Духовность, промысел и современность

Изотерра Кузьменко Виктория
ПУТИ ТВОРЧЕСТВА: ДУХОВНОСТЬ, ПРОМЫСЕЛ И СОВРЕМЕННОСТЬ

***

Идея порассуждать на данную тему возникла в результате синергетического совпадения двух событий: чтения «Гренландского дневника» Рокуэлла Кэнта и посещения одного из празднично-обыденных мероприятий, на которых взрослым людям в виде развлечения предлагаются  различные творческие, как это обыкновенно бывает, самодеятельные, конкурсы.

Начну с суждения у господина Кэнта (дневник датирован 30-ми годами 20 века) на тему промыслов народов крайнего Севера: американских эскимосов и гренландцев, быт которых писатель (он же - художник) самолично наблюдал. Он говорит о том, что древние гренландцы (а также современные эскимосы в некоторых районах, не сильно тронутых цивилизацией) в тяжелейших условиях Севера, где природа крайне скупа и отпускает только минимум, пригодный для выживания людей, изготавливали для своего жизнеобеспечения утварь, оружие, инструменты.

«Большинство вещей изготовлялось из твердых материалов - камня, простой или моржовой кости. Требовалось бесчисленное количество часов терпеливого труда для придания этим вещам нужной формы, причем эта форма не только соответствовала их назначению. Зачастую работа над формой, над украшением вещей превращалась в подлинное искусство. И все это делалось примитивными инструментами. Но кроме утвари, инструментов, оружия изготовлялась еще одежда из шкур, добытых охотниками, или же из травы» (с).

Примерами подобных промыслов  служат также  многочисленные украшения, резные поделки из моржового клыка, вышивка по коже, пояса, сбруя.

Эти тысячи часов, проводимые в монотонных и кропотливых занятиях (а вы повытачивайте что-нибудь пилочкой из кости!) не просто заполняли пустоту монотонной и примитивной жизни. Благодаря этим действиям люди сосредотачивались на результате труда, вкладывали в него свое стремление к красоте и Божественному. Что логично приводило к развитию духовной составляющей.

Далее Р.Кэнт пишет, что «… влияние, оказываемое на народ уничтожением промыслов, нужно измерять не только деморализующим эффектом праздности, но и эффектом полной потери всей творческой деятельности народа. Эта деятельность необыкновенная, ее нельзя сравнивать с большинством занятий, обусловливаемых нашей цивилизацией.

Я удовольствуюсь просто утверждением, что придумывание формы и изготовление для собственного пользования необходимых предметов деятельность бесконечно более высокого порядка, нежели работа конторского служащего, продавца, председателя банка, поденщика, слуги, фабричного рабочего, шофера, торговца - любой рядовой профессии, свойственной нашей цивилизации. Если судить о гренландском производстве утвари и одежды по тому, как воздействует оно на индивидуум, то эту работу, эти занятия можно сравнить разве что с нашим искусством и наукой. Они обладают таким духовным преимуществом, что не смогли превратиться в профессии» (с).

Эскимосы, безусловно, – яркий пример. Попробую перенести эту взаимосвязь на Древнюю Русь и Малороссию, чьи территории несколько богаче в смысле природных ресурсов и возможностей жизнеобеспечения.

В глуши, в русских деревнях, в общем-то, тоже  было негусто с занятиями на долгие зимние вечера. Без телевидения и радио наши  пращуры-земледелы пели, пряли, вышивали, выпиливали и раскрашивали. Как народная традиция, промысел и просто досуговое занятие, некоторые навыки довольно долго передавались из поколения  в поколение.

Возьму на себя смелость утверждать, что результат этой народотворческой эстафеты мы видели в советские времена.

К примеру, моя бабушка прекрасно вышивала минимум тремя техниками, получив  это умение от своей мамы. Причем, тогда никого ничему вообще специально не учили. Дети просто наблюдали и делали «так же».

