Владимир Дружников

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

30 июня 1922 - 20 февраля 1994 (хоронить покойного было не на что). 
Народный артист РСФСР (1974). Лауреат Сталинских (Государственных) премий СССР (1948 - за роль Андрея Балашова в фильме "Сказание о земле Сибирской", 1950 - за роль Константина Заслонова в одноименном фильме). 

"Есть такая профессия - Родину защищать"...
Без его фразы, изваянной его же сверхпластическим тембром, «Офицеры» лишились бы смыслового лейтмотива, поступательного алгоритма в развитии характеров и, по сути, вневременного эпиграфа. Планку задает он. И где? – в фильме на все времена. И кому? – будущим красным генералам, экранным и послеэкранным эталонам мужества и благородства - Георгию Юматову и Василию Лановому. Но здесь он, комэска-Дружников, их, без обид, наставник. Не только сюжетно, - во всем.

Сам же, похоже, никогда и не был учеником. В 22 года – «без вины виноватый» Незнамов на одной сцене и равной ноге… с А. Тарасовой, А. Грибовым, Б. Ливановым, П. Массальским! И это первая роль! А следом – хрестоматийный, как и сам сказ Бажова, Данила-мастер у Птушко («Каменный цветок»), плюс год спустя – уже путевочная (если не путеводная) классика – пианист-фронтовик Балашов в «Сказании о земле Сибирской». Уже тогда молодой мастер Владимир Васильевич мог сказать: «Есть такая профессия», коей не изменил до конца.

Ему шли роли одухотворенных гениев, подвижников науки: Бруно, Сеченов, Нарежный… А также безупречных - не лакированных – героев. Флотских, военных, штатских: Заслонов, летчик Нестеров… Не открещивался и от роковых злодеев или горделивых эстетов: ницшеанец фон Коррен в «Дуэли», крутой график Рябовский в «Попрыгунье»…

Волшебным образом зрелому "Даниле-мастеру" удавалось из нескольких, казалось бы, бесцветных ромбиков создать ярчайшую мозаику проходного по сценарию образа, становящегося вдруг и навсегда классикой. Именно так несколькими штрихами в нескольких эпизодах Владимир Дружников совершенно алхимически: просто, то есть гениально, воспроизвёл эволюцию вожака-перевертня, несостоявшегося "белого Бонапарта" ("Две жизни").

Наконец, голос Дружникова – золотой инструмент дубляжа. Фантомас без этого голоса, как и комиссар Жюв без горловых ужимок Кенигсона – лишь жалкая половина успеха трилогии в нашем прокате. Голос Дружникова... Он был одним из лучших чтецов страны, великолепным мастером интонационной характеристики и харАктерной нюансировки.

Уже в двадцать четыре (по ходу съёмок "Каменного цветка" в Праге) ему предлагал миллионный контракт... Голливуд, но гордый советский актер предпочёл верность стране победителей и уехал домой в 7-комнатную коммуналку, которую делил с мамой и сестрой.

Герои Дружникова часто погибали. Но стоя, с гордо поднятой головой. Ибо на посту. Он и оставался до конца на посту!


Из биографии ("КИно-Театр.Ру")

"Родился в обеспеченной семье военного 30 июня 1922 года в Москве.
После окончания средней школы он поступил в студию Центрального детского театра, а затем, в 1941 году, подал документы в школу-студию МХАТ. В 1943 году кинорежиссёр Владимир Петров искал актёра на главную роль в картину «Без вины виноватые». В поисках актёра Петров пришёл в студию МХАТа и увидел высокого и красивого Дружникова. Режиссёр предложил ему пробоваться на роль Незнамова. Дружников согласился, хотя ему пришлось уйти из школы-студии, так как там существовало твёрдое правило: студенты, снимающиеся в кино, автоматически исключались из этого заведения.

Владимир Дружников не ошибся в выборе. Фильм «Без вины виноватые» вышел на экраны в победный 1945 год и сразу оказался лидером проката. Исполнитель главной роли Дружников мгновенно стал знаменитым. Сам Сергей Николаевич Дурылин, знаток творчества А.Н. Островского, писал: "Это — прекрасный Незнамов, близкий тому, которого Островский желал видеть на сцене".

В 1948 году режиссёры Александр Файнциммер и Владимир Корш-Саблин на киностудии "Беларусьфильм" приступают к работе над фильмом о герое прошедшей войны Константине Заслонове. Роль отважного партизана (он погиб в 1942 году) была сразу предложена одному актёру — Владимиру Дружникову. Почему именно ему? Сами режиссёры объясняли, что актёр внешне был очень похож на героя, но главное — популярнее Дружникова тогда в советском кино не было актёра. И расчёт создателей картины полностью оправдался. Когда в 1949 году фильм вышел на экраны страны, он тут же стал лидером проката. Таким образом, снявшись за четыре года в четырёх главных ролях (всего же за период 1945-1950 годов на счету актёра было 9 картин), Дружников способствовал тому, чтобы эти картины вошли в тройку лидеров проката. Восемь из этих фильмов стали лауреатами Сталинских премий. Такого результата тогда не знал ни один советский киноактёр. Видимо, понимал это и сам актёр, если в начале 1950-х годов отверг предложение театрального режиссёра Николая Охлопкова сыграть в его театре Гамлета...

С середины 1960-х годов Дружников практически перестаёт сниматься в новых картинах. Наверное, единственный из режиссёров, кто вспомнил тогда об этом талантливом актёре, был Аркадий Кольцатый, который пригласил его в свою картину "Таинственный монах". Фильм вышел на экраны в 1968 году и имел огромный успех у публики. Позднее эта картина стала стереоскопической и в течение нескольких лет с успехом демонстрировалась в малом зале кинотеатра "Октябрь" в Москве.

Между тем творческая невостребованность вынуждает Дружникова искать иные формы заработка: он ездит с концертами по стране (читает стихи и прозу), выступает на радио. Ещё одним местом его работы в 1960-е годы становится студия дубляжа. Например, голосом Дружникова говорил знаменитый югославско-немецкий индеец Гойко Митич...

Помимо этого, актёр играл и в нескольких спектаклях Театра-студии киноактёра: роль Паратова в "Бесприданнице" и Черкуна в "Варварах"...

Тамара Сёмина: "Умер Владимир Дружников, замечательный актёр, а хоронить не на что, театральная гильдия выделила 60 тысяч на похороны, а что на них можно сделать?"

Урну с прахом Владимира Васильевича Дружникова похоронили на Троекуровском кладбище Москвы.

Кадр из фильма "Офицеры".