Знак скорпиона

Фируз Мустафа 2
                Фируз  МУСТАФА

ЗНАК  СКОРПИОНА
(ДРАМА В 2-Х ДЕЙСТВИЯХ)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: 

Ж Е Н Щ И Н А
М У Ж Ч И Н А
С О С Е Д К А
С О С Е Д
П О Л И Ц Е Й С К И Й
Ю Н О Ш А


Действие первое


   Маленькая полутемная квартира. Одно окно выходит во двор, другое на улицу. На улице шумно - слышны голоса торговцев и попрошаек: "посуду продаю, посуду, дешево даю", "модные женские чулки", "помогите, ради бога", "покупайте новые кассеты" и т.д. На улице, вернее на тротуаре, на столе поставлен патефон. Этот патефон используется вместо магнитофона: на нем проигрываются мелодии и песни, записанные на кассету. Но Юноши, которому принадлежит патефон, не видно; наверное, он где-то поблизости; может быть не хочет показываться на глаза Полицейскому, который то появляется, то исчезает.
   Из-под широкого ремня Полицейского видна рация и кобура из-под пистолета, а в руках у него дубинка: засунув плеть в сапоги, он надвигает на глаза кепку. Слушая музыку, Полицейский приближается к патефону, и медленно, в такт музыке, постукивает носком сапога. Чувствуется, что классическая мелодия не удовлетворяет  полицейского. Кажется, ему хочется услышать другую мелодию, более задорную, и, в такт ей, он еще сильнее и быстрее топает ногами; нагибается и внимательно смотрит на патефон, кажется, ничего не поняв, снимает с головы кепку и бросаетя за кем-то в погоню. Снова слышится шум, крики, голоса. Снова звучит классическая мелодия. Все это происходит на улице. Но вернемся в квартиру. В маленькой полутемной комнате становится светлее. Похоже, выстиранное белье сушится здесь же, потому что на веревке висит женская одежда. Из-под одежды виднеются женские ноги. Пока лица Женщины нельзя различить, потому что она где-то за одеждой, по-видимому, она переодевается: платье ее сползает вниз и при свете отчетливо виднеется пара ног. Затем показывается пара других ног: это ноги мужчины в брюках и ботинках. Мужские и женские ноги приближается друг к другу. Затем женские ноги отрываются от пола: кажется она прижалась к мужчине и повисла у него на шее. Под ритм мелодии, доносящейся с улицы, ноги стали двигаться. Поднимают платье с пола. Чувствуется, что женщина одевается. Затем женщина отодвигает белье, которое висит на веревке.
    На сцене появляются Юноша и Женщина. Юноша поправляется.
 
ЖЕНЩИНА:- Можешь идти. Ты доволен? Я тебя даже не ждала. Так пришел неожиданно. Я каждый день вижу тебя в окне. Если вдруг захочешь зайти, сперва предупреди, а потом приходи. Меня иногда дома не бывает, видишь я тут еще не прибралась, где у меня время? Ну ладно, пока...

   Юноша вытаскивает из кармана деньги и сует женщине в руки. Женщина посчитав деньги, кладет в сумку. Парень взглянув на женщину, улыбается, и поклонившись уходит. На улице юноша сталкивается с полицейским. Полицейский недоверчиво всматривается в парня. Парень спокойно удалившись, подходит к патефону. Патефон играет. Полицейский снова на что-то набрасывается.
   Женщина наводит в доме порядок. Развязывает веревку, кладет вещи на стол. Проходит и садится на диван, стучатся в дверь.  Появляется полицейский. Женщина встает и подходит к полицейскому. Полицейский внимательно все осматривает.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Здравствуйте!
ЖЕНЩИНА: - Кто вам нужен?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Ищу преступника.
ЖЕНЩИНА: - Где? В моем доме?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Он только что забежал в этот двор. Я думаю, может быть, он зашел в один из этих домов?
ЖЕНЩИНА: -Здесь никого нет...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Вы одни?
ЖЕНЩИНА:- А какое вам до этого дело?

   Полицейский, нагнувшись, смотрит под стол, стул и диван, разглядывает снизу доверху Женщину, нюхает одежду, подходит к Женщине.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Значит, никого. Очень хорошо. Тогда где же он спрятался?.. А почему Вы одна? Такая молодая, красивая, симпатичная. Я в этом округе недавно. Сначала работал в другом месте. Учитывая мои способности, меня повысили и послали сюда. (С гордостью). Теперь и эта территория и все на этой территории подчиняется мне. С законом нужно считаться.
ЖЕНЩИНА: - Вам больше нечего сказать?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Сказать? Слов много, душа переполнена... Знаете, моя должность такова, что я должен по всему подходить как цивилизованный человек. К вам, в этот двор, часто приходят незнакомые люди. Скажите честно, кто они, эти люди?
ЖЕНЩИНА (внимательно оглядывая его): - Незнакомые люди? Как вы различаете чужих и знакомых людей?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Чужие люди, - это не живущие в этом дворе.
ЖЕНЩИНА: - Хм...м.. Ясно. Может быть вы имеете ввиду людей, которые приходит ко мне на прием?..
ПОЛИЦЕЙСКИЙ (отойдя в сторону, стоит по команде "смирно!"):- На прием? Если не трудно, скажете пожалуйста, где вы работаете?
ЖЕНЩИНА (рукой указывает вверх): - Моя работа, моя должность такая, что ко мне часто приходит с жалобой.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - С жалобой? Кто они?
ЖЕНЩИНА: - Бывают обычные люди, бывают и люди с положением. Я служу своему народу.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ (наклоняется к Женщине):- Я тоже рядовой этого народа, обычный цивилизованный гражданин. Если можете, помогите и мне. Я не останусь в долгу.
ЖЕНЩИНА: - На кого и на что вы жалуетесь?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Жалуюсь? Нет, я не хочу называть никого... (Смотрит в сторону). Вы такая известная женщина, с положением, что кажется, не очень богаты... Живете просто.
ЖЕНЩИНА: - Я живу так, как живет мой народ. Мне нравится простой образ жизни. (Строго). Пожалуйста, слушаю Вас..
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Я хочу повысить свой чин. (Пальцем указывает на погоны). Но только почему-то это дело затягивается. Намекнуть бы им, замолвить бы словечко. С остальным я справлюсь сам... На должном уровне, цивилизованно. Я люблю точность.
ЖЕНЩИНА: - Займемся... Следует посоветоваться... О результатах сообщу.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ (стоит по команде "смирно"): - Я всегда готов служить... По правде говоря, вначале я о Вас думал иначе. Простите, сестренка!...
ЖЕНЩИНА: - Пожалуйста, пожалуйста. Да простит Вас Бог...

