Созвездие стрельча часть I

Борис Харсиев
Часть первая
Глава 1
Созвездие стрельца.
Воин
 Первые лучи солнца осветили Кавказ. День медленно поднимался, ярким светом пробуждая к жизни горные вершины, ущелья. Белоснежная папаха седого Казбека засверкала, излучая светлую силу нового дня.
Утробно зарычал сигнальный рог, с ближайшей башни ударили по медному щиту, эхом отражая зловещую весть о приближении врага.
По крутому склону стояли шеренги воинов, закованных в железные латы. В левой руке каждого воина блестел начищенный, медный круглый щит, на голове острый шлем, шею закрывала кольчуга, на широком поясе висели сабля и прямой кинжал. В правой руке почти у каждого воина имелось длинное копьё - гебагIа.
Полки защитников крепости имели следующие подразделения: тIо – отряд из двадцати воинов под командованием тъо – командир двадцати, пять тIо составляли сотню – бIa, под командованием бIaч – сотник,  десять сотен эзар – тысяча.
Зовр командовал двадцатью воинами  гара . Всю неделю по боевым башням передавали сигналы о продвижение вражеских отрядов. Полчища варваров надвигались, на этот раз, с южного направления; со стороны крестового перевала, предавая все на своём пути огню и мечу, оставляя за собой лишь груду трупов и пепла. С тех пор как картлийские правители стали присягать монгольским ханам, отряды варваров проникали в горы как с юга, так и с севера.  Да и сами правители соседней Грузии, такие как царь Георгий блистательный, пытались  подчинить горных вайнахов, ослабевших, из-за многолетних войн с захватчиками их родной земли - монголами. Основная территория вайнахов - равнинная часть Северного Кавказа, была захвачена монголами еще при Чингисхане.   
На протяжении шести поколений шла изнурительная война, начавшаяся с монгольского нашествия.
Огромная, разношерстная орда  хана Чингисхана огненной смертью прошлась по землям Кавказа, с беспощадной жестокостью уничтожая все и вся на своем пути. Под мечом кочевников погибли сотни тысяч потомков Кавказиона,  поплатившись за свой гордый нрав, за свою несговорчивость по отношению друг другу.
Монголы осадили и сожгли столицу - город Магас,  при защите которого погибли десятки тысяч воинов,  детей,  женщин.
Немногие выжили в этой кровавой войне и, только беспомощные дети и обезумевшие от горя женщины попали в кабалу врага.
Опустошенные и разграбленные земли Кавказа, включая степные и равнинные части, вошли в состав  Улуса Джучиева.
Сумевшие сохранить свою жизнь мечом и остаться   в живых потомки ГIа  - гIалгIаи  с боями отступили в горы,  за пределы рек Ассы и Терка, где интенсивно взялись за укрепление старой крепостной системы и строительство новых дорог, мостов, башенных  оборонительных комплексов Воу .
Благотворный дух родной земли, священные горы, флора родного края, помогали народу восстанавливать свои силы для жизни и войны, для борьбы и созидания.
По рассказам старших Зовр знал, что до нашествия варваров основное население гор состояло из священнослужителей и ученых. В горах молились, лечились и учились.
Здесь же, среди почитаемых мифических героев прошлого, обитал дух великого сына Кавказа П1армата ,  который пожертвовал собой ради  людей.
Среди легенд рассказанных Зовру, больше всего в его сердце запала легенда о П1армате. Могучий титан П1армат, вопреки воле Зе, похитил священный огонь для людей. Он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он ознакомил их с металлами, научил добывать их в  недрах земли   и обрабатывать. П1армат усмирил для людей дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. П1армат впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, но П1армат открыл им силу лекарств, и ими смирили они болезни. Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает её счастливее и радостнее. Этим и прогневил он Зе , за это он и был в наказание прикован к высокой скале, куда каждый день прилетал огромный орел с медным клювом, чтобы клевать печень титана. Адские муки не сломили волю П1армата, и слова его, адресованные тем, кто его заковал, звучали как завет следующему поколению: «Знай хорошо, я б не променял свою скорбь на рабское служение. Лучше быть прикованным к скале, чем потерять свободу». Помнил Зовр и другие слова героя: «Я мысль вложил в людей и сознанья острый дар. Людей я сверх меры любил – награда вот за человеколюбие».    Но не погиб славный П1армат, совершивший свой подвиг ради жизни людей.
