Чего боялись спутники Колумба?

Володя Морган Золотое Перо Руси
      

  Не одну тысячу лет насчитывает история мореплавания. Несколько десятков поколений моряков разных народов и вероисповеданий бороздили моря и океаны. У людей моря (как и у людей суши) за это огромное время сложились свои традиции, возникли к сожалению, суеверия. Их порой трудно разграничить, и не случайно эти два раздела «Традиции» и «Суеверия» – стоят рядом в морской картотеке автора.
   Если же углубиться в историю возникновения самой картотеки. То в начале существовал общий раздел, и, пока не набралось достаточно карточек, я долго не мог обозначить его как-либо определенно. В самом деле, что такое традиции и что такое суеверия? Не тождественны ли эти понятия? И есть ли между ними какая-нибудь четкая грань? Вряд ли. Во всяком случае не всегда.
  Вспоминается, как давным-давно я впервые оказался на палубе большого океанского корабля, с экипажем которого мне предстояло совершить дальнее плавание. На ходовом мостике находились вахтенный штурман, рулевой и я. Время от времени штурман поднимал к глазам бинокль и осматривал клубящийся тучами горизонт, затем отступил в глубь штурманской рубки. Мы при этом о чем-то беседовали, и я, ятобы быть услышанным, обернулся к штурману. Но вот он вышел из рубки и неожиданно для меня совершенно не по теме сказал:
  -Все это так, о чем Вы говорили, Владимир Иванович, и я совершенно согласен с Вами. Но то, что я скажу сейчас, не расценивайте, пожалуйста, как замечание или как желание оскорбить Вас...
  -Да что такое вдруг?
  -Просто: Вам некому подсказать, и я беру на себя эту смелость...
  -Ну, я же слушаю Вас!
  -Не стойте, пожалуйста, спиной к курсу судна. Вернее, у моряков не принято стоять на ходовом мостике спиной к лобовому стеклу.
   Можете себе представить обоюдную неловкость и мое недоумение. Долго потом пришлось мне решать: «Что это такое – то, о чем говорил штурман? Одно из красивых правил морской этики? Традиция? Предрассудок?! И пришел я к выводу: и то, и другое. А скорее всего, последнее. Но кто же в самом деле в конце двадцатого века руководствуется им? Молодой человек двадцати пяти лет от роду, еще только завершивший свое высшее морское образование, обучаясь заочно.
  Воистину: у каждого времени свои предрассудки и свои суеверия!
  Эта мысль невольно приходит на ум при чтении старых книг и пожелтевших рукописей, во время бесед с бывалыми мореходами. И еще одно: суеверия не появляются сами по себе, они возникают под влиянием обстоятельств. Притом важнейшее из обстоятельств – страх. Знаменитый французский врач Ален Бомбар, в 50-х годах в одиночку переплывший Атлантику на маленькой резиновой лодке, писал:
  «...Вы, жертвы легендарных кораблекрушений, умершие слишком рано, я знаю: вас убило не море, не голод, не жажда! Качаясь на волнах под унылые крики чаек, вы умерли от страха». Весь резон заключается только в том, что самый сильный страх – это страх перед неизвестностью. А у каждого времени неизвестность имеет свои параметры, и складываются они из знания и полузнания, из тех представлений о мире, которым человечество раcполагает на каждый данный момент.
  Чего больше всего боялись Колумб и его спутники, отправляясь в конце пятнадцатого века на поиски Индии? Высоких волн? Штормового ветра? В самой меньшей степени. Управляться с парусами в открытом море они умели не хуже, чем управляются таксисты первого класса на улицах большого города. Было нечто посильнее этого.
  Леденящий душу ужас охватывал каждого моряка, собравшегося в путешествие на колумбовых кораблях, когда в каком-нибудь портовом кабачке Уэльвы или Палоса его закадычные друзья заводили речь о неизвестном.
   -Ты должен бы знать, что, согласно святому писанию, земля плоская, и там, куда вы собираетесь, она кончается. Нe жди не тихой гавани, а гигантского водопада, срывающегося в бездну. От стремительного тока воды, затягивающего в ту сторону, не уйти на парусах и не отстояться ни на одном якоре.
   -Да что там ему говорить! – вмешивается другой собутыльник. – Сто чертей мне в глотку. А видел ли ты рисунок почетного Хосе дон Кадильо? Там, куда вы идете, и где этот ужасный водопад, прямо с краю и до самого неба торчит огромная карающая рука самого дьявола. Чего стоят только пальцы с длинными когтями. Они закрывают полнеба!
   -Иезус Мария! – испуганно крестились за столом моряки, жившие в Испании пятнадцатого века.
