Бог Авраама

Владимир Середа
   

    Из ветхозаветного жизнеописания патриарха Авраама нам известно, что этот герой древневрейского эпоса обладал исключительными способностями предпринимателя. И, в своей экономической и политической деятельности, неизбежно добивался значительных успехов.

    Придя чужаком на земли древней Палестины, он не только сумел стать очень богатым человеком, приобрел землю ( что для кочевника было революционным шагом ), но и утвердил свой статус царя, признаваемого равным  себе местными властителями.

    Авраам досконально изучил науку успешной конкуренции и прошел трудный путь к богатству и власти.

    Внутренним источником энергии Авраама, без всяких сомнений, было исключительное честолюбие,та страсть к полной и безоговорочной победе, которую он никакими, даже сверхъестественными усилиями удовлетворить был не в состоянии.

    Авраам ощущал в себе те великие силы, которые могли позволить ему медленно, шаг за шагом взять под контроль целый мир ( тот мир, который он знал, простиравшийся от великого Междуречья, своей родины, до великого Египта, в котором он тоже с большой пользой для себя провел часть жизни ).

    Для выполнения столь масштабной задачи не доставало малого: длина человеческой жизни оставалась весьма ограниченной.

    Такая задача могла быть решена только за счет последовательных усилий целых поколений.
    А это означало, что программу следовало закрепить на века. Других путей для утверждения единой идеологии, связывающих поколения в единое целое, кроме религии, история человечества не знает. Задача построения социальной религии ( т.е., нацеленной на успех выживания внутри человеческого общества, а не внутри природы) сама собой породила идею единого бога.

    Вот эта программа, сформулированная в ветхом завете лаконично и недвусмысленно:
 
     18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
21 Аморреев, Хананеев, [Евеев], Гергесеев и Иевусеев.
 
… А вот условия исполнения этой программы:

    7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
    : ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их

    Таким образом, условием исполнения честолюбивых замыслов Авраама является неизменная вера его потомков в задачу, установленную раз и навсегда, без права на отступления от нее и без права на замену идеологии ( переход в другую религию ).

    Уникальность Единого Бога Авраама заключается в том, что бог этот , в полном соответствии с родовой религиозной традицией, изначально является личным индивидуальным богом одного - единственного человека, Авраама, но, в то же время, он "рассчитан"  «на вырост» в грядущих поколениях, которые отныне должны навсегда отказаться от индивидуальных божков.

    Именно «раздробленность» предков Авраама, обусловленная тем обстоятельством, что каждый из них «ходил под Своим» богом, не позволяла им играть существенную роль в бурных экономических и политических трансформациях того времени. И Авраам, очевидно, не верил в реальность объединения.

    Произведя обрезание Измаила, себя самого и всех своих рабов мужского пола, Авраам, волею самой судьбы,становиться жрецом, одновременно поднимая и статус  самого бога.

    Со временем, когда бог Авраама становится богом еврейского народа, Авраам превращается в первого из мессий иудеев.