Встреча со знаменитым Флором

Роман Шапиро
                (из цикла околошахматные истории)       

     Примерно за год до  матча на первенство мира между Борисом Спасским  и Робертом Фишером пензенский шахматный клуб  пригласил выступить с лекцией гроссмейстера  Сало  Флора.  До войны он был одним  из сильнейших шахматистов мира, жил в Чехословакии, а в 1939г. ему удалось перебраться в СССР.
    
     Флор  был блестящим журналистом, и  его лекцию слушали, затаив дыхание.  С юмором он рассказывал  о знаменитых шахматистах. Особенно  забавной была история, связанная с матчем на первенство мира между Александром Алёхиным и Максом Эйве. Будучи секундантом гроссмейстера  Эйве, Флор оказался  свидетелем претензий голландской фирмы, предоставившей Алёхину бесплатное питание в каком-то шикарном ресторане. Выставленный после завершения матча  ресторанный счёт показался фирме уж слишком  большим. Выяснилось, что Алёхин поедал непомерное количество икры. Предъявлять Алёхину официальные иски фирме было не ловко, и она без шума обратилась за решением спора к бывшему чемпиону мира по шахматам (и по бриджу), философу, другу самого Эйнштейна Эммануилу Ласкеру, пользовавшемуся непререкаемым авторитетом. Решение спора, предложенное Ласкером и пересказанное Флором, вызвало у присутствующих гомерический смех: «Предъявлять претензии  Алёхину, - решил  Ласкер, - невозможно, так как икра  для русского человека не роскошь, а обычное национальное блюдо». Это было рассказано в клубе, расположенном напротив магазина «Мясо, рыба», в котором в те времена ни того, ни другого не водилось…
    
     Давая   в  выступлении  характеристику Фишеру, Флор не слишком хорошо отозвался о его интеллекте, но высоко оценил тот факт, что  он, Фишер, в одиночку(!) играет роль мощнейшей профсоюзной организации ведущих шахматистов всего мира, резко увеличив их турнирные гонорары.
    
     На следующий день Флор давал сеанс одновременной игры  с часами для восьми сильнейших шахматистов города, среди которых был один мастер, три кандидата в мастера (в том числе и я) и 4 перворазрядника. На всех досках Флор играл белыми. 

     Я  никак не мог уравнять позицию и найти достаточную контригру, а когда, как мне показалось, нашёл, непроизвольно  резко, со стуком, передвинул фигуру, сразу почувствовав, что допустил некую бестактность. Флор среагировал тут же и гораздо громче моего стука
     - Сильный ход!!
Я лишь виновато опустил голову. Когда Флор подошёл к моей доске для следующего хода, совершенно неожиданно для меня он продолжил, опять весьма звучно:
     - Ага, здесь очень сильно ходят!
Я опять  смолчал, хотя меня  немного передёрнуло. Среди наблюдавшей публики началось некоторое волнение («Что там случилось у Романа?»). Зато я полностью успокоился: теперь-то инцидент исчерпан. Но, раздумывая у моей доски в очередной раз, Флор, делая ход, снова ядовито и как-то уж слишком публично обратился ко мне:
     - Так вы действительно оч-чень сильно играете, молодой человек!?
И тут я неожиданно для самого себя  задиристо ответил:
     - Да! Местный Флор!
У маститого гроссмейстера буквально «отвисла  челюсть», и  на следующем ходу он предложил мне ничью. Сеанс продолжался ещё долго. Четыре партии  мы   проиграли и четыре – свели вничью.
      
     Поскольку я жил рядом с гостиницей, где остановился  гроссмейстер, директор клуба попросил, чтобы я его проводил. Наше «столкновение» к этому моменту было забыто. Разговорились. Флор высказался о Фишере и о предстоящем матче на первенство мира куда более откровенно, чем на лекции:
     - Фишер – невежда,  да ещё,  будучи  евреем  (по крайней мере, по матери) он     патологический  антисемит. У евреев,  нередко комплексующих в нееврейской среде,  иногда возникает самоненависть. Но у Спасского Фишер, к сожалению, всё-таки выиграет.  Спасский – сибарит, к тому же - с неустойчивой нервной системой.
    
     Спустя  несколько лет мой приятель, известный шахматный аналитик мастер
А. Корелов, удивительным образом дополнил высказывания гроссмейстера Флора.
Он рассказал  мне о том, что  принимал  в гостях одного из помощников  Фишера, проживающего в США  мастера  Цукермана, который  сообщил ему, что Фишер  перед матчем, якобы, обратился в ЦРУ (!) с  просьбой  выяснить  характер Спасского. Фишеру за хорошую плату дали развёрнутый ответ и  посоветовали небрежно проиграть две первые партии матча, что должно подорвать настрой Спасского на жесткую борьбу.
     Не знаю, правда ли это, но ведь так и случилось…