Ненависть

Охана Цафо
Я люблю себя. Даже если ненавижу.


Человек не может выдержать ущербности своей и несвободы. Моя бабушка вздыхала: «Ох, внученька, живу - не знаю зачем, копчу небо зря... Скорее бы помереть. Уж, когда только надо мной смилостивится Господь? И ждать устала...»


Человек хочет быть полезным и мучается оттого, что в тягость миру, близким, самому себе. Это мудрый человек, земной старик. Эта ущербность утомляет его самолюбие.


Но молодой эгоист, полный желаний и амбиций не знает еще усталости от унижения своего я. Но он сталкивается со множеством препятствий, когда ставит себе земные цели. Он рад их преодолевать и ненавидит их с пользой для себя, ведь побеждая, достигает. То есть ненавидит что-то снаружи себя, возвышая себя засчет других. И победа здесь не над собой, а над другими. На пути есть много препятствий, ты их преодолеешь. Но если здесь на этом этапе возникает ненависть к себе, то только по причине ошибки, недостаточности усилия в достижении цели. За то, что не смог сделать того, что дожен был. А кто мне этот долг навязал? Я сам. И я хочу ему соответствовать. Но я не исполнил, сбежал, струсил. Я - ничтожество?!... Наступает момент унижения, осознания своей подлости, низменности относительно кого-то.... Эта ненависть - перевернутая любовь к себе, униженное положение относительно своего представления о порядочности, о пользе. Это представление воспитано средой, культурой, относительно твоего представления своей роли в семье, в обществе, о роли человека вообще... Это пока не ты сам. Проходит неделя-другая, все слава Богу, забывается. И хорошо, что есть желание жить дальше, что здоровый эгоизм сильнее отчаяния.


Жизнь преподносит урок, дарит учителя, как помощь от противного. Это может быть злодей или безличная сила, приносящая удар или подарок. Ты начинаешь думать уже внутри себя и соотносить свою жизнь с жизнями других. На опыте своем зная, что так больно, или так хорошо. Ты уже можешь посочувствовать другому, понять его. Или нанести ответный удар, отомстить. Так учится человек чувствовать другого человека.


Вот цель достигнута. Земная цель. И ты счастлив три дня... Всего-то? А ты мечтал достичь счастья! Что затем?


Новая цель? Зачем? Зачем усилия, к чему страдать, если и половины из задуманного не получаешь? И столько боли, горя, обид, потерь?... И так мало, так МАЛО счастья! Момент наслаждения ТАК короток!


Мы растем из ненависти к препятствиям, мешающим нам жить спокойно и комфортно. Но приходим к ненависти к самой жизни, которая вся проходит в погоне за целью, которая становится не нужна в момент получения ее. Человек оказывается перед пустотой. Она, как стена вырастает огромным непреодолимым препятствием. Грозит отчаянием, самоубийством. Здесь действительно может придти и болезнь, и наркотик, и звериная ярость... Главное - преодолеть это, потому что за этой страшной пустотой находится душа, обратная ее сторона.


Вдруг, неожиданно прозревает сердце. И видит нечто вне этого мира. То, что было скрыто до сих пор. Другие горизонты. Желание выросло и встало на новую ступень. Тело (желание) постепенно подвело тебя к вопросу, а что же такое оно само, из чего оно состоит, из кого исходит? К чему я на самом деле стремлюсь, все, что окружает меня, к чему стремится? И есть ли конец этой бесконечности? И если есть бесконечное движение вверх, то что находится там, за пределами моих земных желаний? В центре всего... Я хочу того, чего нет здесь, на этой планете, среди всех здешних целей.


Ты понимаешь, что хочешь любить, но не можешь. Потому что всю жизнь ненавидел. Что ненависть есть твоя природа. И хочешь научиться, правда?
Это правда. Тебе хватило жизни, чтобы научиться ненавидеть, и чтобы понять это.


Но хватит ли тебе жизни, чтобы научиться любить?


Ненависть к своему эгоизму - это уже вещь духовная. И рождается она на столкновении со свойством любви. С источником ее. Абсолютно бесплатной любви. Она даром и без всяких изменений дается всему живому, и мне, а я даже не знаю, кого благодарить... Это ощущение - первое знакомство со своей душой. Это другой уровень опыта. Уже начинается здесь рост души и поиск целого, слияния, наслаждения от отдачи. Ведь он дарит, а я нет. И я теперь знаю, что заболела.


Любовью...