   И это при том при всем, что моряки всех времен и народов были наиболее развитой частью общества. Ибо познание приходит в сравнении; чтобы сравнить – надо видеть; а уж моряки в своих плаваниях видят гораздо больше, чем кто-то другой. Живущие на суше люди слишком долго не верили рассказам моряков о спрутах, гигантских кальмарах, кракенах и китах, нападающих на суда, о морских девах-сиренах, о дельфинах, спасающих людей, и о большом морском змее. Но вот всего лишь несколько фактов, свидетельствующих о том, что рассказы моряков – не выдумки. Кто угодно сегодня может своими глазами прочесть сообщения капитана норвежского танкера «Брунсуик» водоизмещением 14 тысяч тонн. По сравнению с этой громадиной колумбовская «Санта-Мария» – валовой вместимостью 237 тонн – выглядела бы пигмеем. И тем не менее севернее Нью-Фаундленда на стальной «Брунсуик» осмелились напасть три гиганских спрута. На скорости 30-40 километров в час они быстро догоняли танкер, и один за другим бросались на его борт. Многочисленны случаи нападения китов и других морских животных на большие суда и яхты спортсменов.
   Существование сильного тока воды, в который верили испанские моряки пятнадцатого века, также имеет под собой реальную почву. В третьем путешествии Колумба туземцы островов Зеленого Мыса единодушно рассказывали о чом, что видели корабли, которые плыли от берегов Африки в сторону Америки. Не об этих ли кораблях рассказывается в книге добросовестного средневекового историка и писателя аль-Омари? В этой книге аль-Омари рассказал о том, что король Мали Манса Мухаммед отправил на край океана 200 кораблей. Из трудного плавания вернулся только один. Остальные, судя по расказу капитана уцелевшего корабля, были подхвачены в океане мощной «рекой с сильным течением» и бесследно исчезли. Не менее сенсационно и сообщение ученых наших дней. В 1977 году японские ученые неожиданно обнаружили, что в районе островов Огасауара существует огромный водоворот радиусом около 100 километров. Он поднимается с глубины 5000 метров почти до поверхности океана. Энергия водоворота почти в десять раз больше энергии обычного морского течения. Более чем странно поведение этого водоворота. Периодически- через 100 дней – направление воды в нем меняется на противоположное. И печальна слава этого района в Тихом океане.
  Что касается легендарных сирен, то существуют самые различные предположения. Однако этим именем издавна назван целый отряд млекопитающих, к которым относятся знаменитые дюгони. Эти животные умеют подолгу стоять вертикально, чем отдаленно напоминают человеческие фигуры, и издают звуки, очень похожие на женские голоса. Кстати, еще Жюль Верн указывал на « любопытных представителей » колючеперых рыб – горбылей или черных сциен. « Некоторые авторы, - замечает писатель, - утверждают, что эти рыбы умеют мелодично петь, и что стая их может дать концерт, способный затмить лучший ансамбль певцов ».
  Из современных рассказов о дельфинах-спасателях на память приходит сообщение газеты « Аль-Иттихад », издающийся в Абу-Даби. В 1978 году в результате катастрофы в Персидском заливе двенадцать человек оказались на небольшой резиновой лодке. В течение 10 часов отбивали они нападение кровожадных акул. Рассчитанному всего на шестерых утлому ковчегу ежеминутно грозила опасность перевернуться от ударов хищниц. Но к потерпевшим кораблекрушение пришли на помощь дельфины. Эти умные животные отогнали акул и помогли людям продержаться до прибытия спасательного судна.
  Как бы то ни было, во времена Колумба ( да и значительно позже ) многие верили в оборотней, в то, что есть некий морской человек, что он живет и растет в море, и что там же, на дне, обитает морская собака на четырех лапах, с рыбьим хвостом и страшными зубами. Суеверие колумбовцев подтверждалось и тем, что они увидели. А первое открытие, сделанное Колумбом, - Саргассово море. Бурые водоросли, образующие здесь громадные скопления, задерживали продвижение кораблей, и переход растянулся на долгие три недели. К великому ужачу команды вечером 13 сентября Колумб заметил, что стрелка компаса показывает уже не на Полярную звезду, а сместилась к северо-западу. Они решили, что даже законы пририды здесь, в неизвестности, другие и подчиняются какой-то неведомой таинственной силе.
  Кроме бурых водорослей, поднимающихся со дна сплошной массой и пляшущей стрелки компаса, много страхов у мореплавателей прошлого было связано и с самой цифрой тринадцать – «чертовой дюжиной». Плохим предзнаменованием было иметь экипаж из тринадцати человек, жить в тринадцатой каюте, выходить в море тринадцатого. Роковое число. И такой же дурной славой у моряков разных национальностей пользуются пятница или понедельник. Особенно опасным считалось совпадение примет – понедельник 13-го или пятница 13-го.
