когда Рим стал империей.

Между тем, имперская идеология не может быть стабильной. Это ее основной недостаток. Она неспособна ставить долгосрочные коллективные цели. В сущности, такой идеей может быть только одна: подчинить себе весь мир. Но тогда империя неизбежно заканчивает свое существование, рушась под бременем включения слишком разнородных элементов. Это случилось с Римом к концу II века, когда большая часть известного мира была завоевана. Намеченные цели были достигнуты, и стал разрушаться комплекс идеологического воздействия.

Империя разрушает римский патриархальный полисный уклад жизни. Перестает существовать единство замкнутой гражданской общины. Граждане переходят в разряд подданных, а это требует совсем другой психологии личности. Граждане в большей своей массе – это мужественные стоики, а подданным свойственна пассивность, увлечение астрологией, все более популярной становится философия эпикурейства с его установкой на «незаметную» жизнь, невмешательство в какие бы то ни было события...

Дальнейшие социальные потрясения делают невозможным придерживаться безмятежного эпикурейства. Человек уже не может укрыться от государства. Вместе с упадком эпикурейства приходит вера в фатум, рок... Разумеется, с прежней позиции гражданина такая вера была бы несовместима. Подданные соперничают друг с другом за милости правителей, лицемерят. Отсутствие ясных целей в жизни, сознание неизменности и неизбежности всего существующего обесценивает этику, сформировавшуюся на почве римской гражданской общины и санкционировавшуюся римским мифом. Одобрение и осуждение коллектива граждан утрачивает смысл, поскольку коллектив перестал существовать.

Римская имперская идеология отражает постоянные сознательные попытки верховной власти сплотить различные социальные круги общей идеей. Власть формирует представление об императоре как завершителе римской миссии, изначально избранном богами. Император – восстановитель человеческого рода, принесший человечеству золотой век мира и спокойствия. Империя проводит единую религиозную политику, предписывая, каким богам молиться, способствует созиданию единой общеимперской религии. Пропаганда утверждает, что Рим владеет миром, потому что он чтит всех богов, религиозность римлян дала им власть. Позже император Тиберий (14-37 гг.) возобновляет закон об оскорблении величия римского народа. Житель империи обязан участвовать в официальных культах. Подчинение миропорядку равно подчинению законам империи.

Вместе с тем, все более распространяются учения о бессмертии души, о Боге – личном Спасителе. Вера в бессмертие души становится общим мнением. В воздухе носится идея апофеоза героев, их посмертного приобщения к богам. В то время еще считалось нечестивым выдавать себя за бога. Человек мог быть лишь его помощником, орудием. С ростом напряженности к концу II века, когда мир перестал казаться разумным, люди вновь пытаются определить свое место в мире. Распад семейных и общественных связей также способствует тому, что люди ищут возможность установить личные контакты с Высшей силой. В это время распространяются неофициальные религиозные союзы, почитающие Некое божество, единое и всемогущее.
 
Императорский культ так и не смог стать догмой, которая бы на основе религии сплотила население империи. Религия все более становится делом частных лиц. Продолжают распространять свое влияние восточные культы.

Идеологические кризисы всегда ведут к религиозно-мистическим направлениям. Росло число людей, считавшихся одержимыми божеством и потому способными пророчествовать. Такие люди подпадали под законы, каравшие тех, кто «смущает души простого народа» новыми учениями, надеждами на перемены. Внеплановая религиозная деятельность не одобрялась. Идеология, облеченная в религиозную форму, всегда крайне опасна для правительства. Юрист Ульпиан (170-228) полагал, что следует карать пророков, использующих недозволенные знания против общественного спокойствия и власти римского народа, пророки не должны предрекать конца света. Гадание об императоре было серьезным преступлением. Раньше превалировали коллективные методы узнавания воли богов, теперь – индивидуальные обращения к магии, астрологии... Общение с личным божеством не требовало посредничества жрецов-авгуров, гаруспиков. В образе божества все чаще отражается помощник, близкий людям, образец для подражания, могучий Творец.

