ОМУТ

Олег Беликов
За околицей полтавского села протекала неглубокая и неширокая  речка, замысловато петляя по равнинной местности- через луг, мимо хат, утекая за видимый горизонт. Несмотря на свои небольшие размеры, течение в реке было очень бурным. На противоположном от деревни берегу, был намыт удобный, песчаный пляж, на котором можно было позагорать и покупаться. Красавица ива склонилась над быстрыми водами, печально провожая проносившиеся мимо предметы- то корягу или бревно, а то  порой и утопленника. Многое видела плачущая ива. Чтобы попасть на противоположный берег, необходимо было перейти через деревянный мостик. А прямо под мостиком омут воронкой закручивал- вир по- местному. Не доведи Господи туда попасть - вмиг утянет, место было нечистое. Молва говорила, что раз мужик пьяный шел, да с моста в реку свалился- там его только и видели, даже тело найти не смогли! Заклятое место было. Один раз шла компания молодежи, весело  хохоча, да подшучивая друг над другом. Шли купаться на приспособленное место, на другую сторону. И дорога их лежала через мостик тот бревенчатый. По дороге подталкивали друг друга, парни за девками гонялись. На спины запрыгивали друг другу. Дурачились, кто на что горазд. А самый развеселый парень, Андрей, заигрывая перед своей невестой, Марией,  вдруг за перила мостка как-то так случайно перегнулся да в омут тот прямехонько и свалился под общий вздох. Только сапоги мелькнули в черной воронке- прямиком закрутило, затащило парня в омут. Не на шутку перепугались все, спасать кинулись Андрея. Да только не помогло это спасти парня. Всю неделю друзья его да родственники с баграми по дну речки шарили, да бесполезным занятием это все оказалось- нигде не зацепилось тело Андрея, ни под одной корягой не нашли его. Помянули родственники хлопца, пустой гроб схоронили, да и забывать стали. Одному только парню радость от смерти Андрея была- давно Тарас на Марию глаз положил, только вот утопленник камнем преткновения стоял между ними. А теперь путь к сердцу девушки был свободен, так что и свататься скоро можно будет. А местные жители на другой берег, в виду испуга, ходить перестали- омута черного боялись пуще прежнего. А кто-то в сердцах, сгоряча, взял и иву подпилил- зачем да почему, неизвестно.
Позабылась эта история в селе, родственники все глаза выплакали, невеста Андрея замуж за другого парубка вышла, за Тараса, детей ему троих народила. Да не сложилась жизнь у них- Мария втихую ждала своего суженного- ряженного, хотя с мужем своим жить вместе смирилась, покорно выполняла все обязанности по хозяйству. Муж ее пить начал, на неделю-другую в запои входил, с кулаками на жену да детей малых кидался. В общем, не сложилась жизнь у Марии без Андрея, ни света божьего не видела, ни радости в серых буднях.
Лет через пять, на грунтовой дороге к селу односельчане  увидели, вроде знакомого, а кто такой и откуда, вспомнить не могли. А когда в село вошел, то признали в нем мужики утопленника Андрея. Переполох в селе он произошел необычный, гораздо больший, чем в день своего утопления. У родных Андрея, страх быстро прошел, в радость великую превратился. Вскоре на гулянку во двор к утопленнику полдеревни собралось, на чудо такое посмотреть. Андрей, хоть и повзрослевший намного и возмужавший, а все такой же балагур! Виновник торжества знатным барином за столом восседал, в одеждах диковинных, только глаза его грустные по невесте бывшей, по Марии, были. За чаркой самогона, Андрей поведал о своих злоключениях. «Как свалился я в реку, как крутило меня в омуте- ничего не помню»- сказывал Андрей: «Сколько времени прошло, не знаю. Однако очнулся я уже на берегу реки, да не нашей, а широченной, что краев не видно. Как потом я узнал, Америка это была. Много всякого со мной приключилось, обо всем и не расскажешь. Чтобы выжить, язык пришлось изучить, обычаи. Да, так как батько с матерью с раннего детства к труду приучили, то быстро прижился я на чужбине, как говорится «ко двору пришелся»»,- Андрей встал и в пояс поклонился родителям. «Всех вспоминал, грустил по Вам очень, вот и под- собирал денег, да в дом отчий вернулся»- продолжал Андрей. При этих словах Мария зарделась, только тоскливо ей на душе стало, что не кинулась тогда за своим возлюбленным, что поддалась уговорам Тараса да и вышла за него замуж, что жизнь ее безрадостно прошла. Одно только успокоение- дети малые. А Андрей продолжал: «Землю там себе купил, домишко построил, на берегу той самой реки, на которой очнулся. В той реке тоже омут имеется, через него видать меня и вынесло в другой части света.  Вот сейчас за родными приехал- все же на старости лет не одним оставаться, с собой в Америку забрать их хочу». Мужики удивленно между собой переговаривались- надо же, мало того, что сам жив остался, так еще и богатства наработал, не нищим вернулся за родителями. Страх у односельчан перед омутом, выработанный на протяжении столетий, исчез как то сам по себе, и мужики были готовы последовать примеру Андрея, ринуться в черную воронку с головой. Да только застолье помещало осуществиться их задумке. Только завистливый муж Марии, молча вышел из-за стола, да в неизвестном направлении скрылся- решил он последовать примеру Андрея, только не случайно, как утопленник, а добровольно, в омут ринуться. Пьяная мысль назойливо сидела в голове у Тараса- всем покажет на что он способен! Пришел муж Марии на берег быстрой реки, взошел на мостик, да и сиганул с него в водоворот, с целью в Америке денег заработать да паном в деревню воротиться, чтобы честь ему и почет оказывали!  На зависть односельчанам вернуться со славой и триумфом! Да чтобы Мария полюбила его пуще прежнего- удачливого да богатого!
Много времени прошло с того дня, когда Андрей воротился. Забрал он родителей своих и увез в далекую Америку. Многие односельчане с ними поехали, счастья себе на чужбине искать, да там многие и сгинули. А те кто остался, ждут, когда же Тарас вернется из омута гиблого, только подвиг его повторить никто не хочет. Только Мария, вдова соломенная, то по парубку глаза выплакивала, то теперь по мужу своему законному. Одна- одинешенька осталась с детьми, туго ей без мужа. Только иногда придет на дощатый мостик, станет напротив омута, и думает: «Где же ты далекая Америка, та, которая  мужиков у меня отняла. Хоть самой, за ними отправляйся». Однако Америка Америкой, а жить ей здесь надо, на родине. Не к кому ей там спешить, не ждет ее там никто. Взглянув с сожалением на черную воронку, Мария тяжко вздыхала и уходила прочь от того гиблого места.