  В начале двадцатого века поспорить с этим суеверием вызвались американские кораблестроители. Крупнейший в мире семимачтовый парусник « Томас У. Лаусон », вооруженный шхуной, они назвали по имени американского писателя, автора книги « Пятница, 13-е число ». Ничто, казалось, не могло угрожать гиганту, имеющему 19 парусов и обладающему грузоподъемностью 12 тысяч тонн. Однако, по иронии судьбы, именно в пятницу, 13 декабря 1907 года, в своем первом плавании через Атлантику парусный танкер « Томас У. Лаусон » был атакован неожиданно налетевшим ураганом и выброшен на рифы в проливе Ла-Манш.
  Сколько обычаев и суеверий, порою необъяснимых, породило море! Уходя в плавание, человек верил, что оставляет душу на берегу, а себя отдает на милость беспокойной стихии. Море и судно представлялись ему одушевленными существами.
  Счет примет начинается с самого рождения корабля. В корабельных рощах валили деревья и примечали, что, если дерево упадет на север, значит – хорошо: плесень не заведется. Далеко отлетело от пня – корабль будет быстроходным. При закладке киля мастера обязательно приговаривали: « Добрый дух, покроветель моряков, войди в дерево! »
  В старину скребли мачту парусника ногтем, вызывая ветер в штилевую погоду. И в то же время не любили и не терпели на судах свиста, которым – считалось – можно накликать бурю.
  По известному поверью моряк и нынче считает утешительным признаком, когда крысы приходят на корабль, и плохим предзнаменованием – их бегство в порту. С давних пор у английских моряков существовала традиция брать с собой на борт корабля собак и кошек. В 1914 году после гибели на Святом Лаврентии пассажирского лайнера « Императрица Ирландии » особая статья в газетах была посвящена судовой кошке Эмме, которая не один десяток раз пересекала Атлантику, но ровно за пять минут до последнего отхода судна спустилась по трапу и осталась сидеть на причале, покинув пятерых котят.
   Конец этой хорошей традиции – брать домашних животных в плавание – положила эпидемия бешенства, разразившаяся среди животных Западной Европы, и в марте 1977 года вышел указ, согласно которому ни одно британское судно не выйдет из порта Англии, если специальный надзор обнаружит на нем кошку или собаку.
   Зато продолжается другая традиция – праздник Нептуна при пересечении экватора. Особенно почетным считается пересечение половинной линии земного шара в точке начала отсчета широт и долгот – в нулевом градусе. Эта точка у моряков называется « центром Земли ».
   В эпоху парусного флота моряки, перешедшие экватор в нулевом градусе, получали право носить золотую серьгу в левом ухе и сидеть в портовых кабачках, положив ногу на стол. Если же, кроме того, моряку довелось неоднократно огибать бурный мыс Горн, то « совет старых морских волков » награждал избранника специальным дипломом и серьгой. Такой моряк имел так же особое право красить ноготь на мизинце левой руки.
   До наших времен дошел красивый обычай « крещения » кораблей. Возник он в те времена, когда жертва мрачным богам морей считалась обязательной, и кровью животных и пленников окропляли корабли, предназначенные для боя. Позже древние римляне щедро окатывали построенную галеру вином. В Японии разбивался кокосовый орех. В Дании об один борт разбивают бутылку с апельсиновым соком, о другой – бутылку с морской водой. В настоящее время шампанское – этот благородный напиток для торжественных случаев – стало обычной деталью в торжественных церемониях судостроителей и моряков. В период сухого закона в США шампанское заменяли имбирным пивом. Королева Елизавета Вторая в 1976 году «окрестила» корабль Инвисибл » при помощи местного- бузиннового – вина. Судна миссионеров «крестили» молоком. И папирусная лодка  Ра» Тура Хейердала была « окрещена »козьим молоком, символизирующим в Морокко гостеприимство и доброжелательность.
   Моряками замечено, что всегда неудачливы судна, « крещенные » водой. Согласно известному преданию, первая попытка спустить на воду после такой процедуры корабль Военно-морских сил США « Конститьюшн » потерпела неудачу. С места корабль сдвинулся только после того, как коммодор Джеймс Сивер разбил о форштевень бутылку отборной старой мадеры.