Бабушка  - тогда еще молодуха - соревновалась в мастерстве со свекровью, та ж была коренной хохлушкой (вспоминаем украинские расшитые орнаментом рубахи, занавески и рушники!).   Находясь вдали от развлечений, в военном городке (дед был офицер), воспитывая детей и придавая уют еле сносному быту, бабушка посвящала свободное время вышиванию. Ни о какой материальной выгоде речи быть не могло:  все делалось исключительно для собственного употребления. Стол по праздникам накрывался скатертью с великолепной вышивкой «ришелье», на единственном шерстяном платье менялись кружевные воротнички (и оно становилось будто другим),  наволочки вышивались крестиком и в дневное время служили декором для подушек. Вышивальное умение было направлено и  на социальные цели:  оно давало возможность блистать  среди офицерских жен, которые тоже отличались - кто какими-  навыками.

Другая бабушка не просто вязала мне, своей маленькой внучке, варежки для занятий зимним спортом,  но и украшала их тыльную сторону вышивкой так, что это вызывало у меня гордость и желание делать самые красивые «па» руками. Ведь ни у кого в секции фигурного катания не было таких изящных перчаток!

О мужских занятиях. Вспомните кружевные наличники на деревянных домах, сохранившиеся и поныне кое-где в поселках и деревнях в  глубинке. Чудеса формы, изящество исполнения, краски и колорит – как много творчества вложено в неутилитарный, казалось бы, элемент.  Художественная ковка, стекло и керамика…  Я не ставлю целью перечислить все объекты и сферы приложения народного творчества, примеров можно привести достаточно, они есть и у вас.

Продвинемся хронологически.
Вот уже наши мамы всё реже предаются искусным занятиям. Ими движет уже не столько потребность занять свое свободное время (цивилизация предоставляет для этого массу других возможностей), сколько банальный дефицит либо  денежные затруднения. Те, кто умеет шить (вязать  и проч.), делают это не из побуждений самовыражения: дефицит заставляет вязать мужу свитер, а себе -  намётывать блузку по выкройке журнала «Бурда». Необходимость сэкономить – и мы перешиваем детям одежду из того, что носили их старшие братья, а в подарок подружкам строчим кухонные фартуки.

И вот в 90-х годах нас настигает вал доступного вещизма. Современные девушки, ответьте мне, кто хоть раз вязал своему молодому человеку шарф? Кто умеет сшить шторы на кухню или поставить заплатку? По пальцам мы насчитаем таких продвинутых, точнее говоря – ископаемых, личностей.

Хозяйки резонно возразят мне, что стоимость ниток на свитер сейчас будет равна стоимости готового свитера, а время, затраченное на вязку  – чистый упущенный доход. Экономический эффект ясен. Женщины нынче работают за зарплату (или доход на собственный капитал). Они устают, и  их вечера уходят на  готовку и телевизор (у несемейных – на клубы и тусовки).  На прикладное творчество времени не остаётся… Точнее, не выделяется.

Редко случаются и другие варианты. Мне приходилось сталкиваться с одной в высшей степени интеллигентной и состоятельной семьей. Глава семейства руководил бизнесом (не знаю, в какой сфере). Его жена – кандидат медицинских наук, работала руководителем в коммерческой медицинской фирме. Их дочь была загружена  не только школой, но и в балетной студии, занималась иностранными языками и готовилась поступать в Университет. Жизнь каждого члена этой семьи  расписана по минутам, а квартира – отремонтирована по последнему тогдашнему слову «евроремонта».

Каково же было мое удивление, когда вечерами в гостиной, после всех многочисленных занятий и обязанностей, в ожидании отца и мужа, мать и дочь вышивали сложные композиции на огромных пяльцах. Параллельно  они могли обсуждать что-то или просматривать телепередачи. Почему у них так было заведено? Миллионы семей просто разговаривают на кухне или пялятся в телек…

Так, значит, для большинства это  - полностью утерянная привычка или невыработанная потребность?

Это - плоды той самой цивилизации и результат тех же самых процессов, которые отбирают у эскимосов их резьбу  по кости и вышивание по шкурам!

Это та самая духовная составляющая, которая специально уже не воспитывается в детях, а им самим негде ее «подглядеть» и перенять, как делали  наши бабушки и дедушки.

Скажите, родители, вы давно делали  с детьми гербарий? Вы учили их плести бисер, выпиливать лобзиком или расписывать разделочные доски? Не просто пришивать пуговицы как полезное для жизни умение, а именно прививать сосредоточенные прикладные занятия, направленные на развитие творческой составляющей? 