Итак, прежние религии не удовлетворяют. Существовавшие религиозные системы слишком сложны, а мистерии и откровения предназначаются только для избранных. Поиск подходящего материала для имперской религии сужается...

3. КОЛЛЕГИИ
Существует психологическая тенденция, заставляющая людей сплачиваться в микроколлективы. Такие группы, как правило, вырабатывают собственное самосознание: мы – единое целое, противостоим окружающему миру. В римские коллегии (добровольные коллективы, общины) люди объединялись по разным причинам, но главной было стремление обрести человеческое общение и взаимоподдержку в трудные времена.

Деятельность коллегий строго регламентировалась законом. Разрешение выдавалось сенатом или цезарем. Разрешалось принимать вступительные и ежегодные взносы и собирать добровольные пожертвования на общие нужды, устраивать ежемесячные (не чаще) совместные трапезы, устраивать погребения, отравлять признанные государством культов. Коллегии, осуществлявшие свою деятельность без разрешения, сурово наказывались, их деятельность приравнивалась к вооруженному захвату общественного здания.

Во времена становления империи власти Рима опасались коллегий, видя в них возможность организации противодействия государственной власти. Власть по самой своей природе борется против частных объединений людей по своим интересам. Она прекрасно понимает, что люди легко могут воспринимать себя как оппозицию всему государственному. Напомним, что христиане в периоды гонений на них собирались под видом похоронных или компитальных коллегий (в которых чествовали духов данной местности – ларов). Некоторые христиане продолжали оставаться членами иных коллегий...

Постепенно общественная жизнь перетекает в коллегии. Что особенного происходит во время собраний? Ничего особенного. Люди едят обычную еду, разговаривают... и оказывается, что для человека это самое главное. Официальные же формы общественного самовыражения становились парадными, а значит пустыми. Никто не удовлетворялся ими, не мог выразить себя в них. Действительно, какое удовлетворение может дать ощущение себя винтиком машины? Гораздо привлекательнее идея, выражаемая коллегиями – идея свободно избранных отношений между друзьями, единомышленниками.

4. НАЧАЛО ХРИСТИАНСТВА В РИМЕ
Долгое время христианство было практически незаметно для империи, даже упоминание Светонием о преследовании христиан (наказаны христиане, приверженцы нового зловредного суеверия) проходит в его списке о деяниях Нерона между запретом на продажу вареного мяса в харчевнях и указом об обуздании махинаций цирковых наездников. Хотя в романе «Камо грядеши» Г. Сенкевича движению христиан был придан какой-то размах, на деле гордый и суетный Рим еще не скоро будет принимать всерьез людей, верующих в Иисуса Христа.

Проповедь о Христе у большинства граждан не находит отклика. Состав христианских общин длительное время остается маргинальным. Апостол отмечает: «не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; [...] И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог» (1Кор.1:26, 28). Общины наполняют одинокие женщины и рабы.
 
Поскольку христианство поначалу развивалось довольно-таки вяло, римское государство долго не усматривало в нем какой бы то ни было для себя опасности. Появившиеся общины и просто отдельные христиане не вызывали интереса. Цельс смеялся, что христиане проповедуют на кухнях рабам и женщинам, и те принимают учение, портящее жизнь человеку... Христианство рассматривалось лишь как уродливое суеверие. Язычники считали, что христианство «несомненно» ниже отечественных религий. К тому же, как писал Цельс, христиан путали с мошенниками, которые выдавали себя за бога или за сына бога… мошенников было множество, и все они утверждали, что призваны спасти мир.

Плиний Младший (61-114) пишет, что христиане собирались до рассвета, воспевали Христа как Бога. Расходились, приходили опять для принятия пищи. В богослужении первых христиан центральное место принадлежало проповеди. В отличие от коллегий, имевших свои четкие уставы и списки членов, экклесия была устроена проще и доступнее. Экклесия была открыта для всех, исповедовавших веру во Христа. Собрания проводили в таких местах, где не было соприкосновения с языческим миром. Ничего не скрывая, христиане все же отделялись, чтобы им не мешали. Правда, стоит напомнить, что Риме публичность и открытость были частью представлений о добропорядочности.