Полицейский выходит.Женщина перед зеркалом приводит себя в порядок, прихорашивается.Стучат в дверь. Женщина открывает дверь. Неуверенно, входит в дом мужчина: у него под мышкой газета.

МУЖЧИНА: - Здравствуйте... Можно?..
ЖЕНЩИНА: - Кто ты? Что тебе нужно?
МУЖЧИНА: - Знаете?.. Я... знакомый Япона... Пришел просто так.
ЖЕНЩИНА: - А... проходи, пожалуйста...

Мужчина, пройдя в комнату, чувствует себя стесненно. Женщина предлагает ему сесть.

МУЖЧИНА: - Да... Большое спасибо... Прошу прощения... Извините..
ЖЕНЩИНА: - Да, я тебя слушаю.
МУЖЧИНА: - Я... Извините... Простите...
ЖЕНЩИНА: - Как ты сказал? Кто тебя сюда послал?
МУЖЧИНА: - Я же сказал, что знакомый Япона.
ЖЕНЩИНА: - Япон... Ты говоришь про остроглазого? Ты мне кажешься знакомым... Кажется, мы где-то встречались, да?
МУЖЧИНА: - Может быть и встречались. Но я почему-то не помню...
ЖЕНЩИНА: - Ты не артист?..
МУЖЧИНА: - Нет, прошу прощения...
ЖЕНЩИНА: - Может быть ты певец?..
МУЖЧИНА - Нет, я не певец... Извините...Я писатель...
ЖЕНЩИНА: - Писатель? А что ты пишешь? У меня тоже есть один знакомый писатель, я всегда приглашаю его на свой день рождения, бывает тамадой. А ты на что способен?
МУЖЧИНА: - Я занимаюсь писаниной.
ЖЕНЩИНА: - Ты хоть написал что-нибудь?
МУЖЧИНА: - Да.. Нет.. Да... Прошу прощения... Извините...
ЖЕНЩИНА: - Ясно... Слушаю тебя (Пауза). Что с тобой?... Не стесняйся, говори... (Пауза). Почему молчишь?... (Смеется) Ха-ха-ха.
МУЖЧИНА: - Извините.. Я просто так.
ЖЕНЩИНА: - Так в чем же цель твоего визита? Может хочешь написать книгу обо мне?
МУЖЧИНА: - Книгу?... Да нет, меня интересует другое... Извините... Да...
ЖЕНЩИНА: - Что же тебя интересует?
МУЖЧИНА: - У меня к Вам некоторые вопросы... Если вы не против...
ЖЕНЩИНА: - Вопросы говоришь? Я давно сдала экзамены. И у меня нет желания отвечать на твои вопросы. Можешь идти, если тебе больше нечего сказать. Счастливо! У меня нет времени. Я человек дела. Мне не нравятся пустословы.
МУЖЧИНА (заикаясь): Прошу Вас, если возможно, ответьте на мои вопросы.
ЖЕНЩИНА: - Что тебе здесь, юридическая консультация? Что за вопросы?
МУЖЧИНА (собираясь уходить, подходит к двери). - Ну, хорошо, тогда будьте здоровы... Извините...
ЖЕНЩИНА (приближается к нему): - Подождите! О чем ты хочешь спросить меня?.. Ну, говори же... Я слушаю.
МУЖЧИНА (Мужчина утирает пот по лба, хочет присесть): - Разрешите мне сесть?..
ЖЕНЩИНА: - Садись, садись. Чересчур культурный, нет, э... ты похож на липучку. Ладно, задавай вопросы...
МУЖЧИНА (присев, достает из кармана ручку и блокнот): - Меня интересуют ваша жизнь, ваша судьба.
ЖЕНЩИНА: - Ты что, у меня интервью берешь? Убери эту ручку и бумаги. Скорее, скорее...
МУЖЧИНА(вынимая деньги из кармана, кладет их на стол): - Прошу Вас, если это возможно, расскажите о себе.
ЖЕНЩИНА (взяв деньги, пересчитав, кладет в сумочку, затем садится на кровать, перекинув ногу на ногу): - Ну, а теперь подойди поближе, задавай свои вопросы? Я готова... Иди, иди... Будь смелее...
МУЖЧИНА (пододвигает стул к кровати): - Извините... Как получилось, что вы выбрали эту профессию?.. Расскажите немного о себе... Если Вам не трудно... Прошу Вас.
ЖЕНЩИНА (недоверчиво поглядывая): - Ты, случайно, не болен?.. Кто тебя послал сюда?..
МУЖЧИНА: - Сказал же, Япон... Мой знакомый... Он и Ваш знакомый.
ЖЕНЩИНА: - Какой японец, испанец, француз?.. Ты что, бредишь? Что тебя нужно?
МУЖЧИНА: - Вы нужны мне... Ваша жизнь...
ЖЕНЩИНА(смеется). - Ха-ха-ха... Я в своей жизни повидала разных людей... Но только не встречала такого экземпляра. Разреши мне задать тебе вопрос: зачем ты эти деньги дал мне? Ради интервью?... Или книгу пишешь обо мне?... Скажи наконец, зачем ты пришел?..
МУЖЧИНА: - Послушайте. Может быть, сказанное мною покажется Вам странным. Я бы хотел, чтобы Вы рассказали мне о своих проблемах. Прошу прощения... Что побудило Вас избрать такой путь? Ну почему Вы не хотите понять того, что Вы являетесь частью общества? Вы могли бы выйти замуж, вырастить ребенка, могли бы стать образцовым главой семьи. Вы могли бы жить на честно заработанные деньги... Простите. Я понимаю, что в избранном Вами пути есть доля и нашей вины.
ЖЕНЩИНА: - Кажется, ты хочешь преподать мне урок нравственности или прочитать лекцию? А? - Ты случайно не учитель? Я много повидала таких учителей. Я сама с высшим образованием. И мне знаком моральный облик учителей, которые стремятся преподать уроки морали или нравственности тем учителям, которые как пиявки присасываются к своим студентам, пока не добьются своего. Мне также знакомы и те, кто стоит на страже наших законов и прав. (Пауза). Может быть и ты хочешь защищать мои права?...
МУЖЧИНА: - Нет... Просто ради каждой женщины, свернувшейся с неверного пути, я буду спокоен. В этом я чувствую удовлетворение. Счастье каждой женщины, каждого мужчины, даже общества, народа - это счастье, всего человечества... Умоляю Вам, вернитесь к прежней жизни... Сверните с этого пути.
ЖЕНЩИНА (подходит к нему): Так какой же путь мне избрать?..
МУЖЧИНА: - Путь верности, путь счастья...
ЖЕНЩИНА: - Есть ли такой путь?... Ведь ты же сам сказал, что все общество прогнило.
МУЖЧИНА: - Мне кажется, мы сможем встать на правильный путь. Если же не вернемся, всех нас ожидает трагедия. Все мы пассажиры одного корабля. Если придет "чума", распространится чахотка, поднимется вихрь эпидемии, и никого из пассажиров это не обойдет. Все мы сможем стать жертвами этой бури. Все! Понимаете?..
ЖЕНЩИНА: - Твое место в психушке, клянусь?!..
МУЖЧИНА: - Может быть... Прошу прощения.. Ответьте мне на один мой вопрос: как вы живете, то есть, сколько вы зарабатываете?...
ЖЕНЩИНА (осматривая его внимательно): - Ты что, издеваешься надо мной?.. (Вынимает деньги из сумки и бросает Мужчине в лицо) - Пошел, отсюда!

