Историческая память

Анатолий Смышляев
 
       Когда умирает один – это трагедия, когда умирает много  --  это уже статистика. Сказано кем-то предельно просто и жёстко. Но как к этому не относись, парадокс остаётся: -- с потерей близкого человека чаша горя сразу переполняется,  всё остальное уже через край. Для летописи и для политиков.
       Чудовищно, но это факт. Тут таблица умножения не может служить ни упрёком, ни утешением.

       Не измерить горя каждого, кто, к примеру, оплакивал близких после землетрясения в Спитаке. Эта рана будет постоянно кровоточить у современников.
       Связанные с несчастьем  хлопоты не только спасают от опрометчиыых поступков, но и  дают силы к сопротивлению.   
       Самоубийство от отчаяния – это поражение при испытании бедой, поэтому осуждается церковью.
       Так же было и  после обороны Севастополя. Но если в  случае Спитака  виновата была прежде всего стихия, то во втором случае не осталось почти никого в живых из тех, кто убивал и тех, кто оплакивал убитых.   

       Подобное происходило и происходит при всех крупных катастрофах. А потом уходят последние родственники и очевидцы. Спрашивать не с кого и наказывать тоже.  Остаётся только историческая память – другими словами те «осколки» о  которых я говорил выше.
       Их  надо собирать, сохранять в чистоте и изучать, чтобы меньше ошибаться в будущем.

       Человек – всегда ученик с аналитическим мышлением,  умеющий находить в текущем моменте прошлое, увидеть будущее.  Он единственный из известных нам существ, который  способен творить вторую природу (цивилизацию) на фундаменте существующей первой.
       Смысл прежде всего в этом. А без изучения истории ветры времени выровняют исторический ландшафт, бугры и овраги трагедий станут всё менее заметны, и мы, опускаясь всё ниже и ниже, сами уподобимся братьям нашим меньшим, хвостатым и четырёхлапым.

       Прошлое – почва будущего. Так что без  изучения истории никак не обойтись.
      «Иван без родства», да ещё без знания прошлого очень  удобный объект для тех, кто рвётся к господству над людьми. Поэтому первейшей задачей коммунистов, когда они пришли к в власти, было отбить всякую память о своих предках, чтобы люди боялись и даже стыдились, если в их роду были не только рабочие и крестьяне.
       Когда же кто-то обнаруживал у себя такой "грех", то тщательно его скрывали от всех (не дай бог, дойдёт до НКВД!).

       Только в 1942 году, на краю гибели,  власти  вынуждены были  для собственного же спасения разрешить вспомнить о великих предках, прежде всего о полководцах Суворове, Кутузове, Нахимове, Ушакове и других.
 Необходимо было укрепить дух соотечественников в борьбе против злейшего врага. Закрыли глаза на то, что поднятые на "щит" указанные лица были не только царскими генералами, но,  о ужас! ещё и дворянами!