В детские годы Зовр с братьями и соседскими ребятами облазили ближайшие скалы, вплоть до Мят лама,  в поисках кузнечного горна Ге хеста , мечтая заполучить волшебный огонь.  Ведь сам дядя  Албот обещал ребятам выковать в кузнечной мастерской волшебные мечи победы, с которыми не страшен ни один враг. Но  для того чтобы выковать, грозное оружие нужен волшебный огонь из легендарного горна Ге хеста. И ребята не жалея сил взялись за поиски места обитания волшебного огня.
С вершины Мят лама открывался прекрасный вид родного края. В ясную погоду, глядя на север можно разглядеть зеленые степные просторы предгорного Кавказа – долину Алхан чурта, где еще недавно, несколько поколений назад, свободно жили Вайнахи. Чуть в стороне,- у подножья лесистых гор, занесенные пыльной дымкой, виднелись руины  поверженного  города Магас. Родная река Терк,  узкой нитью, извиваясь змейкой,  уходила в даль к восточному морю. Покровительница воды Фурки , собирала для Терка маленькие и большие речки, одаряя его буйные воды новыми силами для преодоления неблизкого пути через  прикавказские  степи.
К югу, на полуденное солнце, чистым светом сверкали снежные вершины величественного Элборза  и грозного Казбека. Их белоснежные папахи уходили за облака, туда, где небо сливалось с землей  и где вершились судьбы всего непокорного и враждующего между собой   человечества.
С вершины Казбека  Дарз Нанельг посылала  бурю и снег на голову людей, охлаждая их жаркий пыл.
Вглядываясь в  даль  угнетенной родины, Зовр  мечтал о времени, когда он с мечом в руках встанет в ряды освободителей своей родины, и от сознания собственной причастности к великому делу, становилось приятно на сердце. Иногда, глядя в бесконечное синее небо, ему хотелось обрести способность орла, чтобы свободно парить над родной землей, вырвавшись из замкнутого пространства. Уносясь  в мысленный полет, он как орел парил над землей, и его обуревало чувство полета.  Часто в своих снах, Зовр  летал над горами и лесами, над реками и полями и это чувство делало его бесконечно счастливым.
Только когда Зовр подрос, он понял, что волшебный  огонь,  однажды подаренный людям, надо искать и найти каждому в себе. Чтобы он, добираясь с кровью до каждой клетки человека, пробуждал в нем волю к победе и созиданию.  «Великий Дяла»,  просил Зовр, помоги мне сохранить в груди, на высоком уровне чести священный огонь. Огради мою жизнь от позора и бесчестия и приведи к достойной смерти.
Зовр знал, что, как и П1армат, народ злой силой прикован, замкнут сегодня к скалам и эта злая сила, пытается добить, покорить народ, отнять у него самое дорогое - свободу, вырвав сердце народа - священные горы, но Зовр также знал, что только с жизнью можно лишить горца свободы и родины. Свободный дух не знает рабства.
«Боевая башня - для защиты слабых стариков, беззащитных женщин и маленьких детей, но самая сильная крепость, это пламенное сердце для душевного созерцания,  разум для познания, закаленное тело и крепкий меч,  подаренные Всевышним мужчине для защиты родины, свободы и жизни», часто поговаривал дед Зовра - старый воин Анзор, обучая  внуков первым урокам фехтования.   
«Помните,- приговаривал старик, - живыми не допускайте врага к родной земле, живыми не допускайте врага к беззащитным женщинам. Знайте,  растоптанная врагом земля, вместо благодатного урожая, принесет одни сорняки, а поруганные женщины народят  врагов. Дурное семя разрушит нравы, взрастит пороки и погубит народ. Один день бесчестия, может принести зло и позор на многие годы, на многие поколения. Человек без чести - раб, а раб не живет, он существует и жизнь его подобна смерти».
Мать Зовра - Тази, родила трех сыновей;  Сеска, Кеца и Зовра,  и трех дочерей; Доги, Азни и Тами. Тази потакала своим любимцам, первенцам -  Доги и  Сеска. После родителей, они были главными в семье и остальные дети должны были им повиноваться в работе по дому и хозяйству.
Тази, дочь Бятара, была родом из ущелья Ассы.  Её сосватал названный брат отца Зовра - Охло, с которым отец часто совершал вылазки на равнину, в тыл врага за добычей.
Бятар принадлежал к одному из больших тейпов ,  ведущих свой род от ордцхоевского  нарта Сески  Солса.
Однажды, возвращаясь из такой вылазки  через верховья реки Ассы, он  увидел у ключа стройную большеглазую девушку, которая наполняла ключевой водой медный кудал . Серые глаза Эльтагьа встретились с черными глазами Тази только на миг, но этого было достаточно, для того чтобы понять и принять вспыхнувшее  чувство  друг  к другу. Потом  Эльтагь признавался друзьям, что навечно  утонул в огромных глазах Тази.
