1. Константина

Альбина Писарева
http://www.myjulia.ru/article/92334/

Фэнтези, навеянное реальными событиями

Голос давно уже не звучал в ее голове, но она постоянно ощущала Его присутствие. Господь был везде – в свежем утреннем ветерке, в сверкающей росе, в звенящем воздухе, в чистой холодной воде. Константина стояла возле Святого источника и в душе ее был покой. Сегодня она приняла полный монашеский постриг и наречена была Параскевою. Ее земной путь подходил к концу, она была светла и радостна, она выполнила все, что должна была, и теперь ждала встречи с вечностью. Она знала, что скоро снова услышит Голос, и он позовет ее к Господу, и она пойдет к нему – чистая и взволнованная, как тогда…
…………………………
Она все бежала и бежала, не замечая, как кровоточат ее ступни, пораненные об острые камни и колючую траву. Она была напугана, нет, скорее – в сильном волнении. Голос уже затих, но ей казалось, что он звучит в голове, зовет ее по имени. Константина остановилась, перевела дыхание и медленно пошла дальше. Она не понимала, что происходит, куда и зачем идет, но твердо знала, что должна идти, должна выполнить что-то. И она шла и шла, все больше удаляясь от родного Кишлава.

Родители Константины выросли в Турции, в Андрианопольском вилайете. По национальности они были болгарами, исповедовали православие. Молодая агрессивная религия, ислам, не терпела возле себя иноверцев, и, ища свободы вероисповедания, большая группа болгар решила переселиться в Россию. По договоренности с султаном и императором, русский посланник в Стамбуле направил в Таганрог шхуну, на борту которой были 220 болгар, среди которых находились и родители Константины. 3 августа 1804 года купеческая шхуна «Дидона» пришла в Севастополь. Все было против того, чтобы переселенцы добрались до Приазовья. Море было неспокойно, дул сильный ветер, еды на шхуне осталось совсем мало, и капитан доложил портовым властям, что не сможет доставить пассажиров до Таганрога. Болгар решили поселить в Крыму.

Переселенцев отправили в брошенное селение в урочище Топлу Феодосийского уезда. Татары, жившие там, оставили свои дома и уехали в Турцию. Село находилось в природной котловине и новые жители назвали его Кишлав – загородь для овец, защита от непогоды и ветров. Здесь родилась и выросла Константина.

Она была самой обыкновенной девушкой, ничем не примечательной. Некрасивая, маленькая, худая, с растрепанными волосами. Что ждало ее в жизни ? Семья, дети, почти рабский труд, побои от вечно недовольного мужа… Как-то Константина месила тесто, и вдруг раздался Голос, он звал ее по имени. Она тут же все бросила и ушла из дому.
…………………………
Параскева склонилась над источником, омыла лицо. Выпрямилась и пошла к огромным темным деревьям, возле которых всегда молилась. Она задумалась над своим именем. Греческое имя Параскева означает пятый день недели, пятницу, а также приготовление, вооружение, тщательность. Конечно, не простое совпадение, что на небольшой территории столько храмов во имя одной святой. В окрестностях деревни Топлу, где Константина-Параскева с подвижницами построила небольшую часовню в честь преподобномученицы Параскевы и уже много лет собирала средства на церковь, находились остатки средневековых христианских храмов. В самой топлу – развалины фундамента греческой церкви, носившей имя Параскевы, неподалеку, возле деревни Орталан – руины древнего храма во имя этой же святой. Недалеко от часовни на высоком холме стоит армянская церковь имени святой Урпата, что означает пятница, прямой перевод имени Параскева. Был еще один греческий храм возле Судакской крепости, носивший имя этой святой. Параскева подошла к деревьям, опустилась на колени и стала молиться.
…………………………
Константина шла. Только один раз она подумала о том, что творится сейчас дома. Как, разыскивая ее, сходит с ума мать, как бесится отец. Женщины в семье занимали подчиненное положение, а чтобы дочь ушла без спроса – об этом не могло быть и речи. Мысли о доме мелькнули и исчезли. Душа Константины переживала потрясение от Голоса Господа, враз порвались все узы, связывающие ее с семьей,  исчезли все запреты. Она ощущала в себе такую силу, что вся ее жизнь в селении уже не имела никакого значения, прошлое растаяло, как капелька росы на солнце. Она не думала о том, почему Господь избрал именно ее, бедную, неграмотную крестьянку, не знавшую молитв.  Слова приходили сами, будто кто-то подсказывал, что нужно говорить. Константина молилась своими словами, и слова эти шли из самой глубины ее маленького сердца.

