Теория и практика

Феликс Цыганенко
   В  конце 60-х годов минувшего столетия Никита Нарышкин, выпускник Ленинградского арктического училища, поднялся на борт судна в качестве электрика. И это правильно, теория без практики мертва! А уж тем паче -  «бегущим по волнам». Да что там говорить?! Нарышкин по себе знает. На утреннем разводе ему поручили ответственное задание: отремонтировать светильник на подволоке каюты... главного механика. Эх, Никитушка, не оправдал былой славы ЛАУ и Константиновского дворца! Обесточил Нарышкин жилые и служебные помещения правого борта электрохода...

   Стать профессионалом можно  только, познав специальность от истоков, рядовой «электрической» работы. Но и это ещё не всё! Чтобы занять должность электромеханика, мало иметь стаж работы электрика, как минимум 12 месяцев. Главное:  сдать экзамены в электрослужбе,  о которой по флотам ходили легенды!

   Инженеры-наставники в электроотделе арктического пароходства отличались своей требовательностью - такая тут сложилась практика. И ситуация вполне объяснима! Она была связана с наличием в ММП судов с электродвижением: транспортных и ледоколов, в том числе - атомных.

   Конечно, регулярной переаттестации был подвержен весь плавсостав пароходства. Однако ветеранов, умудрённых практическим опытом, но без специального образования, старались особо не терзать. Да и откуда ему взяться (образованию), к примеру, у старшего электромеханика, участника войны, Пал Палыча Хотянец. В торговый флот он прибыл с кораблей Черноморского флота и в то время был одним из лучших специалистов на судах с электродвижением.

   Однако, с годами ситуация стала меняться. Молодых адептов закона Ома, по устоявшейся традиции, по-прежнему строго спрашивали на экзаменах в электрослужбе. Но приходили грамотные, хорошо подготовленные выпускники ЛВИМУ, самого качественного учебного заведения торгового флота! Однако в 60-70 годах им доводилось работать на электроходах младшими специалистами. Как тут не потревожить старую гвардию в должностях старших электромехаников?! Понимая деликатность ситуации, ветеранов вежливо приглашали на собеседование, давая понять, что времена и флот... меняются. Современные суда требовали соответствующих знаний, особенно -  электроники, автоматики и новых технологий эксплуатации и ремонта...

   После посещения и собеседования в электрослужбе, Хотянец вернулся на судно в дурном расположении духа, с красным, пылавшим лицом и с нервным тиком его правой части. К тому же, обострилась хроническая болезнь лицевого нерва, и сильно заныли зубы. Молча прошагав каюту, он закрылся на целый день, отказавшись от ужина. 

   На утреннем разводе, электрик Никита Нарышкин, не ведая о терзаниях старого специалиста, наивно спросил у шефа:
   - Пал Палыч, действительно ли так строго спрашивают в электрослужбе?
Никита невольно напомнил Хотянец вчерашнее посещение пароходства и его затаившуюся обиду. Продолжив беседу в центральном посту управления электрохода, Хотянец нехорошо посмотрел в сторону Нарышкина и так затянулся сигаретой «Прима», что слиплись щёки худощавого лица, а длинный хищный нос, как у французского исследователя морских глубин Кусто, на котором сидели мощные линзы, стал ещё длиннее.
   - Тебе-то что бояться, ты же недавно сдавал госэкзамены в училище? Рекомендацию в электроотдел я дал положительную, так что не подведи. Через рейс в отпуск уходит Кравец, так что у тебя будет шанс занять должность четвёртого электромеханика…

   В рейсе Никита в десятый раз перелистал учебники и техническую документацию судна. А по приходу в порт приписки, Мурманск, решительно приступил к сдаче экзаменов на рабочий диплом электромеханика III-го разряда. Первыми посетил кабинеты по технике безопасности и охране труда, по борьбе с загрязнением моря, английскому языку и прочие – по сопутствующим предметам. Но главное испытание было впереди!

   И вот настал момент, когда перекрестившись, он осторожно, как по минному полю, подошёл к кабинету электрослужбы. Навстречу выскочил молодой человек и на вопрос Никиты лишь неопределённо махнул рукой. Постучав в дверь, Нарышкин шагнул в большой светлый кабинет со строгими джентльменами за рабочими столами.

