Ня могу

Иван Клюев
   Сижу я один в своей квартире, ну, это летняя кухня хозяйская в наёме. Два на три метра. Кровать полуторка, этажерка, столик и печка. Нет, щели в дверях я уже позаделал, зима, холодно... Сдал я зимнию сессию - ура! Жена уехала к матери, которая забрала нашего сына к себе, в ясли устроить не удалось. Ой, когда стояла ещё детская кроватка - вообще некуда было шагнуть, а теперь от печки до койки. считай, шага три! Три, не вру? Сейчас замерю. Если шагать широко, то три и ещё чуть-чуть, а если нормально - четыре! Где правда? Сам чёрт не разберёт!
   Но я не об этом.
   Хотя... Сессию сдал! Юридически стал студентом второго курса технического ВУЗа! Первый-то курс я закончил в университете на биологическом факультете. Ой, сколько предметов досдавать пришлось, но всё позади.
   А зачем я всё это пишу? Наверно от радости. Хотел стишок сочинить - не получается, вот и пошла проза жизни. И то, что один - радостно, хотя уже скучаю по жене, вчера ж уехала. А вчера не скучал и не писал, пришёл с работы, бухнулся и уснул дремучим сном, а вот сегодня раздухарился. В печке уголь, гляжу, разгорается, будет тепло, а вчера не разгорелся, дров мало истопил, засыпал уголь, уснул, а утром ноги, как ледышки. Мороз же на улице. Щели-то в дверях я позаделал, ветер не дует, но если печка не топится - холодно.
   Опять понесло. Кому это интересно?
   Уголёк язычки показал, через конфорки вижу. Как я его доставал... Ни в сказке сказать, ни пером описать, но достал!
   Жильё мы сняли ещё в мае. Лето, тепло. Печка есть, а дров нет... Проблема такая же, как и с углём. Прописка есть в частном секторе? Нет... Какой же хозяин пропишет к себе? Чтоб полжилья отнял... А нет прописки - на складе отопительных материалов не поставят на очередь, как хочешь, так и живи. Ну, ходили сначала по столовым, как холостяки, да зарплаты не хватает. В заводской столовой меньше цена, а в городской в два-три раза дороже. Откуда ж набрать столько денег? Нет, коллектив - великая сила! Рассказал в бригаде про свои неурядицы и получил разумный совет.
   Тётка Матрёна, она уже старая, на пенсии, а ещё работает. Говорит, что если не будет работать, сразу помрёт. И она права! Не знаю, как женщины, а мужики как уйдут на пенсию - год-два и уже хоронят. Мудрая баба. Тачечка у неё маленькая, сильно не загружает её и возит детали с места на место. Воздух, говорит, в кузне стал хороший, а раньше газ такой был - душил людей, а теперь природный - легче дышать. Ну а цех всё-равно синий-синий от нагревательных печей и горячей штамповки. Молота бухают, станки скрежещут, раговаривать можно только на повышенных тонах, как глуховатым. Ну, привыкли.
   Мудрёная баба. В бригаде-то у нас молодёжь из деревень. Кто до армии, кто после армии на заработках, как я. Женился... В общежитии-то совсем другое дело. Пашка-друг, одногодок, а жениться не хочет. Как его умоляла одна выпускница мединститута - сбежал и уехала она на работу в Тьму-Таракань, а могла бы в городе остаться!
   Что меня всё заносит не туда?
   Уголёк разгорелся, жарко стало. Ну, утром-то всё-равно будет минус. Вода в ведре замерзает, кружкой не пробить, только молотком, слава Богу спёр его на заводе.
   Так вот, баба Матрёна мне рассказала такую премудщрость по добыче дров.
   На заводе два цеха по деревообработке. Ну, маленькие куски от досок и стружка с опилками на улице. Бери - топи и берут. Заводу хорошо - на свалку не возить и людям хорошо, но... Взять-то - бери, а вынести с завода нельзя, охрана не выпустит да ещё расхитительство "пришьют"! А законно - пожалуйста. Надо написать заявление, оплатить и вывози. Ага! На чём? Внутренний заводской транспорт не выпускают за ворота завода, а внешний так занят. что надо стоять на очереди может и год. Но есть лазейка! В заявлении надо писать - "самовывозом"! Всем этим распоряжается зам. директора по быту, фамилию и сейчас не помню, обычно его все называют "Ня могу." Принимает он один раз в неделю два часа. Пошёл и я.
   Возле кабинета стоят человек тридцать, ну, я сразу, по привычке - кто последний? Занял очередь, выспрашиваю сведущих, как написать заявление. Коллектив - хорошо! Тут же мне рассказали, я написал, они проверили и сказали, что всё правильно. Второй час на исходе, близко, а волнуюсь, впереди вошла женщина, я встал в дверях, чтоб без очереди кто не прорвался, бывают наглецы... Слышу через дверь визг баба:
   -А, как по молодости приходил - давай! А тяперь ня могу!
   -Цыц, дура! Давай, подпяшу...
   Баба выскочила, я зашёл, бросил на стол заявление, он долго смотрел на него, спросил:
   -Что?
   -Отходы... самовывозом...
   Пишет резолюцию:
   -Бух. Принять оплату.
   Теперь, когда работаю в первую смену, прихожу к куче мусора, пятернёй рагребаю опилки в поисках кусочков досок, загружаю в сетчатую авоську и на проходную. Показал оплатку, обглядели авоську и выпускают. Но... В цехах уборку делают с утра и до моего прихода все лакомые кусочки уже выберут из-под опилок, а опилки из авоськи сыпятся. Но, коллектив - сила! Признакомился я с рабочими одного цеха, прихожу в цех, они мне пилят мелкие кусочко из огромной доски, иногда интересуются:
   -Тебе из дуба или из граба?
   -Ну, с сосной вперемежку, для растопки.
   Вниз авоськи беру у них стружку, потом эти кусочки досок, сверху присыпаю опилок и на проходную. Привыкли охранники видеть меня и не спрашивают, что я несу и оплатку, но оплатку таскаю с собой - замусолил всю.
   Чёрт возьми, уже одинадцать! Ну, расписался, дурак!
   Из архива 1960 г.