Жан Кальвин. Наставление в христианской вере

Евгений Каширский
Сейчас выходит довольно много христианской литературы. Можно прикупить на память дорогущий православный альбом, почитать баптистскую книжку о суетности крещения младенцев, наконец, осчастливить домашних харизматическими трактатами о новом слове в христианских танцах...

Книга “Наставление”, как и подобает солидному, основательному, знающему свое дело мастеру, вышла без крикливой рекламы, но сразу заняла достойное место среди христианской классики. На нее уже начинают ссылаться ученые мужи. Без преувеличения можно сказать, что “Наставление” – это явление в российском культурном протестантском мире. Книгу нельзя замолчать, сделать вид, что не замечаешь. Это так же нелепо, как не замечать Эйфелеву башню, находясь в центре Парижа.

Разумеется, люди из знающих давно приобрели ее. И даже протестантские «дети подземелья» постепенно дорастают до осознания значения этой книги. Конечно, еще рано делать выводы о том, как пойдет дело воспитания христианского народа с ее помощью. Ясно, что книге потребуется время для обживания столь огромной территории. Но то, что “Наставление” определит дальнейшее развитие протестантизма, очевидно. Такая уж у этой книги особенность: где бы она ни появлялась, сразу принимается за работу. Спокойно и обстоятельно дает изложение христианского учения. Из неопределенных сырых евангеликов формирует грамотных людей, пригодных к серьезной работе. Всякий, прочитавший книгу, пойдет в теологических поисках дальше, захочет узнать и более современных теологов, прочтет писания Абрахама Кайпера, Корнелиуса Ван Тиля, Хермана Хуксемы и Клааса Схилдера.

Разумеется, фантазеры, ищущие в Библии лишь времена и сроки, эту книгу не оценят. Не оценят ее и христиане танцующие. Она им покажется слишком интеллектуальной. Но подавляющее большинство думающих неангажированных читателей уже перешло на ее сторону. С другой стороны, ангажированные из чертогов так называемых традиционных верований начинают основательно готовиться к борьбе, понимая, что противник перед ними грозный. С таким они в России еще не встречались. Иные уже сейчас начинают ругаться и браниться, находятся и злостные хулители. Мы этим не смущаемся. Для нас это знак добрый.

“Наставление” говорит не только о теологии, но и об этике, о философии, о смысле жизни. Короче говоря, это мировоззренческая книга. А мировоззрение в России всегда было предметом особо пристального внимания.

Возьмем, к примеру, этику “Наставления”. Книга Кальвина, действительно, учит христианскому благочестивому поведению. Не разливается прекраснодушным сладким морализаторством, но наставляет, как действовать в каждом дне нашей жизни. Вопреки всем разговорам об апологии богатых, Кальвин обличает равнодушие и черствость тех, кто не желает помочь сироте и вдове, поддержать бедствующего брата: “Находится немного людей, которые не позволяли бы себе роскошествовать в пирах, одежде, жилищах, отличающихся броским великолепием и пышностью, которые бы не гордились всем этим перед другими и не хвалились бы своим достоянием. [...] Посему прокляты богатые, которые ныне утешаются, беспечные, смеющиеся, лежащие на ложах из слоновой кости, прибавляющие дом к дому и поле к полю, на чьих пирах звучат цитры, гусли и тимпаны и льется вино”. И далее: “Так пусть же они оставят свои дурные страсти, свои безумные излишества, свою суетную роскошь и гордыню, чтобы пользоваться Божьими дарами с чистой совестью” (Наставление, 3, 19, 9).

Эта книга заставляет каждого человека задуматься о мировой истории и роли в ней своей собственной страны. Учит, что делать для улучшения нравственной и материальной жизни.
Человек, изучивший книгу, начинает изменять вокруг себя культурное пространство.

Стоит вспомнить, что европейцы после 100 лет жизни в реформированном обществе, несмотря на перманентные религиозные войны, все-таки изменили жизнь к лучшему. Протестантское население стало интересоваться теологическими вопросами, даже крестьяне и их жены внимали духовному учению. В протестантских селах грамотность стала нормой. Около церкви неизменно стояла школа. Появилась тяга к улучшению быта. Всюду обнаружилось похвальное желание соблюдать чистоту и порядок. Города украшались бульварами и скверами. У людей возникло стремление к общению. В XVII веке стали издаваться первые газеты. Проповедь Слова Божиего подействовала смягчающе на человеческие сердца. И поскольку проповедь звучала повсеместно, то и высшая власть не могла быть не затронутой евангельским духом.

А что ж мы? Что у нас происходило в стране, когда реформатская Европа постигала Слово Божие?.. Книга заставляет нас задуматься об этом. Неужели мы ничего не поймем в истории и не воспримем полезный урок? Будем вечно кичиться своей инаковостью и враждебностью ко всему миру, выдумывая собственный путь спасения? Все-таки надеюсь, что мы поймем: существует лишь один правильный путь – жизнь по Слову Божиему, к чему и призывал Жан Кальвин в своей замечательной книге.