Испытание предшествует славе

Андрей Кобижаев
Воскресная проповедь
пастора церкви "СВЕТ УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ" Андрея Кобижаева от 9 февраля 2003 года

«Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на неё руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на неё голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» (Иезекииль 14:13-14).

В нашей жизни Господь нас сначала учит, и лишь потом даёт пройти через различные испытания и искушения. Если человек не готов пройти испытания, то славы он никакой не получит. Спортсмен прежде чем стать олимпийским чемпионом, очень много должен перенести. Но и после того, как он завоевал олимпийское золото, спустя время настаёт момент, когда ему нужно подтвердить своё чемпионство. Мы видим на примере Даниила, что он неоднократно подвергелся испытаниям — сначала он отказывается есть пищу с царского стола, а в дальнейшем продолжает молиться своему Богу, не взирая на запрет, за что попадает в яму со львами, откуда благополучно выходит невредимым.

Бог многократно испытывает верных Ему людей. И тогда слава приходит ещё большая. Человек ещё больше утверждается в вере, и благодать ещё сильнее проявляется через него.  Возьмём пример Иова. Сначала у него отнимается богатство, потом семья, потом здоровье. И он в этом плачевном состоянии продолжает хранить верность Богу. Совершенный человек — этот тот, кого ничто в этом мире не может отвратить от Бога. Он не будет кричать, биться об стену, если что-то в этой жизни потеряет. Если это так происходит, значит, ещё нет в человеке подлинной веры, его упование зиждется на земных обстоятельствах. Конечно, это легко говорить с кафедры, а когда в жизни что-то такое приходит, то приходится сложно.

Но мы должны учиться. И те, кто из вас уже проходил путь веры, те знают, что от оттого, что мы впадаем в панику, от этого ничего не меняется. Но когда мы начинаем молиться, когда мы начинаем уповать на благодать в Иисусе Христе, смотрим: приходят изменения! Я начинал молиться, и Бог всегда делал чудеса. В этом есть великая слава Божья. Я работал одно время каменщиком. У кого-то не было работы, у меня всегда была.

Чтобы Господь услышал нас, надо возопиять. Когда евреи в Египте возопияли, Бог услышал их и послал к ним Моисея. Если бы они не возопияли, никого бы Он к ним не послал. Хотите так жить, и живите! Значит, у вас ещё всё хорошо. У вас нет вот этой жажды и нужды. Жажда должна быть, до потери своей души.

Когда Иов в один миг потерял десять родных детей и всё имущество впридачу, он сказал только: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов 1:21). Мы иногда ужасаемся: почему войны происходят? А смотрите, чтобы испытать одного праведника, погибло как много людей! Причем самых родных и близких. Когда народ израильский развратился, Бог готов был уничтожить всех, и если бы не заступничество Моисея, так и произошло бы. Для Бога важны не массы людей, а отдельные люди. Не количество, а качество! Лучше один, но праведный человек, чем целые народы, негодные для Него по причине своего отступничества.

Если бы в Содоме нашлось хотя бы десять праведников, город не был бы стёрт с лица Земли. Если бы сыновья Ноя были праведными, они не погибли бы так внезапно. Но они любили пиршествовать и до Бога им не было никакого дела. В притче о богаче и Лазаре богач просто любил пиршествовать блистательно и потом попал в ад. Он ничего такого не делал, плохого, он просто любил кушать хорошо и отдыхать красиво. Многие христиане тоже любят чрезмерно покушать. Это то же самое: «Объядение и пьянство и заботы житейские», говорит Писание. Когда у человека бог — чрево, он очень много внимания уделяет плотским наслаждениям, в том числе — еде.

Как только ситуация в вашу жизни приходит, вспоминайте Иова. Я когда так делаю, тогда моя ситуация — вообще не ситуация. То что пережил Иов, мало кто может пережить. Такого как Иов не было на Земле ни одного: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности» (Иов 2:3). Господь радуется, когда мы преданы Ему. А когда мы просто предатели — Он держит нас на расстоянии: прощает нас, снова учит, заключает нас в полезные для нас обстоятельства и так далее. И мы продолжаем ходить в своём грехе кругами до тех пор, пока всё, к чему наша душа прилеплена не опротивеет нам до ненависти. Вот тогда приходит благодать очищающая. Бог никогда не будет иметь общение с прелюбодеями. Никогда! Иногда мир чище живёт, чем так называемые христиане.