Мужчина смотрит женщине в лицо. Ему на глаза наворачиваются слезы. Зарыдав, он подает перед ней на колени.

МУЖЧИНА: - Извините, прошу Вас. Быть может, я задал слишком грубый вопрос. Я совершенно не хотел оскорбить Вас,  поверьте мне...
ЖЕНЩИНА: - Говорю тебе - вон! Забери свои деньги... Хватит считать меня за дурочку. Я много таких, как ты повидала! Ты посмотри на него, на его наставления! (Насмехается над Мужчиной). "Брось ты все это"! "Сверни со своего пути"! Я на правильном пути! Пусть такие, как ты, встанут на правильный путь. Бесстыжие!.. Вы, вы сами, бесстыжие!...
МУЖЧИНА: - Вы правы. Общество, которое не способно помочь выжить женщинам, само должно быть изменено. Это общество аморально... И мы является самыми страшными виновниками этого общества. И я в том числе... Все мы... Извините...

Мужчина выходит. Женщина слегка просматривает газеты, которые оставил Мужчина. Громко читает заголовки.

ЖЕНЩИНА (про себя): - Какой странный человек?... Может быть он ненормальный? Все дураки, которые есть на свете, обязательно должны меня найти... (Читает). - "Девушка сбросилась с балкона", "Муж задушил свою жену", "Ожидается ураган"... (В сторону). Ну и к черту! (Читает). Счастливая звезда. (В сторону). А, вот у меня знак "Скорпиона". Ну-ка, посмотрим, что пишут. (Читает). "Проявите немного активности и заработайте деньги. Будьте осторожны в общении с соседями. Вечером выйдите на прогулку. Остерегайтесь работы, требующей огромное напряжение, берегите нервы". (В сторону). Вот и все. (Пересчитывает деньги, которые ей дали парень и мужчина). Кажется, правильно написали. Имею ввиду деньги... Остается осторожное обращение с соседями. Какое мне дело до соседей? Каждый думает о себе. (Стучат в дверь. Женщина подходит к двери).А-а, кажется, соседка... К соседям должна отнестись спокойно. Иду, иду...

Женщина открывает дверь. Входит Соседка.

