Анима и Анимус

Альбус Лупус
Анима и анимус. Многие ли мужчины признают женщину в себе, а женщина мужчину? Я думаю, что сознательно это маловероятно, но все-таки и такое существует. В нашем обществе существует много стереотипов по этому поводу. Часто мужчину, который не стесняется своей «женской части» личности, а осознает ее, обвиняют в гомосексуализме.  Это встречается довольно часто. Чтобы лучше разобраться в этом, следует обратиться к К.Г.Юнгу. Психика по Юнгу имеет следующую структуру:
 
Юнг представлял персону (личность) как самый верхний слой личностного сознательного; Эго — его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного — двойник Я, его тень; следующий слой — душа (Анима и Анимус); самый нижний слой — объективное (самость). Персона — это визитная карточка Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Persona — латинское слово, обозначающее маску, которую одевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли (сравните русское «Личина, личность»). Эго — центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий. В то же время Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.
Тень — центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и стараемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном, перевернутом виде, подобно тому, как отражается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом. Поэтому экстравертированная личность в своем бессознательном интровертирована: робкий человек в своем бессознательном храбр, храбрый — робок, добрый — зол, а злой - добр и т. п. Кстати, термины эксатраверсии и интроверсии ввел тоже Юнг. Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой.
Тень — не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивидууму (и аналитику) к материалу, который обычно недоступен Эго и персоне. «Тень с нами всю жизнь, — пишет Юнг, — и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».
Анима и Анимус — это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) — маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессознательном — женщина, а каждая женщина — мужчина.
Анима и Анимус — наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному, так же как персона — к внешней среде, и оказывают большое влияние на поведение Индивидуума.
Самость — архетип целостности личности. «Самость, — пишет Юнг, — означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».
Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром сознания.
Но в данный момент нас интересует Анима и Анимус.
Разберемся с Анимой поподробнее.

Анима. Центр всей женской энергии внутри человека. Эмоциональная, интуитивная сторона натуры. Все женщины, с которыми какой-нибудь товарищ был знаком в своей жизни, и особенно его мать (Фрейд здесь вообще не рассматривается), способствуют формированию этого образа. В сновидениях женские фигуры могут иметь различные характерные черты знакомых женщин, или же это может быть незнакомая женщина, а также животные, имеющие божественную женственность в мифологии, например, корова.

Анима развивает эмоциональность, сердечность. Все это уравновешивает маскулинноть, агрессивность и т.д.
Анима обязательно проявляется при игнорировании мужчиной своей женской стороны, особенно во второй половине жизни. Если все тот же товарищ «ругается» с Анимой, то некоторые функции внутри него часто ведут благодаря Аниме к сварливости, ригидности и упрямству, а также усталости и безответственности, сочетающихся с тенденцией к алкоголизму. Женские характеристики могут выражаться в иррациональности. Пренебрежение Анимой осложняет отношения мужчины с женщиной.

Например, можно проецировать собственный образ женщины на реально существующую женщину и, таким образом, обломаться в реальном сосуществовании с конкретной дамочкой. С другой стороны, если мужское восприятие женщины формируется как негативное, в частности, он воспитывается жестокой или эмоционально холодной матерью, тогда у мужчины возникнет представление об отталкивающей Аниме. В этом случае мужчина может проецировать данную фигуру на любую другую женщину, хотя при этом он не боится и не избегает всех женщин.

Иногда мужчины проецируют свою Анима на недоступные женские образы, избегая контакта с противоположным полом (художники часто этим балуются, да и вообще творческие личности). Подобное проецирование характерно для рыцарских поисков Прекрасной Дамы (А помните Александра Блока с его «проблемной» Анимой). В этом и других случаях Анима становится феей сновидений, разрушающей настоящие взаимоотношения, затмевая истинные качества другого человека, которые создают иллюзию гермафродитической достаточности и цельности.