А осталось ли хоть что-то от этого в школах? В моем детстве были самодельные стенгазеты и конкурсы «15 дружных республик», к которым мы долго готовились, изучая и моделируя быт выбранной национальности.  Это один из примеров. А кто и как сейчас стимулирует детское творчество?  Ведь если ребенок не наблюдает тяги и стремления к подобному мастерству у взрослых, то маловероятно, что он займется им самостоятельно, пользуясь «историческими» примерами.

Я не берусь утверждать за современную российскую «глубинку», но из вышеизложенных рассуждений делаю вывод, что в поглощенных цивилизацией городах полностью отсутствуют навыки и привычка к каким либо прикладным видам творчества у  поколения младше 30 лет.

Посмотрим, к чему это приводит.
Мелкая моторика при выполнении прикладной и промысловой работы способствует сосредоточению на сути, монотонность – мыслям о вечном. Занимаясь поделками, мы постоянно соотносим результат  с нашим понятием красоты, мы выражаем лучшее, что в нас есть. Это и формирует духовность.

Отсутствие таких занятий приводит не только к вырождению внутренней духовной составляющей, но и к иному восприятию продуктов человеческой деятельности, которые мы используем в быту.

Поясню. Для современного серийного производства (включая малые партии) характерные две особенности: первая-  потеря индивидуальности, вторая -  отсутствие духа в вещах! Вы считаете, что понятие «греет как бабушкин свитер» - это метафора? Вы задумывались, что для вас в себе несет фабричная вещь?

Как крайний случай – питание.  Почему мы все реже готовим дома? Разогретый в микроволновке полуфабрикат в лучшем случае не несет праны (ци, или назовите энергетическую сущность любым другим словом), а в худшем  - вобрал в себя негатив работницы пищевого комбината, которая за долгие годы службы уже ненавидит вылепливаемую ею самою продукцию. Или думает о вчерашней ссоре с мужем, или у нее к тому же болит голова.

Ведь есть разница: после обильного праздничного стола в горло не полезет магазинный торт,  но при этом никто не сможет отказаться от пирога, приготовленного хозяйкой дома.  То, что сделано руками и сделано с любовью,  способно эту любовь принести и передать. В  Европе люди ходят в кафе, которые держат их соседи, чтобы поесть домашней кухни.   Итальянцы не зря гордятся мороженым (я пробовала -  необыкновенно вкусное!):  оно говорится малыми лоточками в каждой gelatteria (кафе- кондитерская) вручную. И крайне редко жители покупают лакомство фабричное.

Всё, что делается для себя, вызывает желание сделать это хорошо, красиво, с фантазией. Не думая о доходе, мы стремимся выразить себя, часто – не без присутствия соревновательного духа: пусть те же наличники на окнах будут самыми красивыми в поселке, а новопошитая блузка – лучше, чем у модницы N.

Безденежье стимулирует творчество!  И напротив - капитализм и индустриализация его губит.

Телепередача про «очумелые ручки» – это конечно, творчество,  возведенное в крайнюю степень нищеты, и оттого комичную,  но зато и  в высокую степень фантазии.

Парадоксально, что повышение «уровня благосостояния» ведет, как правило, к оскуднению духовному. Причем   не только у богатеющих людей, которые привыкают покупать всё, что покупается, не утруждая себя отбором, но и у аутсайдеров денежных потоков. 

Возможно, вы скажете, - весь современный мир основан на массовом потреблении. Духовность ради духовности – кому это надо? Где они -  современные формы проявления творчества, о котором говорит автор? Вышивка и резьба по дереву – не смешите! Холодильник своими руками не сделаешь.

Хорошо, давайте порассуждаем на тему современных форм прикладного творчества.

Уверяю вас, что их можно отыскать в сопряжении с готовой массовой продукцией. Почему бы, к примеру, не расшить самостоятельно джинсы стразами? Установить на рабочий стол компьютера заставку не скачанную, а собственную? Украсить стены своими, а не покупными фотосюжетами. Можно дарить самодельные рамки для фотографий и расписывать батик.  Прихватки, фартуки и подставки под горячее по-прежнему никто не отменял.

Вот здесь я логичным образом подхожу ко второму эпизоду, пробудившему во мне данное темо-копание.