СОСЕДКА: - Соседка, здравствуй!
ЖЕНЩИНА - Здравствуй! Проходи, проходи... Добро пожаловать. Давно тебя не видно.
СОСЕДКА: - Эх, из дома можно выйти? Я сама себе уже противна. Жить надоело. Что это за жизнь?..
ЖЕНЩИНА: - Чем ты недовольна, соседка?
СОСЕДКА: - Всем... Всеми... Богом, людьми, родственниками, соседями, сыном, дочерью...
ЖЕНЩИНА: - М-м-м... Соседка, у тебя какой знак?
СОСЕДКА: - Что за знак? Какой знак?.. Не понимаю. О чем ты?..
ЖЕНЩИНА (берет газету): - Знак да... Хочу узнать о чем говорят звезды?
СОСЕДКА (смеется): - Э...э.., да ну тебя... Неужели ты веришь этому?...
ЖЕНЩИНА: - Верю... Назови свой знак. Посмотрю, что написано... Что написано пером, не вырубить топором, соседка.
СОСЕДКА: - Я родилась под знаком "Рак"...
ЖЕНЩИНА: - Рак.. Да... Посмотрим, что пишут? (Читает). "Удачный день для любви. В помощи друзьям не отказывайте. Не смотрите телевизор. Постарайтесь помириться с поссорившимся человеком". (Пауза). Да, вот так...
СОСЕДКА (смеется): - Все это ложь. Мне что, до любви теперь? Дети мои устроили свою судьбу: сын женился, дочь замужем, правда, никто меня не навещает и материально не помогает, вероятно, у них нет возможности. Друзей у меня нет. Телевизор испортился, не работает. И нет человека, с кем я была бы в ссоре. Дорогая, не верь в это...
ЖЕНЩИНА: - Нет, то что пишут о моем знаке всегда сходится. Я верю в звезды, в свои звезды...
СОСЕДКА: - Да будет так!... Ты знаешь, зачем я к тебе пришел?
ЖЕНЩИНА: - Скажите, узнаю...
СОСЕДКА: - Во-первых, дай мне деньги в долг.
ЖЕНЩИНА (смотрит в газету): - Ага... Здесь меня предупреждают, что я была осторожна с соседями... Да, потом...
СОСЕДКА: - А потом.. В наш дом переехали новые соседи... Сосед с той стороны продал свою квартиру. Заведующий аптекой...
ЖЕНЩИНА: - Да? Сколько комнат у него было?
СОСЕДКА: У него четыре... Три комнаты у меня, две у тебя... Всего девять комнат...
ЖЕНЩИНА: - Какое нам до них дело?
СОСЕДКА: - Дело в том, что новые соседи хотят закупить весь дом. Кажется, богатые люди. Заведует аптекой сказал, что спроси, поинтересуйся, желающим продать квартиру, смогу предложить хорошие деньги...
ЖЕНЩИНА: - Об этом поговорим потом. - Кто он, чем занимается этот наш новый сосед?...
СОСЕДКА: - Очень богатый человек, на хорошей должности. Раза два мельком его видела... Ну что, соседка, как насчет долга? Если сможешь...
ЖЕНЩИНА: - Ты же видела, что написано о моей доле?... Там ничего, об этом не написано. Поэтому я не смогу одолжить тебе... Но... Только здесь советуют быть осторожным с соседями. Может, это касается новых соседей. Откуда мне знать? Я тебе не даю денег в долг, но и с пустыми руками возвращать не хочется, отказать не могу. (Руку протягивает к сумке, вытаскивает деньги). На, бери. Даю просто так... Знаю, ты не любишь брать в долг...
СОСЕДКА: - Нет, сейчас хочу взять в долг...
ЖЕНЩИНА: - Я же сказала, что в долг не даю. Бери, расходуй на здоровье...
СОСЕДКА: - Нехорошо получается...
ЖЕНЩИНА: - Бери, бери. К соседям я должна относиться с уважением, вернее, с осторожностью. Здесь так написано... В газете...

Соседка с неуверенностью берет деньги.

СОСЕДКА: - Дай Бог тебе здоровья, счастья. Деньги на хлеб закончились. Сама знаешь, что у меня нет никаких доходов. А пенсионных денег хватает на неделю. Не знаю, куда смотрят...?
ЖЕНЩИНА: Кто? Дети?...
СОСЕДКА: - Разве дети что-нибудь зарабатывают, чтобы еще и мне помогали? Я говорю о сидящих там, наверху...
ЖЕНЩИНА: - Наверху?.. Э... не вмешивай меня в политику. Я сейчас занята усовершенствованием своего ремесла.
СОСЕДКА (смеется): - Что? Ремесла? (Снова смеется). Ты что выбрала новую профессию? Что это за профессия?...
ЖЕНЩИНА (строго): Почему смеешься? Ты думаешь, легко работать в этой области? Сейчас соперничество настолько велико, что... А со стороны битва кажется легкой.
СОСЕДКА: - Ты что, тоже воюешь?
ЖЕНЩИНА: - А ты как думала? Я каждый день воюю. Деньги заработать не так уж легко, дорогая соседка. Это настоящая борьба. Только посмотри, куда уходят заработанные мною деньги? На сауну, массаж, маникюр, педикюр, в парикмахерскую... еще не говоря о полиции, прокуроре, враче, следователе и так далее, и так далее... Ты сама знаешь, дети - моя слабость. Поэтому по возможностям, помогаю и сиротам. Ты не бери на себя, соседка. Люди стали жадными. Плохие времена настали. Все требуют денег, денег... Эх, соседка... Ты думаешь легко служить народу?..
СОСЕДКА: - Господи! Откуда мне знать? Да покарает Бог наше время. Когда-то ты была ребенком, чистым, как цветок. Была у тебя семья, сама была чистой...
ЖЕНЩИНА: - А что со мной случилось? Я и сейчас чистенькая. Чиста перед своим народом. Честно проливаю пот, деньги зарабатываю. Как это делают некоторые, семьи не разрушаю, взяток не беру, не продажничаю...
СОСЕДКА: - Ты сама знаешь, я тоже всю свою жизнь служила своему народу... А что заработала?
ЖЕНЩИНА: - Почему же? А что ты должна была заработать? Ты в свое время жила неплохо, даже прекрасно. Хорошо вспоминаю твою молодость. Всегда находилась в окружении знаменитых людей. В объятиях всегда держала крупные букеты цветов. С телевизора не сходила.
СОСЕДКА: - Моим заработком были только цветы. Больше ничего. (Пауза). Правда, много мужчин ухаживало за мной.
ЖЕНЩИНА: - А что тебе еще нужно? Танцуя, объездила весь мир. Всегда на торжествах, балах, на званных обедах, бывала в высшем обществе. Слава богу и сейчас ты еще легка, хороша.
СОСЕДКА (расправив походку с гордостью): - В те дни встретился один из старых знакомых...
ЖЕНЩИНА: - Знакомый - мужчина?...
СОСЕДКА: - Ну, конечно... Эй! Да ну тебя. Для меня сейчас нет разницы: мужчина это, или женщина? Да, я же об этом... Говорили мне, что я совершенно не изменилась, осталась прежней.
ЖЕНЩИНА: - Твой знакомый тебе это говорил?..
СОСЕДКА: - Ну, да. Вроде бы я такая же красивая, статная, привлекательная. Не знаю... Вроде бы...
ЖЕНЩИНА: - Он говорит правду. В то время, в детстве, я тоже хотела стать танцовщицей как ты, но не вышло... Дома не разрешили... Хотя бы весь мир объездила...
СОСЕДКА: - Ты права, я во многих местах побывала... Я была влюблена в свою профессию, может даже сказать, была ее рабыней. Я и сейчас во сне танцую в больших - больших салонах...
ЖЕНЩИНА: - Почему во сне? Иногда я вижу из своего окна: когда у тебя хорошее настроение, танцуешь на балконе, как-будто лебедь плывет. Когда смотрю на тебя, душа радуется и хочется танцевать. (Внимательно осматривает ее). Если хочешь, могу заказать танцевальный номер.
СОСЕДКА: - Что ты? Настолько ты считаешь меня легкомысленной?... Разве я сейчас думаю о танцах? Я будто задыхаюсь, воздуха не хватает... Нуждаюсь в куске хлеба. (смотрит на деньги в руке).
ЖЕНЩИНА: - Будут танцы - будет и хлеб.