Анима открывает свою истинную мудрость только мужчине, который серьезно воссоединился с ней, зная, для чего она существует. Только тогда она способствует наиболее полному раскрытию личности: потенциала, истинной Самости.

Теперь разберемся с Анимус.
Анимус. Представляет мужские черты в характере женщины, правильно интегрируясь, он представляет женщине качества проницательности, самопознания и способности к взвешиванию обстоятельств. Это неотъемлемая часть женского потенциала на удивление. Анимус у мужчин и женщин формируется в ходе контактов с мужчинами и различен у каждого человека, его роли варьируют в иерархии от низшей к высшей ступени, например от героя, с его социально окрашенной ролью, к простому отцу семейства. Если этот архетип развивается в целостной, уравновешенной личности, тогда Анимус выполняет контролирующую роль на уровне глубинного бессознательного. Так как данный архетип является источником некоторых женских взглядов и убеждений, то его характеристикам, при нарушении осознания себя, угрожает опасность остановиться на примитивных стадиях.

То есть Анимус, как и Анима, развиваются, а не остаются в неизменном виде. Это же случается, если женщина пренебрегает своим Анимусом: тогда она становится доверчивой к устойчивым коллективным убеждениям, магическому мышлению и часто становится жертвой насилия. Если её негативный Анимус позднее начинает доминировать в жизни, особенно, если мужчина слишком с ней мягок, тогда женщина становится, упрямой и самоуверенной, считая, что она всегда и во всём права, раздавая указания направо и налево, становится иррациональной: «Я точно знаю...».

Большинство образов Анимуса встречается в сновидениях, развивая мужские, интеллектуальные стороны нашего «бытия» и отношение к миру, без утраты своей истинной женской натуры. Вероятно, по отношению к Анимусу Анима у женщин вырабатывает необходимый феминный антипод.

Как и Анима, Анимус может проецироваться на какое-то лицо с последующим разочарованием: женщина считает, что тот, с которым она живёт, является частью её самой, и это показывает её придурковатость (простите за такое выражение, лучше сказать незрелость), которая часто обусловлена инфантильной привязанностью к матери. Поэтому для мужчины так важно выражать свои мужские позиции в семье. Сновидение может отражать конфликт Логоса (интеллект, сознательный дух) и Эроса (эмоции и бессознательная душа). Только баланс между ними прокладывает путь для интеграции целостного характера.

Выводы:

Анима и Анимус бессознательны и это многое объясняет, однако люди с высоким навыком рефлексии способны осознать женщину или мужчину в себе. Многие духовные учения также пришли к этому. Помните символ тайцзы (инь и ян, в каждом инь есть ян, в каждом ян есть инь), а в йоге есть некие каналы ида и пингала, которые соединяются в серединном канале сушумна. Из бессознательного в сознательное – вот основная цель психологии на мой взгляд. Все это некая двойственность и она стремится к единству, интеграции. Когда соединяется мужское и женское, то получается андрогинность. А правое и левое полушарие? В йоге это соединение частично можно назвать самадхи, в буддизме нирваной и т.д. Происходит соединение, акт любви и тогда человек обретает свою целостность, свою Самость. Ярые противники гомосексуализма часто бессознательно ими являются сами, либо они просто чересчур маскулинны и не могут признать свою женскую слабость (что не является на самом деле слабостью). Женщины борющиеся за свои права, за обладание одинаковости с мужчинами, феминистки, вероятно, ищут свое мужское вовне, забывая, что это можно найти в себе. Но, на мой взгляд, они просто травмированные личности. Женщина, одержимая Анимусом, становится догматичной, фанатичной, фригидной и негибкой. Было бы интересно выслушать сновидения таких женщин. Анима и Анимус также является нашим большим творческим ресурсом.  Каждый мужчина в своем бессознательном женщина, а каждая женщина мужчина. Стремитесь к интеграции, единству, осознанности, Самости. Рисуйте, анализируйте свои сны, медитируйте, «активно воображайте», работайте с ассоциациями и м.д.