Разумеется, со временем подобная организация как христианская община не могла не привлечь внимание римских властей. Христианство с задворков империи (провинции третьего класса) проникает в Рим, куда «отовсюду стекается все наиболее срамное», как пишет Тацит. Христиане своими воззрениями и организацией колебали уверенность в неизменности существующих порядков. «И проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам не следует ни принимать, ни исполнять», об этом мы читаем уже в Деяниях Апостолов (Деян.16:21). Христиане слышат в свой адрес много упреков, один из которых, о нем пишет Тертуллиан, таков: «доходы храмов уменьшаются каждый день». На что Тертуллиан отвечал: «Наше общество вредит вашим порокам».

Христиане сумели организовать крепкие общины и наладить между ними хорошие связи при помощи постоянных курьеров. Властям в этом виделись тайные общества, государство в государстве. Тертуллиан замечает, что противники христиан «Не пропускали случая дать христианам имя врагов общественного порядка». Он обращается к власти: «Мы могли бы бороться с вами, не прибегая к оружию, ни к мятежу, просто отделившись от вас; если бы множество людей оставило ваши города и удалилось в другие страны, то одна уже потеря стольких граждан всех состояний испугала бы ваше правительство, и вы были бы довольно наказаны».

5. ДВА ПУТИ
Христос предложил христианам два метода действий. Первый метод: противопоставление себя всему остальному миру. Народ Божий должен прорасти сквозь существующее государство, и в конце концов заменить его. Прорасти, как прорастает горчичное семя. Второй путь: христиане воздействуют на этот мир, взаимодействуют с ним. Сотрудничество преобразует государство и общество, подобно тому как закваска заквашивает муку. Эти два метода отражены в притчах Иисуса. Между методами нет противоречия, и они прекрасно дополняют друг друга. Царство Божие на земле (под чем подразумевается народ Божий, или Церковь) должно было изменить окружающее геополитическое пространство: либо вырасти в самостоятельное государство, которое должно было стать больше всех (идея горчичного дерева), либо преобразовать существующие (идея закваски), что привело бы Царство к той же самой цели – к победе.

В организационной деятельности христиане должны были сделать ставку на общины, которые со временем заменили бы собой формы управления римской государственности. Идея весьма перспективная и продуктивная. Христиане собирали к себе, в свои общины, весь недовольный современным положением люд. Противостояние шло не столько под флагом борьбы с Римом, сколько борьбы с самой античной цивилизацией. Еще Татиан отмечал эту возможность, нападая на все и вся. Идея народа Божиего, или христианских общин, успешно конкурировала с идеями, выраженными в других религиях. Народ Божий, собирающийся в определенных общинах… Народ живет особым образом, имеет определенные цели и средства их достижения. Разумеется, и такая идея имела конкурентов в лице других религий, но совокупность всех воззрений, сама христианская система мысли и организация жизни, давала христианству неоспоримое преимущество, без всякого, заметим, содействия сверху. Общины других религий проигрывали, поскольку не были так идеологически экипированы для преодоления препятствий, Кроме того, христиане могли предложить государству внятную программу действий.

Христиане и выдержали натиск языческого мира в немалой степени благодаря тому, что были объединены в общины. Как пишет историк Гиббон: «Тесное соединение верных между собой укрепляло их мужество, ставило определенные цели для борьбы и придавало их силам ту неодолимую стремительность, которая делала возможной победу небольшой, но свободной, хорошо организованной и доведенной до отчаяния горстки людей над хаотической массой и совершенно индифферентной к главной причине борьбы, предмет которой не был даже ей хорошо известен».

6. ХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА
Существуют две полярные точки зрения об апостольских планах в отношении устроения общины. Одна утверждает, что Христос все подробно рассказал апостолам: как устроить Церковь, как проводить служения, как петь и т.д. Сторонники этой точки зрения уверяют, что у них есть тайно врученные им Христом чертежи, по которым они возводят церковное здание. Другое мнение таково: апостолы, ожидая конца света, ничего не создавали, разве что собирали по воскресеньям верующих.
 