«И сказала ему жена его: ты всё еще твёрд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов 2:9).

Жена — это прообраз нашей души. Когда апостол Пётр проявил душевность, сказав Иисусу: «Господи! да не будет этого с Тобою!» (От Матфея 16:22), Господь ответил ему: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (от Матфея 16:23). Многие люди идут на компромисс со своей душой, и тогда они оставляют Бога. Дошло до того, что многие проповедники приходят в замешательство: почему мы проповедуем процветание, а люди живут всё беднее и беднее. А знаете почему? Потому что ветхая природа не способна принять благословение Божье. Потому что это духовное благословение, а не материальное.

Принять духовное благословение может только обновлённая природа рождённого свыше человека. А чтобы ветхая природа умерла, необходимо дать возможность прийти этой смерти. Необходимо задействовать нашу волю, чтобы принести эту жертву, благую, угодную (Богу) и совершенную. Не всякий говорящий Мне Господи, Господи, войдёт в Царство Небесное. А почему? Потому что Господь знал Иова вот из-за чего: это был человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. А если человек от имени Бога только языком что-то делает, а его жизнь совершенно не соответствует этому, а внутри у него всё кипит страстями, это надо задать вопрос ещё: каким же духом он водится! Потому что мы должны прилагать усилия борьбы с ветхой природой. И Господь дал нам благодать для этого. Только мы должны понять, как это делается.

Иов, он так и поступил. Он не стал беседовать со своей ветхой природой, со своей женой (душой). Но он сказал ей: «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:10). Представляете картину: уже прокажённый лежит, ничего нет, всё потерял! А у нас бывает, что-то случилось, и мы уже жить не хотим, «уже я так устал, скорей бы на Небо». Это наша душевная слабость. Это не наш дух говорит.

Для чего же Бог даёт нам сложные ситуации? Чтобы укрепить нас в вере, чтобы испытать нас и чтобы явить Свою великую славу через нас. Мы призваны ходить Его путями. Павел говорит: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16). А какими путями ходил Павел? Надо этому поучиться! А чем мы живём как христиане? Ради своих знаний, ради своих удовольствий? Бог Свою мудрость, Своё помазание не будет давать тем, которые не хотят двигаться.

Вы когда отпускаете свой хлеб по водам, тогда начинаете видеть, как он к вам возвращается. Когда вы за кого-то переживаете, молитесь, вы ощущаете, как приходит сила, как начинают действовать дары Святого Духа. Церковь — это многоуровневая структура. Есть и младенцы, есть и зрелые христиане. Поэтому мы должны учиться и возрастать в вере. Когда наша жизнь будет соответствовать Слову, тогда мы не будем бояться свидетельствовать. Тогда будет дерзновение, и сила Божья будет протекать через наши слова. Но для этого надо вести активную духовную жизнь — изучать Слово Божье, участвовать в собраниях, учиться, как правильно молиться, чтобы это не была колдовская молитва, и так далее.

Нам нужно научиться двигаться в духе. Не плотью своей, а духом. Потому что служение плоти Бог не воспринимает. Оно Ему мерзко. «Лицемерие и празднование» называет Он такое служение. Бог не требует служения рук. Ему важно собдюдение Его заповедей. Поэтому в Ветхом Завете так строго соблюдался день субботний. Человека, который работал в этот день, без колебаний побивали камнями.

Когда мы двигаемся в духе и в заповедях Божьих, то любое дело у нас получается. Но при этом нужно постоянство. Если мы встали на путь, то надо держаться его до конца. Если спортсмен приходит на тренировки лишь время от времени, то результата никакого не будет, он всегда будет оставаться на одном и том же уровне. Если не приходит полного посвящения всей нашей жизни, тогда мы только поверхностные, мёртвые христиане. Тогда всё наше хождение в Боге — это просто игра.