   Сначала его пригласили к опросным машинам. Нажав первые клавиши, Никита, к собственному удивлению, успокоился. Вопросы по теоретической электротехнике ставились в оригинальной форме, помогая определить творческие способности, логические задатки и сообразительность. И это правильно, ибо применимо, как раз, в практической работе в море, где нет помощников и консультантов. Нарышкин быстро разобрался, что к чему, и машина, к тихой радости «студента», выдала оценку «хорошо».

   Но вот у аппарата с разделом электроники - сердечко Никиты тоскливо сжалось. Особенно, когда он прочитал вопрос: «Как изменится вид характеристики операционного усилителя при изменении омического сопротивления в таком-то участке схемы?». Что тут сказать? На его стареньком дизель-электроходе электроникой и не пахло. А обслуживание мощных электрических  машин гребной установки – явно из другой области!

   И вспомнил тут Никитушка товарища из учебной группы ЛАУ, которого встретил в Ялте, во время отпуска. Саша Александров работал электромехаником в Новороссийском пароходстве. Нарышки, конечно, поинтересовался сдачей техминимума в электрослужбе пароходства.
   - Собеседование (техминимум) с электромехаником-наставником у нас проходит по разделу электрооборудования судна, на которое получаешь направление. Другое дело
   - сдача экзамена на очередной разряд рабочего диплома.
   - Да, что касается сдачи техминимума, вам можно позавидовать, - усмехнулся Нарышкин, - на очередное судно приходите подготовленными, по крайней мере, теоретически.

   Опросные машины явились прелюдией к последующему ходу экзаменов. Посадив за свой стол Нарышкина, к делу приступил инженер-наставник электрослужбы. Никита отвечал по теории электропривода, электрическим машинам и электродвижению. Принимающий экзамены любил и каверзные для молодых специалистов вопросики. За соседними столами, с деланным безразличием, служащие электрослужбы едва скрывали улыбки. Шуточки и подкалывание инженера электрослужбы сменяли порой грозные интонации, от которых Никитушка чувствовал в желудке холодок.

   Изрядно помятый, временами пристыженный, но с приятным чувством проделанной важной работы, Никита покинул грозный кабинет. В руках он бережно нёс бумаги, дающие право на получение рабочего диплома электромеханика третьего разряда. Топая к проходной порта, Нарышкин позволил себе заглянуть в будущее. «Что же это будет за экзамен, и на какие вопросы придётся отвечать, когда подойдёт время сдавать экзамены на первый разряд?!» - с тревогой подумал Никита…

   Прошедшему зкзамены для получения рабочего диплома электромеханика, Никите казалось, что в рейсе теперь всё нипочём!  Но, теоретические выкладки остались в кабинете электрослужбы, а на переходе к Острову  Свободы электромеханика одолела текучка. Специальность и заведование он осваивал по ходу дела, собственной головой, а чаще – руками.

   На Кубе, в сорокаградусную жару, грузчики работали, как одержимые. Вот где для Никиты Нарышкина наступил экзамен электромеханика-практика! На американском континенте, в отличие от Европы, использовали не портовые краны, а судовые лебёдки. Тем более что сахар в мешках – традиционный экспорт кубинцев. Ручки контроллеров грузовых лебёдок островитяне бросали с пятого положения «вира» на пятое – «майна». И так – 24 часа в сутки! Такая у них традиция «бешенной» погрузки сахара, что передавалась из поколения в поколение. Дымили кассеты с регулировочными сопротивлениями, приваривались контакты силовых контакторов, на электродвигателях можно было жарить яичницу. В общем, Никитушка побегал по судну с носа на корму и обратно, как впрочем, и остальные вахтенные электромеханики. За рейс он стал поджарым, загорелым и приобрёл спортивный облик. А главное - обогатился опытом э к с п л у а т а ц и и  судового электрооборудования в тропиках. По крайней мере, на старых дизель-электроходах...

   Так «ковалась» практическая сторона деятельности молодого специалиста. Получался как бы, своеобразный  естественный отбор: у кого лучше сочетались теория с практикой, тот и занимал быстрее каюту старшего по должности...