Женщина подходит к окну, делает руками знаки Юноше, который проигрывает патефон. Юноша проигрывает одну из классических танцев. Соседка, которая была занята деньгами, поднимает голову, смотрит на Женщину, внимательно прислушавается к музыке и подчиняясь гармонии мелодии, поводит  плечами.

СОСЕДКА: - Классический вальс... В свое время мне очень нравилась это мелодия. Иногда покойный муж, когда ему бывало грустно, заводил патефон и говорил: - "Красавица, вытащи меня из этого мрака". Я понимала смысл его слов, поднимала руки, выходя на середину комнаты и своим танцем я как бы возвращала к жизни моего уже покойного мужа.
ЖЕНЩИНА: -Может, ты и меня вытащищь из этого мрака? Что скажешь, соседка?
СОСЕДКА:- Мое время прошло, моя дорогая... Постарела, да и годы уже не те...
ЖЕНЩИНА (напущенно нахмурив брови): - Ну хорошо, что поделать? Не хочешь, не танцуй... Нельзя же заставить?...
СОСЕДКА (подходит к женщине): - Ну хорошо, хорошо, ради Бога... Кажется, обиделась?... Что мне делать? Не хочу тебя обидеть...

Соседка танцует под ритм вальса. Через некоторое время и Женщина присоединяется к ней. Они обнявшись танцуют. Дверь бесшумно открывается. На пороге стоит Полицейский. Он с удивлением смотрит на танцующих женщин. Немного спустя и Полицеский начинает танцевать в такт музыке. Женщина и Соседка увидев Полицейского, останавливаются. Полицейский продолжает плавно танцевать посередине комнаты. Музыка прекращается. Полицейский подходит к женщинам.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Ну, как?
ЖЕНЩИНА: - Что как?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Мой танец понравился. Смогу я стать танцором?...
ЖЕНЩИНА: - Так ты и есть самый настоящий танцор...
СОСЕДКА (подходит к двери): - Ладно, я пойду. (Женщине). Долгой жизни тебе, соседка... Помогла мне в трудный момент...
ЖЕНЩИНА:  - Да ты сядь, располагайся... Куда так торопишься?
СОСЕДКА: - Пройдусь по магазинам... Да и в аптеку должна зайти: нужны некоторые лекарства.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ (Соседке): - Слава Богу, идешь, будто лебедь плывет, зачем тебе лекарства?... Ты же еще так молода...
ЖЕНЩИНА (Полицейскому): - Что ты за наглый человек? Кто тебя пригласил сюда?...
СОСЕДКА: - До свиданья, я пойду...

Соседка выходит. Женщина стоит перед Полицейским.

ЖЕНЩИНА: -Говори, что тебе нужно в моем доме?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ (растерянно): - Ты думаешь, я не знаю кто ты на самом деле? Считаешь меня глупцом?
ЖЕНЩИНА:- А есть смысл в том, чтобы говорить глупцу - что он глупец?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Слушай, я пришел к тебе с хорошим, выгодным предложением...
ЖЕНЩИНА: -Я ни откого не принимаю никаких предложений... Я сама делаю другим предложения. Понятно?!.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Слушай, давай поговорим цивилизованно, без аргументов у нас разгговора не получится.
ЖЕНЩИНА:- Хорошо, слушаю...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:...Я нашел клиента для твоей квартиры. Состоятельный, цивилизованный человек...
ЖЕНЩИНА: -Кто ты такой, чтобы находить для моей квартиры клиента?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Минуточку! Дело состоит в том, что мой начальник купил квартиру по соседству с тобой.
ЖЕНЩИНА: -А что мне до этого?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Мне поручили задание, узнать, кто еще продает квартиру в этом доме? Я должен это уточнить. Все должно решиться на цивилизованном уровне.
ЖЕНЩИНА:- У меня нет желания продавать квартиру. А тебе совет: иди, занимайся своими делами, но только в цивилизованном порядке...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Давай все-таки поговорим, основываясь на аргументах. У тебя есть двухкомнатная квартира, не так ли? А тебе обеспечат трехкомнатную квартиру в любом районе города. Ну как? По-моему отличное предложение... Другой вариант тоже есть.
ЖЕНЩИНА: -Ты бы лучше занимался решением своих проблем... Не видишь, в доме от шума-гама невозможно жить... Всю улицу превратили в базар: кто продает, кто покупает... Да еще ты с другой стороны... И целый день ходишь - свисток во рту... Ты лучше сохраняй спокойствие, восстанови тишину - в цивилизованном порядке...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Ну что же... Я должен был лишь предложить...
ЖЕНЩИНА: Не разрешу кому-либо вмешиваться в мои личные дела. Что купить-продать я и сама хорошо знаю...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Пусть так... Что мне еще сказать? Полагаю, что если ты не хочешь, чтобы вмешивались в твои личные дела, тогда перейдем к решению общественных проблем. В цивилизованном порядке, с аргументами...
ЖЕНЩИНА:- А в чем проблема?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Общественное дело?.. Я имею ввиду дело, которое касается не только тебя, но и меня... Понятно?
ЖЕНЩИНА: -Это дело решает общественность. А ты кто такой, в конце концов?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Я представитель этого народа... (Протягивает руку, показывая на улицу). Теперь этот район и все, кто живет в этом районе находятся в моем подчинении. И ты в том числе...
ЖЕНЩИНА:- И даже твой начальник, купивший квартиру по-соседству в твоем подчинении?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Начальник?... Нет! Да! Нет!... Прошу, провокационные вопросы не задавать. Давай говорить, обосновываясь на аргументы. (Подходит к женщине). Решим проблему в цивилизованном порядке... Учитывая общественные условия...
ЖЕНЩИНА (отходит назад): - Уходи!... Убери свои руки!... Иначе пожалеешь!...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - За кого ты меня держишь? Разве я не знаю, какими делами ты здесь занимаешься? Если бы меня не было, кто обеспечил бы твою общественную безопасность?... Почему ты не согласишься, чтобы я решил проблему на цивилизованном уровне...
ЖЕНЩИНА (кричит): - Я сказала, убирайся! Идиот!

