Ой, вы, травы мои луговые. 20. Ослинник

Виктор Сорокин
В России эти дикие цветы я видел лишь издали – из окна поезда Минводы–Прикумск. Было это давно – в начале 1970-х. Но когда лет пять назад мы переехали жить из Парижа в Ланды, то великолепные желтые цветы, которые в июне-июле покрывали все обочины дорог и пустыри, отождествились с теми самыми, из памяти…

Со временем я узнал и неожиданно-странное название этого растения – ослинник, как будто кто-то пытался у всех вызвать к нему презрительно-насмешливое отношение. И года два, любуясь роскошными желтыми цветами, я чувствовал присутствие где-то рядом невидимого насмешника. Но сила красоты ослинника столь велика, что, в конце концов, я, в прошлом сам «гадкий утенок», увидел в нем своего собрата…

Достоинств у ослинника много. Прежде всего, это на редкость чисто-лимонный оттенок его цветов. И еще поражает размер цветков – до 10 сантиметров в диаметре (не поленился, замерил!)! Следующее достоинство – это его долгоиграющий характер: отдельно взятое растение цветет месяц-полтора, а их сообщество – все лето. Правда, это в нашем саду. Но я подозреваю, что существуют два очень близких друг другу подвида ослинника: один – с крупными цветами, цветущий в июне, другой – с цветками вдвое поменьше, цветущий в июле-августе.

А еще одно достоинство ослинника – это то, что он – обыкновенный сорняк. Не злостный, правда. Так что он, как та самая кошка, гуляет сам по себе. Тем не менее, ослиннику требуется помощь человека, ибо у него есть два больших врага.

Первый – мелкие птицы, типа воробьев. Как только стаканчики с семенами начинают жухнуть, воробьи налетают на лакомство. И потому для размножения ослинника нужно успеть часть семян высыпать из трубочек без крышек в траву, где их птицы не найдут.

Второй враг пострашнее: это тля или что-то в этом роде. К моменту цветения, особенно поздних растений, из-за тли верхняя часть растений начинает съеживаться. И в этом году для защиты прекрасных сорняков (ослинника и плакун-травы) от тли и голубого жучка я трижды опрыскивал их ядом…

И вот, когда защита от всех недругов обеспечена, можно любоваться этими простыми и милыми цветами, достигающими в высоту двух метров.

Думаю, что двухлетний ослинник будет выдерживать и подмосковные зимы.