До двенадцатилетнего возраста старших детей, Эльтагь почти не вмешивался в процесс воспитания. Детьми в основном занимались бабушка, дедушка и мать, в том числе в общем процессе воспитания участвовали родственники, как со стороны отца, так и со стороны матери. Ребенок с младенческих лет рос в атмосфере глубокого уважения к родным обычаям и приверженности к традициям. С младенческого возраста семья  воспитывала в детях  этическую основу кодекса чести  - Эздел. 
Эздел должен впитываться в кровь младенца с молоком матери, поддерживаемый эпическими примерами старшего поколения и  основанный на принципе поощрения ребенка за правильные, с точки зрения ингушской этики, поступки и,  порицания за недостойное поведение.
Духовному воспитанию детей придавали большое значение. Дети участвовали во всех традиционных обрядах. Дедушки и бабушки, тети и дяди рассказывали детям эпические поэмы, мифы и сказки о народных героях.  На праздниках и семейных торжествах сказывали песни о подвигах героев, или наоборот высмеивали глупость, трусость. От детей требовали пересказа и знания  героики, -  мифического  эпоса. Для человека с детства предопределена цель жизни - служение народу,  служение во благо народа.
Знание и изучение языков других народов поощрялось, почти все взрослые знали картвельский язык, вошедший в моду еще при грузинской царице Томар. Те, кто часто участвовал в  вылазках,  ходил на равнину в тыл врага, как отец Зовра, хорошо могли говорить на татарском. 
Когда Сеска исполнилось двенадцать лет, брат матери -  Кори, подарил племяннику трехгодовалого жеребца по кличке Сигь. Сеска очень сильно дорожил подарком дяди,  однако, великодушно разрешал младшим братьям водить коня на водопой и ухаживать за ним, задавать корм, а также ездить верхом на коне по различным поручениям.
Весной и осенью, в период больших праздников, устраивались различные соревнования, в том числе и  скачки,  где Сеска дважды приходил первым на своем коне Сигье. Средний брат, Кец, тоже участвовал в соревнованиях, и по физической силе равных ему было мало. В метании больших камней и в рукопашной схватке кIалкIетаргя,  Кец зачастую одерживал победу. Зовр с детства любил фехтование, он хладнокровно бросался на противника, глядя прямо в глаза своему сопернику. Не зная усталости, он мог часами заниматься фехтованием, звук металла манил и радовал его, возвышая,  наполняя сердце светлой энергией борьбы за новый день, за место под солнцем.
Обычно, мальчиков в четырнадцать - пятнадцать лет, зачисляли для обучения военному делу, в определенный  гIар (отряд), где они  принимали участие в патрулировании и охране населенных пунктов. А зачастую старались  определить  в специальные школы.
Сначала Сеска, затем Кеца и Зовра определили для обучения военному делу в Таргим.  От северных ворот крепости вдоль реки Асса тянулись специальные площадки различного назначения для обучения воинов: Чучела из ивовых прутьев с выцветшими монгольскими шапками, трофейные деревянные щиты, плетеные заграждения, горы камней, рвы, вкопанные колья и арена для фехтования.   
Фехтовать учили как верхом, так и пешим строем, с мастерским использованием щита. В качестве оборонительного оружия, надежного от ударов наступательного,- изучали защитные доспехи, боевые наголовники, щиты различного назначения, налокотники и боевые перчатки. В доспехах кольца имели своё распределение; наиболее массивные из них расположены на груди и плечах.
В Таргиме проживали родственников Зовра, он с детства знал улочки этой крепости. За восточными воротами крепости в праздники устраивали различные соревнования и сюда, посмотреть на это зрелище, съезжалась вся округа. Больше всего Зовру нравились турниры всадников. Бойцам  давали взамен настоящего оружия - деревянное,  чтобы они в пылу зрелищного боя, не  поранили друг друга. Поднаторевший в боевом искусстве Зовр стал принимать участие в турнирах, с каждым разом добиваясь все лучших результатов.
В Таргим часто наведывался дед Зовра, так как главный орган управления - Мехкъ КIхел находился здесь, а дед входил в состав этого выборного органа от своего общества. Более того, в Таргим ездили за различными покупками, или, наоборот, для того чтобы продать, обменять. Сюда приходили с караванами купцы из разных стран, которые везли материи, шелка, оружие, зерно, диковинные вещи и многое другое. Через Таргим проходил великий шелковый путь. Купцы с удовольствием закупали  местные товары; топоры, кинжалы, которые больше походили на римский меч, кувшины из серебра, изделия из шерсти, шкуры животных, скорняжные изделия и многое другое. Но, главной диковинкой у купцов, считались и ценились рога диких животных, особенно горного  тура.