Музыка. Полицейский подходит к Женщине, и грубо обнимает ее. Женщина оказывает сопротивление, внезапно вытягивает пистолет из кобуры Полицейского. Женщина вырывается из его рук, и отходит назад. Полицейский увидев пистолет в руках Женщины, проверяет свою кобуру. Увидев, что кобура пустая, поникает; подняв руки вверх, отходит назад. Женщина наводит дуло пистолета на него. Полицейский встает на колени, начинает на коленях ползти к ней. Женщина нажимает на курок... Комната наполняется дымом, туманом. Полицейский падает на пол. Женщина ошеломлена... Бросив оружие, подходит к Полицейскому. Дверь открывается. Входит Сосед. С удивлением смотрит на Женщину и Полицейского.

СОСЕД (Женщине): - Здравствуйте... (Показавает на лежащего Полицейского). А с ним что случилось? Ранен? Что он здесь искал?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ (быстро встает на ноги, вытянувшись смирно, отдает честь в соответсствующем порядке):  - Слушаю, господин начальник!...
ЖЕНЩИНА: -Так ты живой!...
СОСЕД (Полицейскому): - Уходи отсюда...

Полицейский взяв пистолет, выходит из комнаты. Сосед и Женщина внимательно смотрят друг на друга. Музыка.

ЖЕНЩИНА: - Так ты и есть новый сосед?
СОСЕД: - Да... Кажется мы знакомы...
ЖЕНЩИНА:- Кажется... Ты сильно изменился...
СОСЕД:  -А ты ничуть не изменилась... Давно здесь живешь?...
ЖЕНЩИНА: -Давно... Очень давно...
СОСЕД: - Совсем не ждал этой встречи... (Пауза) Правду говорят, что мир тесен... Сколько времени прошло?
ЖЕНЩИНА:- А что, может ты жалеешь?
СОСЕД: -Нет... Хотя не знаю. Такова жизнь... Судьба любого человека, кем бы он не был, не зависит от него самого... Мир заставляет жить по его законам. Все мы в этом мире рабы с закрытыми глазами.
ЖЕНЩИНА: - Никто не должен быть рабом самого себя. Может, скажешь, что я не права?

Музыка.

З А Н А В Е С


























Действие второе

Квартира женщины. Теперь в комнате чувствуется порядок. Окно выходит на ули: иногда на улице - то есть на тротауре - играет музыка на старом патефоне, поставленным на стол.
Женщина разговаривает с Соседкой.

ЖЕНЩИНА: - Так значит выходит, что я должна продать свой дом по дешевизне, и уйти. Этому не бывать. Я отсюда никуда не уйду.
СОСЕДКА: - Тебе самой лучше знать. Честно говоря, мне деньги нужны как воздух и вода. В мои годы не очень-то хочется попрошайничать. Продам свой дом и уйду жить к детям.
ЖЕНЩИНА: - К каким детям?
СОСЕДКА:  - То есть как к каким? Своим - сыну, дочке...
ЖЕНЩИНА: -Да ладно... Что я, не знаю твоих детей? Забыла, сколько раз твои невестка и зять выгоняли тебя из своих домов.
СОСЕДКА: - Я никого в этом кроме себя не виню...
ЖЕНЩИНА: -Хорошо, что хоть признаешься в своих ошибках... А как же я? Я тоже виновата?...
СОСЕДКА:  -Нет на свете безвинных людей, соседка... Ты еще молода... Сможешь вернуться на истинный путь...
ЖЕНЩИНА: -На истинный путь? Разве я не на верном пути?
СОСЕДКА: -Да нет... Я хочу сказать, что ты еще можешь выйти замуж, вырастить ребенка, стать хозяйкой семьи...
ЖЕНЩИНА (внимательно на нее смотрит): - Я смогу жить, честно зарабатывая, это ты имела ввиду?...
СОСЕДКА:- Да... Именно это я хотела сказать...
ЖЕНЩИНА: - Ты случайно не сговорилась с одним писателем?...
СОСЕДКА: -С каким писателем?... О чем ты говоришь?...
ЖЕНЩИНА: -Ничего ососбенного... на днях познакомилась с одним писателем. Он говорил точно так же, как и ты...
СОСЕДКА: -Я говорю, то что у меня лежит на сердце... Я никогда не повторяю слова других...
ЖЕНЩИНА: -Тогда зачем ты обвиняешь меня? Почему не скажешь, что все наши беды от общества, в котором мы живем? Почему не скажешь, что сначала надо лечить наше общество? Будь неладно это время...
СОСЕДКА:- А какое мне дело до общества, соседка?
ЖЕНЩИНА:- Потому что общество, в котором женщина не может жить честно, должно быть обречено на смерть. Это общество безнравственно... Все мы обитатели одного и того же корабля, попавшего в бурю... Понимаешь?...
СОСЕДКА:- Понимать-то понимаю... Но что толку? Каждый думает прежде всего о себе... Видишь наших новых соседей? Говорят, что у них в городе несколько квартир. А теперь хотят скупить все квартиры в нашем дворе...
ЖЕНЩИНА:- Кто это говорит?
СОСЕДКА: -Полицейский рассказывал... Тот самый толстопузый, который с утра до вечера орет на всю улицу. А наш новый сосед его начальник. На днях познакомилась с его женой...
ЖЕНЩИНА: -С чьей женой? Полицейского?
СОСЕДКА: -Да нет, я говорю о жене начальника - нашего нового соседа. Ты бы видела, какая она высокомерная и надменная...
ЖЕНЩИНА: -Откуда знаешь?...
СОСЕДКА: -По внешности, поведению, разговорной речи, походке.
ЖЕНЩИНА: -Вот тебе на! Не думала что ты - знаток людей?
СОСЕДКА: -А ты как думала? Я ведь почти весь мир объездила. Много общалась с людьми, и у каждого разные характеры... А таких как она - я узнаю за сто километров...
ЖЕНЩИНА (смеется): - Что случилось? Ты говоришь о нашей соседке так обиженно...
СОСЕДКА: -Вчера остановила меня, говорит, тетя, скоро мы скупим все дома в этом дворе...
ЖЕНЩИНА: -Она тебя называет тетей?...
СОСЕДКА: -Ну да... А кого еще?... Разве я так постарела?...
ЖЕНЩИНА:- Наверное, невоспитанная женщина. Аморальная...
СОСЕДКА: -Как только ее увидишь, сразу поймешь какого поля она ягода. Говорит, что посередине двора хочет построить бассейн, на крыше устроить сауну... Про себя думаю, гордячка, для кого все это ты делаешь?... У тебя всего-навсего один ребенок... В трех-четырех местах уже есть квартиры. Никак глаза насытиться не могут...
ЖЕНЩИНА: - Это своего рода болезнь...
СОСЕДКА:- И не говори... Так или иначе, я уже решила - продам дом и уеду. И тебе советую...
ЖЕНЩИНА:- Я никуда не уеду... Чем я хуже гордячки?
СОСЕДКА:- Нет конечно... Она твоего мизинца не стоит... Будь она неладна.