Писание, действительно, показывает, что Христос не занимается организационным оформлением Церкви. Христос вообще говорит более о Царстве, нежели об экклесии. И даже Дух Святой, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, содействовал не столько делу устроения общины, сколько проповеди Евангелия. Апостолам еще только предстояло выработать внутреннее устроение христианской экклесии. Вот собрались люди. Что им делать дальше? В первые дни после Пятидесятницы апостолы вообще не отделяли себя от Израиля, иудеев. Посещали храмовое служение...

Христианская община, если оставить в стороне духовную сторону вопроса, подчиняется законам существования коллектива, как и всякая другая организация, функционирует по тем же самым законам, по которым функционировали синагога или римская коллегия. Апостолам не было нужды изобретать что-либо новое. Вот почему и Христос не предписывает своему народу никаких особенных форм.

Отметим некоторые общие принципы общины:
1) Община держится равенством членов по отношению к общему Закону. Другими словами, община не выдерживает в своем составе присутствия человека, отличающегося по своему положению от других ее членов, как бы ни обосновывалось это отличие – специфической «метафизикой» или наделенностью особыми дарами. В таком случае община претерпевает органические изменения, прекращая свое существование, ибо уничтожается общинный принцип управления. Вместо равных членов общины появляются жрецы и их клиенты. Жрецам нужны храмы и внешние знаки отличия.

Существует аргумент, схожий с тем, что говорили мистагоги, учители мистерий: только мы знаем тайны, только мы, посвященные, можем учить тайным сведениям. Этот аргумент можно было принять во внимание, когда еще не существовало Новозаветных текстов, и приходилось довольствоваться цепью устных сообщений.

2) В общине всегда существует ядро наиболее активных членов, делающих основную часть работы. Это свойственно любому микроколлективу, собранному на основах добровольности.

3) Молодые общины растут быстро.

4) Принцип взаимосвязи между общинами равен политическим образованиям: города – союзы городов и конфедерации. Независимость и равенство общин служили основанием их внутреннего устройства. «Каждая община составляла сама по себе республику, отдельную и независимую», пишет Гиббон.

5) Унифицированные требования для всех христиан: Крещение, Причастие, дела и жизнь общины, пожертвования, молитва, изучение Библии, соблюдение Воскресного Дня.

6) Духовные связи могут замещать кровно-родственные. Но духовная близость подразумевает постоянную связь и общение, поддержка связи на значительном расстоянии малоэффективна.

* * *
Община, как и всякое человеческое сообщество, нуждается в руководстве. Но как именно должна управляться христианская община? Обратим внимание на неизбежное влияние исторических прецедентов управления – полисного, имперского, управления в коллегиях, иудейской организации общин и синагоги. Различия церкви и синагоги существуют, но в общем-то незначительны. Впрочем, иные христианские апологеты склонны признавать лишь поверхностное сходство.

Небезынтересно отметить, что каждая еврейская сельская община управлялась советом пресвитеров из семи человек. Неудивительно, что апостолы предложили избрать именно такую семерку, когда встала нужда заниматься повседневными делами управления, администрирования, суда. Избранные менее всего себя видели так называемыми диаконами. Стефан и Филипп вовсе не походят на диаконов. По крайней мере, странные это диаконы.

В некоторой степени повлиял так называемый восточный принцип управления, когда основатель какого-либо учения или клана сменялся своим ближайшим родственником. Исследователи обращают внимание на то, что именно Иаков, брат Господень, возглавил Иерусалимскую общину (Предание говорит, что его назначил Сам Господь). Стиль правления Иакова не походит на стиль современных епископов определенных Церквей. Однако Петр ему подчиняется. Заметьте, как пишет об этом Павел: пришли «некоторые от Иакова» (Гал.2:12), он не пишет, что пришли братья из Иерусалимской общины.

История показывает, что апостолы не рассматривались как непогрешимые руководители. Петру любой член общины мог сказать слово упрека. Вспомним: «И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку» (Деян.11:2-3). Как видим, к Петру совершенно на равных подходят члены Иерусалимской общины, высказывают свои соображения, претензии. Петр им отвечает, дает отчет... А ведь мог бы сказать: как вы смеете, я – апостол! Довольно демократическая картина.

