07. 70 лира осетина ирон фандыр Лазарь Гадаев

Артём Киракосов
Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 **** 2018



ЛИРА ОСЕТИНА Ирон Фандыр


О Лазаре Гадаеве


в семидесяти главах прожитого








Глава седьмая
17.03.2009 – 12.05.2009

О Костиных Днях Рождениях


Отступает в далёкое прошлое – наше счастливое советское сытое детство. Полное благополучия, беззаботности, любви взрослых, защищённости, слаженности всех частей организма жизни. Наши взрослые вложились в нас всем, чем смогли. Ничего подобного (ни в каком приближении) мы не дали – своим…

Одними из таких вот `оплотов` нашего стабильного детского счастья были дни рождения Кости. Как и все наши детские дни рождения – устраивались регулярно, ежегодно. Все праздники того времени впечатались! И теперь понимаю: как значимо для детей – делать это из года в год, с некоторым повторением `сюжета`, `репертуара`, `меню`, `программы`.

Белое блочное Чертаново! – тогда самая окраина Москвы. Трёхкомнатная кооперативная квартира – мечта, купленная навырост! Кухня – с круглящимися сиденьями из тёмного дерева и красивой обивки производства какой-то из братских социалистических стран. (Такую так просто тогда не купить в мебельном, надо `записываться`!) Очень вкусно всё!..

Всегда красивые – во главе стола: Лазарь и Алла! Георгий Вартанович Франгулян (ныне популярный и востребованный автор) и Догмара! Лазарь и Жора – соседи и друзья, скульпторы, прошли всю жизнь вместе, несмотря на всю разность творческих подходов к искусству пластики.

Для меня попасть к ним в дом к Гадаевым, Алле и Лазарю, – всегда празднично и поучительно: у Лазаря весь `набор` лучших и дорогих книг-альбомов по искусству, на стенах картины его друзей: Наталья Нестерова, Ирина Старженецкая, Дюков… (Сейчас все – известные!..) Висят и Костины работы. Как входишь: тебя встречает Костина роспись. Лазарь всегда гордился сыном: и стихами, и рисунками, позже – съёмками, режиссёрскими работами. Мне говорил: “А Костя будет скульптором – вот увидишь, а я знаю!..” И вправду! – сейчас Костя, – уже `после` Лазаря доделывает: тонирует, чистит, ведёт переговоры, делает экспозиции Лазаревых выставок. “Для чего мы работаем? Для того, чтобы на наше место пришли наши дети. И вот я опять вижу свет в окне соседа, я не могу уже без него, знаю: там Костя – работает. Вместо Лазаря”.

Жизнь сплетает так, что не расплетёшь потом! Так и нас: я уже не могу даже перечислить сколькими делами, людьми, связями – внутренними и внешними – связаны мы, наши родители, наши дети, наши друзья, знакомые… – сплелось! И так пусть и…

На днях рождениях, свадьбах, крупных выставках, отпеваньях и похоронах и ведётся этот отсчёт – старенью и летам. А жизнь закручивает круто! Иногда –  и очень! `Уходят` не только те, что старше, но часто и те, кто младше: Катя, пролежавшая несколько лет бездвижно в коме, дочь Догмары и Жоры, попавшая в жуткую автоаварию.

На Костиных днях рожденьях – не только мы, дети, но и друзья Лазаря: известные и способные мастера. А ведь как важно: видеть перед собою пример отношений! Отношение Лазаря к коллегам – пример. Он всегда отзывался о них высоко, о тех, с кем дружил и общался. Искренне восхищаясь их творчеством. Пил за них! И хвалил их, не стесняясь! открыто! от души! даже с завистью некоторой! И друзья осиротели: а кто кроме Лазаря скажет такие слова о них? Это – ценно! Иметь перед глазами взрослых, на которых можно смотреть, не стыдясь.

У Аллы и Лазаря дом – красивый, ухоженный, уютный, интеллигентный, осетинский, творческий, открытый. Атмосфера тех квартир брежневизма мне запомнилась – она была какой-то успокоенной, стабильной. Вроде, всё что могли…

Центр – всегда Лазарь с его рассказами о людях, о Осетии, о искусстве; смеялся! пел! шутил! Он был у нас самым любимым `армянским` родственником. А наши армянские женщины (молодые и не) всегда были под обаянием горца-Лазаря! 

Потом – детский концерт. Гитары! Стихи, фортепиано, пение!

Так: от дня рожденья – к дню рождения, пока Костя не вырос, и мы – неожиданно – попали на его проводы в армию: ему уже стало восемнадцать. И мы читали уже передаваемый по кругу напечатанный на машинке первый его стихотворный сборник «СВЕТОТЕНИ».

Так кончилось детство последнего и самого младшего из моих братьев. И мы все сели за один большой обеденный стол рядом со взрослыми. До этого, поскольку посадочных мест было не много, меня сажали за отдельный маленький стол, «детский», вместе с ними, моими младшими братьями и сёстрами, хотя я был намного старше их. На проводах мы сидели уже все вместе, и, кажется, никто не веселился, за исключением меня, рассказывающего байки про «СА» (Советская Армия) и Михи Кукина, рвавшего гитару, подвыпившего нового Костиного друга – поэта, педагога, журналиста, с кем Костю и Лазаря с Аллой свяжут годы будущего.

Взрослая жизнь…