   Вообще серьезное дело » крещения судов издавна поручают женщине, которая объявляется крестной матерью и ее портрет вывешивается в кают-компании судна. Честь разбить бутылку шампанского о форштевень « Авроры » - судна для плавания В Антарктику австралийского исследователя Дугласа Моуссона – была оказана знаменитой во всем мире русской балерине Анне Павловой, жившей тогда в Англии. Знаменитым стал и Моуссон: он прославил Австралию и увековечил свое имя на карте планеты.
     Почетную обязанность « крестной матери » в Советском Союзе, как правило, поручали знатным ударникам труда предприятия или города.
     А вот на финской верфи Вяртсиля, к примеру, обряд крещения ледоколов совершают только мужчины.
     При спуске корабля на воду все важно. Любая небрежность может запятнать добрую репутацию судна, и, по поверью, всю жизнь оно будет неудачливым. Удачу новорожденному обеспечивает первое общение с морем при восходе солнца. Благоприятным обстоятельством считается, если поблизости находятся чайки или дельфины. Разворот судна на воде должен выполняться только по часовой стрелке.
     Малейшая задержка судна на стапеле предвещает трудности в его судьбе. Поэтому издавна ( и в первую очередь для того, конечно, чтобы уменьшить трение ) полозья тщательно смазываются. В былые времена для этого приносили в жертву баранов из-за их жира. Для спуска на воду броненосца « Александр Третий » потребовалось убить пять тысяч этих животных. Затем от жира отказались, заменив его минеральными насалками, смесями нефтепродуктов: парафина, вазелина, петролатума, церезина. В последнее время спусковые дорожки стали выстилать щитами из специальной пластмассовой композиции. Неплохо, если во время спуска полозья вспыхнут. Это означает, что судно будет « живым, как языки пламени ».
     Современная церемония – удар бутылки шампанского о борт корабля – делает судно счастливым, но сами моряки никогда не « чокались » на борту, ибо считали звон рюмок предвестником похоронного звона. И, если уж это произошло случайно, моряк мгновенно накрывал дребезжащее стекло рукой, чтобы спасти какого-нибудь беднягу от водной пучины.
     Теперь уже нелепым представляется все то, во что безоговорочно верили старики. Поражают успехи всех эшелонов науки, объяснившей многие природные явления, расширившей горизонты нашего знания. Разве могут кого-нибудь оставить равнодушными результаты « Луны-24 », доставившей на Землю лунный грунт? Или выход на лунную поверхность американских астронавтов? Поразительны итоги полетов советских космических аппаратов на Венеру и цветные панорамы Марса, увиденные объективами « Викингов ». Возможность совершить путешествие на миллиарды лет назад предоставляет крупнейший в мире оптический телескоп в Зеленчуке. И там же, на Кавказе, с помощью нейтринного детектора можно заглянуть в сердцевину Солнца. А современные суда, оборудованные радио и гидролокаторами, эхолотами и спутниковой навигационной аппаратурой, не боятся ни туманов, ни айсбергов, ни подводных мелей.
     Но новое время и техника, расширив наш кругозор, выдвинуло перед учеными и ряд новых загадок. Это многочисленные свидетельства о « летающих объектах », якобы посылаемых на Землю инопланетными цивилизациями. Ученые всерьез занимаются нашумевшим Бермудским треугольником, где будто бы происходит таинственное исчезновение кораблей и самолетов. Пока необъяснимы разноречивые факты о Несси и подобных существах, объявившихся вдруг в разных частях нашей планеты. На экранах радиолокаторов, с самого их первого появления, « бродят » таинственные призраки. Можно лишь гипотетически объяснить такие явления, как светящиеся круги в Индийском океане, обнаруженные с борта советского экспедиционного судна « Владимир Воробьев » и зафиксированные не менее 50 раз, как крупный светящийся шар, вырвавшийся из-под воды возле военного транспортного корабля США « Лелароф » в северо-восточной части Тихого океана, как « довольно крупный предмет с многочисленными светящимися точками », обнаруженный Жаком Пиккаром в Марианской впадине на глубине около 1300 метров при погружении в батискафе « Триест ». Еще не получили однозначное толкование многочисленные загадки земной атмосферы.
     Нет сомнения в том, что совместные усилия, предпринимаемые учеными разных стран в изучении океанов и атмосферы, позволят поднять завесу над тайной этих явлений. Но диалектика такова, что после этого возникнут другие вопросы ( ибо познание мира не может остановиться на известных уже истинах ), и главная задача - –меть различать достоверные факты от беспочвенных вымыслов, новейшие данные науки и идеи, почерпнутые из фантастических романов, старых суеверий и религиозных заблуждений. Во всяком случае то, чего боялись Колумб и его спутники, не грозит современным мореходам.

    Из книги «Легенды и быль Великого моря»
      
   http://www.proza.ru/2006/05/14-114