На взрослом банкете "клубного типа" для развлечения участников были придуманы различные конкурсы и забавы, с вручением памятных сувениров и призов-мотиваторов.
Так вот, призами были премилые вазочки, чашечки и другие полезные в быту штучки, сделанные  лично директором клуба! Вдумайтесь! У директора есть время, чтобы расписать красочными цветами и причудливыми узорами вазочки в количестве двух-трех  десятков! У директорши (поскольку это все-таки она, женщина) есть желание этим заниматься! В целях экономии, может быть? Возможно, дорогие призы у подобных заведений бюджетом не предусмотрены. И, тем не менее, на подавляющем большинстве   аналогичных вечеринок используются готовые безделушки. И сколько стоит время менеджера, и каким бюджетом это учитывается…

А теперь подумаем о влиянии данной акции на участников. Что я сделаю с фабричным зверьком на присоске и что – с фруктовой вазочкой, разрисованной моей уважаемой коллегой…  Ответ напрашивается сам.

Да и собственно конкурсы в ходе банкета были с вовлечением в творчество, что тоже нечастая штука. Одно дело – покривляться с исполнением чего-либо на скорость, и совсем другое – переделать песню на заданную под тему или сварганить шутошные костюмы из обносков и лоскутов. Наши предки-то играли в буримэ , шарады и прочие интеллектуальные игры, так почему же мы ограничиваемся спортивно-подвижными-с эротическим подтекстом, заимствованными из советских свадеб, увеселениями?

Вот, к слову, недавно прочла, что бирюльки (тот самый примитивный набор соломинок, что превратился в порицательное словосочетание )  развивали у играющих сосредоточенное терпение, стимулирующее обращение к  возвышенному.

Тем самым я проиллюстрировала одну из возможностей для современного прикладного творчества. Я намеренно хочу отделить эту форму от понятия промысел.
Ведь если, допустим, вернётся  мода на всё экологично- народное, это таким же образом превратится в ремесленничество, поток. 

Создаст ли такой спрос на поделки духовный рост населения? Сомневаюсь. Допустим, я умею вязать  кружевные салфетки. Как вдруг их стали бойко покупать … Хорошо ли это для потребителя? Нет, потому что он не вложил ни капли своей души ни в это занятие, ни в результат.  Он просто покупает модное: сегодня заплатит за мою салфетку, а завтра – за фабричный китайский бамбук. Хорошо ли это для ремесленника? Тоже вряд ли. Ведь я (он) уже гонюсь за наживой, за количеством, и может, начинаю халтурить. Я уже понимаю, что творчество тут не является обязательным, ведь вещь уже не несет индивидуальности, становится коньюктурой…

А как же тогда раскрываться людям, чья профессия сама по себе связана с творчеством? Где здесь духовность, а где- коньюктура?

Я знаю художников, которые пишут на продажу, и параллельно  – «вечное», не для заработка.  Антон Палыч Чехов зарабатывал врачом, и писал пьесы (с натяжкой пример, но пусть будет). Я бываю на концертах музыкантов, которые концертируют ради того, чтобы донести свое видение, а не ради заработка. Каждый имеет «основную работу», и до тех пор, пока они не получают гонораров – это будет действительно творчество.

Но бывает, что случай являет свою благосклонность, и искреннее творчество художника (в широком смысле этого слова)становится широко востребовано. На самом деле это-  проверочный урок. Тысячи людей погорели на этом, поставив «на поток» то, что у них получается,  прийдя к страшным душевным терзаниям и полной потере музы. Еще тысячи стали просто профессионалами – высококлассными ремесленниками.

И только высокодуховные единицы (по закону нормального распределения процентов пять наберется...)  реализовались в профессии «художника», не думая о поступлениях, а думая только о результате своего труда. Хотя, на самом деле, это касается и любой другой профессии: врача, педагога, ученого, печного мастера…

Что мы имеем как итог этих шестистраничных рассуждений?
Констатацию факта и сожаление по поводу того, что в современном мире та часть духовности, которая прививалась «ручным» трудом и промыслами, утеряна (или почти утеряна).
Надежду на то, что все-таки есть формы и способы, как повседневное творчество развить и восполнить тем самым недостающую часть духовного развития.

Есть над чем подумать. Спасибо, что дочитали.