Община избирает пресвитеров – старейшин, уважаемых людей, духовно-авторитетных братьев. В каждой общине – совет пресвитеров. Поставление на служение служителя общины означает удостоверение церковью, что этот человек действительно признан ею в качестве служителя. На случай посвящения служителя все христиане становились пресвитерами (принцип царственного священства). Выбор происходил в самой общине (Деян. 1:23-26).

Пресвитеры должны были действовать коллегиально (Деян.15:4, 6, 22; 16:4; 20:17; Иак.5:14), выносить коллективные суждения. Служителям не должно было отрываться от общины. В 1Кор.5:5; 2Кор.2:6 показано, что Церковь решает вопросы совместно. Прием в члены общины, исключение из нее, восстановление отдается на суд всей Церкви (Мф.18:17). Павел призывает Церковь все делать по порядку (1Кор.14:40), т.е. налицо принцип самоуправления, каждая община управлялась самостоятельно. В Деяниях (15:1-29) показано, как свободные общины посылают своих делегатов на Иерусалимский Собор.

К сожалению, с развитием иерархической системы в Церкви общины неизбежно превратились в приходы. Реформация XVI века вновь поставила вопрос об общине. Пожалуй, это одно из главных достижений Реформации, до сих пор обойденное вниманием исследователей. Догматические вопросы стали рассматриваться сквозь призму учения об общине.

7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ГИБЕЛЬ ОБЩИН.
Эта глава переработана в отдельную статью под тем же названием, см. на моей странице на Проза.ру

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стоит ли говорить, что нынешнее время несколько отличается от времени зарождения христианства, эпохи Римской империи. Теперь, как никогда прежде, человек зависит от государства. Кроме того, зависит от многих факторов, составляющих современную жизнь. Жители наших городов и поселков оскорбительно «привязаны» к трубе теплоцентрали. Перестанет она давать тепло, и мы буквально замерзнем в наши неумолимые зимы. Мы связаны с газовой трубой, электросетями... Мы походим на больного, подключенного к капельнице и кислородному баллону. Такая зависимость не может не влиять на нашу психологию. Как бы мы ни горячились, мы неразрывно связаны с сообществом людей, которые не разделяют наших взглядов, и даже воинствуют против нас. Эти люди могут быть язычниками, но мы должны общаться с ними, потому что они дают нам необходимые блага жизни. Как видим, у христиан нет автономии от греховного мира, они не самодостаточны. Взаимодействие с греховным миром оказывается необходимым для выживания христиан…

Говорят, что христианство вступает в фазу упадка или старения с присущими геронтологическими проблемами, наконец, что оно просто неотвратимо погибает... Невооруженным глазом видно, что христианство подвергается нападкам с двух сторон. С одной стороны его теснит ислам, почуявший для себя новые возможности, с другой – возродившаяся гуманистическая религия, агрессивная и враждебная христианству. Делай все, что хочешь, только не мешай другим – вот ее принцип. Посредством музыки, кино, техники гуманизм крадет наших детей. Христианство во многих местах на земле уступило свои позиции. Учение об общине оказалось дискредитированным. Само слово община, по крайней мере, для наших соотечественников, ассоциируется с чем-то принудительным, крестьянски темным, затхлым.

Неудивительно, что успех новых религий объясняется как раз смертью христианской общины. Исчезло братство верующих. Повторим для дидактики: интерес к новым религиям в немалой степени обусловлен поиском братства, которого они не находят среди христиан.

* * *
Выход один: христианам надо объединяться в общины, любить их и заботиться об их процветании. Наивные люди полагают, что в общине все должно быть идеально. Тот, кто находится внутри общины, понимает, что идеального быть не может. Не надо и поучений именитых старцев, чтобы понять такую простую вещь. И, тем не менее, надо пребывать в общине, жить ее интересами.

Община – это естественная организация жизни народа Божиего. Сама эта жизнь становится сильнейшей аргументацией в пользу наших религиозных воззрений. Только община сможет воспитать людей безусловно чтящих Закон. Община дает учение, помогает увидеть себя единым народом Завета, позволяет реально ощутить дарованные Христом спасение и победу.