В дверь стучат. Женщина подходит к двери. Появляется Мужчина. В его руках газета.

ЖЕНЩИНА:- Проходите в комнату, пожалуйста...
МУЖЧИНА:- Здравствуйте... Можно?...
ЖЕНЩИНА:- Конечно. Присаживайтесь...
СОСЕДКА:- Хорошо, соседка, я пойду, у меня дела...
ЖЕНЩИНА: -Как знаешь...
МУЖЧИНА: - Прошу Вас, не беспокойтесь... Если бы знал, что помешаю, не пришел бы...
ЖЕНЩИНА (Соседке): - Писатель, о котором я тебе рассказывала - это он и есть... Хочет написать книгу обо мне...
СОСЕДКА: - Книгу? О тебе? А о чем именно?
ЖЕНЩИНА: - В связи с моей общественно-политической деятельностью... А что, разве нельзя? (Мужчине). Эта обаятельная женщина - моя соседка... Мы к тому же с ней еще и подруги... В прошлом она была танцовщицей. Вы только посмотрите на ее осанку: стан как у джейран, а какой прелестный взгляд. Всех затмит своим сиянием... Может напишите  и о ней книгу?... Это возможно?...
МУЖЧИНА: - Конечно, возможно...Я знаю эту прелестную женщину с давних пор... Она своими танцами покорила много стран, и много сердец...
ЖЕНЩИНА: - А-а-а. Кажется, вы влюбились в мою соседку...
МУЖЧИНА: - Я был влюблен в ее танцы еще с детства... (Соседке). Вы, как всегда прекрасны...
СОСЕДКА: - Эх, сын покойного... Вы говорите о невозможном. От прежней танцовщицы не осталась и следа... Я бы сказала, что все хорошее в моей жизни осталось позади. Хорошо, я пойду...
ЖЕНЩИНА:- Как знаешь... Наша рукопись осталась половинчатой с того дня. Книгу надо написать как можно быстрее. (Мужчине). Наверное, читатели вас торопят, не так ли?...
МУЖЧИНА: - Нет... Да... Извините. (Соседке). Прошу Вас, садитесь. С вами разговаривать, слушать вас для меня большая честь... Ведь вы - живая легенда... Энциклопедия...
ЖЕНЩИНА: -Вот это да! (Мужчине). Кажется. Вы на самом деле влюбились в мою соседку...
СОСЕДКА:- Ради Бога, прекратите... Не смущайте меня... Я должна идти... У меня дела...
ЖЕНЩИНА: -Как хочешь... Когда будет свободное время, заходи...
СОСЕДКА: -Договорились... До свиданья...

Соседка выходит.

ЖЕНЩИНА (смотрит вслед соседке): - Слава Богу, ходит, как-будто лебедь плывет... (Мужчине). Да, я Вас слушаю... Как  дела с книгой?...
МУЖЧИНА: Какая книга?...
ЖЕНЩИНА:- Вы разве обо мне не будете писать?
МУЖЧИНА: -Нет... Дело не в книге...
ЖЕНЩИНА: -А в чем же дело? Книгу не пишешь, других желаний тоже нет...
МУЖЧИНА: -Знаете ли, я пришел сюда с другой целью.
ЖЕНЩИНА: -Что за цель?...
МУЖЧИНА: -Извините... Простите... Я хочу устроить вас на работу...
ЖЕНЩИНА (смеется): - Ты что - агентство по трудоутсройству? И потом,с чего ты взял, что я не работаю?
МУЖЧИНА: -Работаете? Где? По-моему, вы нигде не работаете...
ЖЕНЩИНА: -Какое вам до этого дело? Хотя бы прямо здесь, в своей квартире... Или вы тоже хотите взять должное с меня?
МУЖЧИНА: -Что за долг? Простите... Меня беспокоит судьба наших женщин как гражданина и как писателя...
ЖЕНЩИНА:- Об этом ты говорил уже на прошлой неделе... Лучше скажи, зачем опять пришел сюда?... Никак не могу понять что ты за человек...
МУЖЧИНА: -Я уже сказал цель своего прихода... Извиняюсь... Я хотел бы видеть всех наших женщин счастливыми.. Может сказанное мною может стать поводом для издевки и насмешек других... Но напрасно... Да, на самом деле вы  правы. Я хочу написать о женщинах книгу. Основу этой книги будут составлять судьбы и жизни тех, кто стал жертвой страсти, обреченные на унижения и оскорбления, подавленных, избитых, обруганных женщин, матерей и сестер, невесток и девушек. Я собираюсь посвятить одну главу этой книги людям, ставшим вторым сортом общества - женщинам, которые продажей своей чести и тела обречены жить. Я хочу привлечь внимание к этой огромной трагедии, надеюсь найти выход из этого тупика... Простите.. Извините..
ЖЕНЩИНА:- Ты пришел, чтобы сказать все это?... (Пауза). Деньги есть?...
МУЖЧИНА:- Простите... Дело не в деньгах...
ЖЕНЩИНА: - "Дело не в этом", "дело не в том"... А в чем дело?... За кого ты меня принимаешь?...Продажная?...  Проститутка?... Испорченная? Уличная женщина? Да? (Кричит). Убирайся вон!...
МУЖЧИНА:- Извините...
ЖЕНЩИНА: -Какое тебе дело до того, как я живу?... Кто ты такой? Каким делом мне заниматься, как мне жить я и сама прекрасно знаю. Если хочешь знать, это своего рода месть этому миру, мужчинам, которые живут в этом мире. Понимаешь?... Я зарабатываю деньги честным трудом... Если бывает нужно, трачу деньги на таких как ты!... Предлагаю свою помощь сиротам, безруким-безногим... Плевать хотела на бесчестное общество! И на тебя тоже!... (Кричит). Уходи! Убирайся! Подлец!... Негодяй!...
МУЖЧИНА:- Простите... Извиняюсь...

