Буксировка

Андрей Зуев
Город Прохладный лежит в долине реки Малка. В ясные дни на горизонте отчетливо просматриваются горы Кавказа,  и снежная вершина Эльбруса.  Туда, в горы, чаще всего мы и ездили на полёты. Летали в конце 80-х и начале 90-х на дельтапланах. В городе Прохладный,  при заводе Кавказкабель, я и Козин Юра, организовал клуб дельтапланерного спорта, и назвали гордо – Кавказ. Профком нам дал помещение на втором этаже административного здания и купил два набора для изготовления дельтапланов «Славутич-Спорт»-7.  За зиму мы построили  один дельтаплан, я на нем в основном и летал потом.
Были в нашем клубе уже такие опытные пилоты как,  Шулига, Колесников и Ключников.  Все они – Викторы.
Ну, это только всё присказка, сказка впереди.

А расскажу я о том, что нам надоело мотаться по дорогам, до вожделенных гор. И решили мы попробовать себя в буксировке. А буксировка это дело не простое и даже довольно опасное. Нашли мы кое-какие чертежи и изготовили  устройство, которое позволяло тащить дельтаплан на буксире и отцепиться от троса в любой момент. И при всем этом, буксир цеплялся прямо к пилоту, а не к дельтаплану. Купили большой моток капроновой веревки и в качестве буксира решили использовать мой Жигулёнок.  Что бы знать какое усилие на тросе, получается, изготовили динамометр. 
Не буду грузить читателя техническими подробностями, но динамометр, был явно лишним. Он со мной потом сыграл злую шутку.

Когда было всё готово, вытащили дельтаплан на ровную площадку, где не было близко проводов. Растянули буксирный трос, я защелкнул карабин, и я поднял дельтаплан. Жигуленок тихо тронулся, и я увидел, как пополз трос и стал натягиваться. Я стоял и не двигался, ждал хорошего усилия. Капроновый трос натянулся, но я уперся и стоял. Когда я почувствовал, что вот-вот меня поволочет по земле, я побежал. Но меня буквально выстрелило как из рогатки, и через секунду я уже был в воздухе. Земля стремительно уходила вниз, и свист ветра стоял у меня в ушах. Вот и мой Жигуль уже прямо подо мной. Пора отцепляться. Я разжал зубы, и прищепка перестала удерживать трос замка, глаголь гак раскрылся и буксир улетел вниз. Мой дельтаплан резко остановился в воздухе и, как показалось мне, стал проваливаться вниз. Я потянул ручку трапеции на себя, дельтаплан опустил «нос» к земле, увеличилась скорость и «падение» прекратилось, начался свободный полет. Полет длился недолго, это был испытательный полет,  таких полётов надо было сделать ещё много. Но, однажды, или водитель  слегка сильнее нажал на педаль газа, или я слишком сильно уперся, но трос лопнул и динамометр, как из рогатки выстрелил в мою машину. Хоть и повезло, что угадал не в стекло, а в заднюю стенку багажника. Но пробил её насквозь! На этом и прекратились наши попытки летать на буксире.