Караваны купцов встречали и провожали до границ отряды горцев, а купцы щедро оплачивали конвой.
Из товаров привозимых купцами в Таргим, Зовра больше всего привлекало диковинное оружие; тонкие, легкие, чуть изогнутые мечи, с ручкой из слоновой кости. Небольшие инкрустированные кинжалы в серебряной оправе,  различные наконечники копий и стрел.
В  школе военного дела (тIем гIлулкъ),  кроме физической подготовки будущих воинов, большое внимание уделяли тактике боя.
Уроки по традиционной  кавказионской тактике и вооружению вел старый воин, участвовавший во многих сражениях, седовласый Тор.
Зовру нравилось, как прославленный воин Тор подробно рассказывает о различных видах холодного оружия, словно о близких родственниках, характеризуя их качества  и свойства,  показывая приемы  владения  ими.
«Тело воинов обычно защищают;- сначала кожаные, а затем более эффективные металлические доспехи, такие как кольчуги и кольчатые панцири, имеющие вид рубашки с прямыми рукавами. Различие между кольчугой и панцирем - в системе изготовления металлических колец и способе их крепления, а также в форме колец. Разница также и по количеству колец,  тем не менее, в общем весе, панцири обычно легче кольчуг. Защитное вооружение панцири - г1аг1, кольчуги – тIем цхарал, шлемы: тадж,  мисара,  кий, щиты: г1ал, турс, кхалкхан.
Кроме этого к сокрушающему виду  оружия относились различного вида и назначения топоры и палица, булава», - объяснял Тор.
Обычная экипировка воина должна состоять, говорил учитель, из  кинжала – шалта,  сабли – тур,  дротика - геми, лука - 1адсаькх, стрел - т1аьск, копья - гебаг1а. Затем в оборонительных целях необходимо иметь пращу - ширдольг,  лук для метания камней - 1ад.
Для метания каменных и керамических ядер на расстояния,  как меткое и дальнобойное оружие применялась праща.
Среднего роста, с огромными плечами и мускулистыми руками, Тор без труда мог выхватить из седла и повергнуть скачущего наездника, он прекрасно фехтовал двумя мечами, искусно владел копьем. Тор был ловким, сильным и гибким как снежный барс, которому он призывал подражать в бою, а седые длинные волосы и бородка только подчеркивали это сходство.  Обучая приемам и правилам рукопашного боя, Тор говорил: «Воину необходимо понять, - что ожидать от противника, что противник может и умеет, из чего состоит его тактика,  а самое главное знать и уметь, как его победить. Каждый сын своего отца должен усвоить простую вещь: Настоящий воин никогда не станет жертвой, а останется  победителем,  даже если погибнет в неравном бою, ибо цена его смерти велика». Рассказывая о победах монголов Тор, говорил, «Любая победа достойна уважения, но не преклонения. Вы должны знать, что Чингизу удалось собрать, связать различные племена, как ивовый веник в один пучок. А вы теперь попробуйте, одним ударом меча,  разрубить этот ивовый пучок».
Чингиз использовал для этой связки два порока,- страх перед смертью за непослушание военным начальникам, и жажду наживы самого степняка, варвара. В первом его сила, во втором его слабость. Чтобы победить в бою, вы должны, в первую очередь усвоить, а при необходимости и использовать тактику самого противника,- это его силу, и его слабость. Затем,  противопоставить врагу великие ценности, данные вам Всевышним: То есть истинную любовь к отечеству, к земле, которая вас примет, к народу, который вас не забудет и беспримерную честь и доблесть, то есть качества настоящего кIунахо» . Старый воин часто сравнивал монгольское войско с водяным потоком, гидрой, способной  разрушать  все на своём пути. Тор не раз сражался с монгольскими воинами, шрамы на его могучем теле, частенько в сырую погоду служили напоминанием  баталий  прошлых  лет.
«Для победы,- часто повторял Тор,- необходимо использовать все возможности вплоть до оружия и тактики самого противника, но главное оружие воина, это его мужество, поддерживаемое умением, мастерством и стойкостью». 
В школе обучали и некоторым элементам другой тактики, например; Эрси  и арби,  - это обучение возглавляли два непримиримых соперника, Теми и Адам.  В семнадцать лет, Теми ушел в поход на запад.  Вернулся, когда ему было уже сорок лет, из его семьи в живых  к этому времени, осталась лишь полуслепая мать. Теми привез большую военную добычу, быстро поправил пришедшие в упадок домашние дела, женился, купил скот, завел детей. Бедная его мать не могла нарадоваться поздним внукам.