Она нашла пещеру возле селения Кизилташ и поселилась в ней. Слух о юной отшельнице пронесся по округе, местные жители стали приносить ей еду – кто сколько мог. Приходило лето, за ним – осень, наступала зима, и вновь – весна. Годы протекали в молитвах. Крымские зимы в горах бывают ох как суровы… Как она выжила – об этом знает только тот, кто привел ее сюда, кто щедро наделил ее духовными сокровищами. Константина радовалась теплым светлым дням, не роптала на длинные холодные ночи. Она молилась за всех и за все, за людей, живущих на этой земле, за край, приютивший ее предков. Иногда она слышала Голос, звавший ее по имени, и тогда молитвы ее становились еще горячее и усерднее. Время от времени ее посещали видения.

Константина видела Рим  второго столетия от Рождества Христова, радостное событие в семье благочестивых христиан, Агафона и Политии, - родилась долгожданная дочь, дарованная Господом после долгих лет, проведенных в горячих молитвах. Девочка родилась в пятницу, поэтому назвали ее Параскевою. Константина радовалась, видя, как в духе истинного христианства растет и воспитывается девочка. Видения таяли и приходили вновь. Параскева выросла, превратилась в красивую девушку. После смерти родителей она раздала все свое имущество нищим и посвятила себя Господу, стала проповедовать Евангелие. Тут и начались ее страдания. Константина страдала вместе с Параскевою, хотя разделяли их много веков. Ее жгли каленым железом, бросали в котел с кирящей смолой, травили дикими животными, истязали, требуя отречься от своей веры. Но вера ее была так тверда и чиста, что она оставалась невредимой. Терпя невыносимые мучения за своего Господа, Параскева шла от города к городу, от селения к селению, и всюду исцеляла больных, обращала людей в свою истинную веру.

Так, в мучениях телесных и духовных, в молитвах и видениях прошло восемь лет. В Кизилташ пришли двое странников, Андроник и Пантелеймон, и основали киновию во имя святого Стефана Сурожского. Константине пришлось уйти. В последнюю ночь перед уходом из своей сырой, неуютной пещеры Константине было последнее видение. Параскева пришла в Крымские земли. Местный правитель Тарасий, видя, как тверда она в соей вере, приказал казнить подвижницу. Видение мученической кончины Параскевы было столь ярким, что Константина поняла, чего же хочет от нее Господь. И она ушла, ушла в горы возле деревни Топлу, туда, где в глухом урочище встретила свою кончину святая Параскева, туда, где забил живой целительный источник, как только коснулись земли первые капли крови преподобномученицы.

Константина вырыла землянку у святого источника  и долго жила там одна, проводя время в трудах и молитвах. Потом к ней присоединились несколько местных женщин. Вместе они выстроили над источником маленькую часовню, где читали псалтырь по усопшим, за что местные жители приносили им скудное пропитание. Константина постоянно молилась о том, чтобы во имя святой Параскевы была не просто часовенка, а церковь. Она неутомимо собирала пожертвования на желанный храм.
…………………………
Закончив молитву, Параскева поднялась с колен и снова подошла к источнику. Сколько ей было лет ? Может, пятьдесят, может, сто. Она и сама не знала. Маленькая, худая, морщинистая, в черном одеянии, стояла Константина-Параскева у святого источника и в глазах ее горел огонь истинной веры. Она ждала.