Но мы должны приносить Христа как жизнь нашу. Тогда вся наша жизнь будет служением, угодным Богу. Уже все люди в нашем городе, да и во всей стране слышали и знают о Боге. Поэтому нашей проповедью должен быть наш образ жизни. Люди будут пробовать нас на вкус, и если им понравится, тогда их сердца будут открываться.

Апостол Павел, когда увидел себя в свете Божьем, он воскликнул: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» Когда мы приходим к Богу, у нас обязательно возникает точно такой же вопль. Если у кого-то не было такого осознания своей негодности, то не было и встречи с Богом. Потому что первое действие Святого Духа — показать нам наше подлинное естество, нашу греховность для того, чтобы могли покаяться и исправиться. Только затем благодать жизни Его приходит.

При этом не надо обманываться: вне церкви, вне Тела Христова никакого общения с Богом быть не может. Святой Дух обязательно ведёт человека в церковь. Поэтому «я верю в душе» только уводит людей ещё дальше во тьму. Но и в церкви лишь малая часть верующих вступает в посвящение. Это та самая «добрая почва», то есть люди, чьи сердца совершенно отданы Богу, и которые поэтому способны приносить для Него истинный плод.

После всех страданий, перенесённых Иовом, Господь заговорил к нему, и тогда открылась очень большая глубина. Иов доказал свою праведность. Но здесь открылся также принцип ученичества: «Кто возлюбит более отца или мать, тот не может быть Моим учеником» (от Луки 14:26); «Кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (от Луки 14:27); «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (от Луки 14:28). Знаете, что такое отрешиться от всего? Это значит сказать: «Господь, всё моё — твоё». А когда ты так сказал, то Бог обязательно это проверит. Когда Ему понадобится, Он придёт и возьмёт. А мы Ему: «Ты зачем у меня это отнимаешь, Господь?» Поэтому прежде чем языком говорить, надо подумать сначала.

Если мы говорим, что посвящаем себя Богу, то мы должны в эти слова смысл глубокий вложить. Чтобы Господь знал, чтО у Него есть, на чтО Он может рассчитывать. И мы без полного посвящения не можем приносить плод, потому что для этого ветвь должна быть на лозе. Если же человек «над златом чахнет» и желает лишь получить побольше благословений, тогда он для Бога посторонний. Чем человек живёт? — Вот вопрос, который интересует Бога. И все испытания предназначены только для того, чтобы была явлена эта суть человеческой жизни.

Посвященный человек никогда не советуется ни с кровью, ни с плотью. А непосвященного кровь и плоть крепко держат, он живёт в вечном страхе и заботах житейских. Я не могу вам об этом не проповедовать, потому что иначе с меня будет спрошено: «Почему ты об этом не сказал?»

Истинная свобода — это удел посвящённых людей. Когда Иисус сказал, что ученики должны пить Кровь Его и есть Плоть Его, семьдесят из них отошли от Него в ужасе. А двенадцать остались. Пока они ходили с Ним, Он их испытал во всём, и лишь потом к ним пришло помазание Святого Духа, и они получили дары, силу и власть.

Сегодня очень модно жить вне брака, так называемым гражданским браком. Какая причина? Простая выгода. Ведь в случае развода имущество нужно делить пополам. А зачем? Можно жить, не расписываясь, и проблемы никакой! Точно то же самое приходит в церковь. «Да, Господь, мы тебя любим, но вступать в заветные отношения с Тобой мы не будем». Многие верующие не желают себя посвящать Богу, потому что это значит умереть для себя, как в браке каждый из супругов умирает для себя, чтобы жить одной жизнью. По другому быть не может. «Я и Отец — одно» (от Иоанна 10:30), «И вы станете едины (от Иоанна 17:22)», «Я Лоза, а вы ветви» (от Иоанна 15:5).

«И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:1-6).

Праведный Иов после всех испытаний отрекается и раскаивается. Оказывается, только теперь он может видеть Бога. Прежде чем явить Себя и Свою славу в нашей жизни, Богу необходимо провести нас через смерть, чтобы всё негодное, всё плотское умерло в нас. Иову нужно было совершенно очиститься даже от своей праведности, потому что это была ещё праведность человеческая.

«Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Римлянам 12:1). Ветхого нашего человека не надо представлять в жертву. Мы можем представить себя Богу только тогда, когда мы находимся в святости. Ему не нужна наша плоть, от которой смердит. Если мы входим в святилище и начинаем молиться, ходатайствовать, нужна подлинная святость. Написано, что если праведник помолится, тогда эта молитва будет услышана, то есть принята. А если нечестивый будет за вас молиться, да ещё и руки возлагать — это опасно. Нельзя быстро голову подставлять. Вы сначала посмотрите, живёт ли этот человек сам праведной жизнью, потому что иначе будет действовать дух заблуждения. И таких много сейчас «целителей», «руковозлагальщиков», жизнь которых совершенно не соответствует Евангелию. Потом, смотришь, и у того человека глаза в сторону начинают уходить. Дух Святой совершенно не будет так действовать. Нужно, чтобы сначала человек жил жизнью Божией.

Без посвящения это невозможно. Но когда мы посвящаем себя Богу, Он начинает нас сначала испытывать. Не отречёмся ли мы от Него. Если человек слаб духом, его стоит маленечко прижать, и он уже готов отказаться от своего намерения. Но Бог не даёт нам таких испытаний, которые мы не в силах выдержать. Если мы проходим испытание, это делает нас сильнее, и наш дух становится твёрже. И постепенно мы можем достигнуть такой же стойкости и несокрушимости духа, какая была у Даниила.

«Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нём был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством. Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нём» (Даниил 6:3-4).

Когда наша жизнь будет четко соответствоать закону Божьему, дьявол не сможет найти к нам подступа. Никто не сможет нас ни в чём обвинить. Это важно, потому что, когда мы возрастаем в Боге, на нас начинают обращать всё более пристальное внимание. В зависимости от уровня приходит и испытание. Например, начальник говорит: «В воскресенье на собрание не ходи, будет работа». Вот здесь требуется твёрдость духа. В нас должен быть дух Даниила, который не побоялся того, что его бросят в львиный ров. И когда царь вытащил его из ямы, те же сатрапы и князья стали трепетать перед Даниилом. А если мы трясёмся, значит дух слабенький ещё. Мы тогда вместо богослужения идём в воскресенье на работу.

Вам будут говорить злые слова и устраивать ловушки, а сами будут смотреть, выдержите вы или нет. «Выпей одну рюмочку с нами, если нас уважаешь», будут вам предлагать. И если мы твёрдо не отказываемся, а поддаёмся на уговоры, тогда над нами смеются: «А ещё верующий называется!» А когда в нас твёрдый дух, те же самые люди постепенно перестают нас искушать и начинают уважать и даже восхищаться: «Его слово — закон!»

«Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего. И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их» (Даниил 6:22-24).

Кто копает другому яму, сам же в неё и попадает. Бог сохранил Даниила, а неповинных детей не сохранил. Почему? Потому что Даниил показал, что он целиком принадлежит Богу. А дети — это символ продолжения. Если отцы нечестивы, то и потомство будет не лучше. Поэтому мы видим, как часто многие семьи приходят в упадок и даже полностью вымирают — из-за нечестия своих родоначальников.

Наша жизнь — это постоянная духовная война. И победителями мы можем быть только в Иисусе Христе, ходя в Его Духе. На примере Даниила мы видим, что когда мы чисты перед Богом, когда мы ходим в святости, ничто нам не может повредить. А если даже повредит, как Иову, то мы должны и здесь стойко перенести, и Бог вдвое восполнит любой вред. После любого испытания, если мы проходим его успешно, приходит неизменная слава Божья.

«После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: "Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов". И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» (Даниил 6:25-27).

Даниил прошёл через испытание, и Бог явил Свою славу. Один человек прошёл через смерть, и пришло пробуждение во всю страну! Слово Божье распространилось.

Поэтому в нашей жизни, прежде чем ходить в славе Господней, этому всегда предшествует испытание. Испытания, написано, не чуждайтесь, радуйтесь, когда впадаете в различные искушения. Искушение — это испытание, как мы поступим. Мы должны научиться побеждать. Аминь.