История Адама и история Теми были схожи, с той лишь разницей, что Адама похитили в детстве,  когда ему всего было десять лет, из грузинского селения родственников матери для продажи мамлюкам. Там он провел,  в  службе и сражениях, почти двадцать лет и вернулся домой с военной добычей.
Людей с подобной судьбой можно было часто встретить в горах. Предпочитая военный промысел всякому другому, с древних времен кавказцы целыми полками нанимались в войска Византии и Халифата, Хазарского Каганата, Грузинского царства, хана Узбека. В рядах войск Тохтомыша и Гаюр-хана, они были участниками многих исторических сражений.
По истечению нескольких лет, учителя отбирали в свою команду воинов, в соответствии со своей тактикой и знанием военного дела. Брат Зовра, Кец почти сразу попал в отряд к Теми, который по достоинству оценил физическую силу и хватку Кеца.
Теми был сторонником тяжеловооруженных конных отрядов, он рассказывал о тактике рыцарей, закованных в броню,  способных небольшой группой противостоять превосходящему противнику.
Адам наоборот, был приверженцем легковооруженной конницы и быстрого меча. В противоположность Теми, Даут рассказывал, как отряды воинов Аллаха неоднократно били рыцарей, несмотря на их тяжелое вооружение.
Несколько раз Зовр видел Адама разговаривающего с купцами на их родном языке, почти всегда с Адамом рядом находился старший брат Зовра Сеска,  держащий повод лошади своего командира. Сеска, подражая Адаму, прилежно осваивал не только военное ремесло, но и язык арабов, что, несомненно, устраивало как учителя так ученика.
Бронированная конница под командованием Теми экипировалась следующим образом: длинное копье - гебаг1а, двуручные мечи - ц1алда, боевые топоры - тасхам, или  кархам, г1орсхам, у некоторых воинов  палицы - чхьонкар. Щиты медные  или  деревянные, обшитые железной полосой.
Воины легкой конницы Адама были вооружены;- прочной чуть изогнутой саблей - тур,  кинжалом – шалта,  топором - ж1амаг1а,  дротиком - геми, луком - 1адсаькх, стрелы - т1аьск, и копьем - гебаг1а. Щиты из натянутой кожи, отделанные железными полосками.
Не раз эти дружины участвовали в вылазке на равнину, откуда приносили не только добычу, но и ценную информацию о передвижении врагов, их нравах и обычаях. Многим, странным и непонятным для горцев обычаям, придерживались пришлые народы, например; сжигали своих мертвых; групповой брак, совсем как у животных, но самым нечеловеческим среди этих обычаев Зовру показался один,  о котором  поведал опытный воин Лорс, недавно вернувшийся с вылазки. «Много лет назад, - начал свой рассказ Лорс – наш род проживал в священном ущелье ЦIе. В этом месте жили в основном священнослужители, хранители культа, традиций и знаний о злаках и травах, различных растениях. В священном ущелье запрещалось проливать кровь, кроме крови жертвенных животных, иметь оружие. Во времена нашествия Чингиза, враги без особого усилия захватили священное ущелье, уничтожили всех взрослых мужчин, которые были безоружны и попали в их руки. Присвоили дома и скот, поля и леса и стали каждый день устраивать праздники. Обезумевшие от горя женщины, потерявшие мужей, братьев и отцов,  обладая секретами приготовления средств из  трав, стали подливать в еду врагам ядовитое зелье. Дед моего деда был пятилетним ребенком, когда его мать опоила врагов и спаслась вместе со своими детьми.
Но вскоре против мести женщин враги придумали новый обычай,- прежде чем приступить к еде или питью, давать  пробовать еду и питье детям хозяйки дома, где они угощаются. Этот обычай избавил их от женской мести. Затем враги стали брать в жены полоненных женщин, при этом женой, невесткой мог пользоваться любой член семьи, а дети принадлежали тому, кто считался мужем. За много лет все перемешалось и сейчас трудно понять, как относиться к обществу, живущему сегодня в этом священном ущелье, кто они, то ли враги, то ли братья, а может быть и те и другие», заключил Лорс.
Зовр вспомнил о том, что ему еще в детстве внушал дади  Анзор о родной земле и женщинах, но ничего не сказал.
Зовр стремился  бывать в вылазках, то в составе одного отряда, то другого.  Отец не всегда поощрял подобного рвения младшего сына.