Мужчина спотыкаясь выходит из комнаты. На улице Юноша прокручивает патефон. Женщина машет рукой Юноше; то есть, как ты, как твои дела?... Юноша искоса смотрит на Мужчину, вышедшего от Женщины. Женщина улыбаясь, смотрит на Юношу. Музыка продолжает играть. Через некоторое время приходит Сосед. Женщина смотрит на него холодным взглядом. Сосед подходит к Женщине.

СОСЕД: - И в самом деле, мир очень тесен...
ЖЕНЩИНА: - Наверное, ты и представить себе не мог, что мы когда-либо станем соседями, не так ли?
СОСЕД:- Если скажу, что не вспоминал о тебе, это было бы ложью.
ЖЕНЩИНА:- Не боишься, что однажды твоя жена увидит, как посещаещь соседнюю квартиру, устроит скандал?...
СОСЕД:- Жена ребенка  укладывает спать... Кроме того, я сам говорил ей, что познакомлюсь с соседями.
ЖЕНЩИНА: - А если правильнее сказать, что поговоришь о своем намерении купить квартиры в доме...
СОСЕД:- Да, это так, в моих планах есть и такое.
ЖЕНЩИНА: - А в моих планах нету продажы квартиры... Я в этом доме, в этом дворе живу уже давно, и никуда уезжать у меня и в мыслях нету.
СОСЕД:- Пусть будет так... Ты в те времена тоже жила в этой квартире?...
ЖЕНЩИНА: Это дом моего отца... Во времена, когда мы были с тобой знакомы, я жила в другом месте - снимала квартиру...
СОСЕД: - Так вот оно что... Я тебя провожал несколько раз до двора дома, где ты жила...
ЖЕНЩИНА:  - Нет... В том доме жила моя подруга... Одна время я оставалась у нее... А детство, юность, молодость проходили  здесь - в этой квартире...
СОСЕД: - Слава Богу, ты и теперь молода... Ничуть не изменилась...
ЖЕНЩИНА: -И ты тоже... Кажется, тебя повысили в должности...
СОСЕД: -Так себе... Где-нибудь работаешь?...
ЖЕНЩИНА:- Ты научил меня такому ремеслу, что я всю жизнь буду зарабатывать деньги...
СОСЕД: -Что за профессия? Какие деньги? Нет, это не так... Мы тогда были молоды... Ни о чем не задумывались... В молодости такое бывает...
ЖЕНЩИНА: - В молодости кого-то обмануть - это обычное дело, да?...Посягнуть на честь, а затем неустанно умолять, предлагать деньги.. это все пустяки, не так ли? Уничтожить ребенка в утробе матери, который не сегодня-завтра появится на свет, затем исчезнуть, поменять адрес, наконец, шантажировать и пугать - это все ошибки молодости, не так ли?...
СОСЕД: Ты хочешь меня обвинить?...
ЖЕНЩИНА: -У меня потом никогда не было ребенка... (Пауза). Если хочешь знать, после твоего предательства, назло тебе я стала менять мужчин как перчатки... Даже замуж вышла... Что и говорить, не получилось... Я не смогла родить ребенка... Ты убил моего ребенка... На тебя смотрю не как на человека, а как на убийцу... Ты убил мою и первую любовь, и невинные, чистые чувства к мужчинам...
СОСЕД: - Ты не смогла забыть прошлое... Все прошло, осталось позади..
ЖЕНЩИНА:  - Я часто  хожу в садики, где живут сироты, отношу подарки в детские дома. Я очень люблю детей...
СОСЕД: -Какую цель ты преследуешь, рассказывая мне все это?...
ЖЕНЩИНА:- А какова цель твоего прихода?...
СОСЕД:- Ничего особенного... Хотел поговорить в связи с квартирным вопрососм... Я уже поговорил соседкой - танцовщицей... Она хочет продать свою квартиру. Сказал, что хочу узнать твое мнение...
ЖЕНЩИНА: -Конечно, ты согласишься на все мои условия...
СОСЕД (смеется): - В любом случае мы давние знакомые...
ЖЕНЩИНА: -Ты хочешь услужить своей давней знакомой... Понятно...
СОСЕД (Сосед снова смеется): - Тебе  лучше знать...
ЖЕНЩИНА: -Да, мне лучше знать... Знаю, что ты не хочешь жить со мною по соседству... Не только из-за того, что ты надумал увеличить квадратуру своего дома... Но еще из-за того, что ты не хочешь быть соседом испорченной женщины... До тебя уже дошли слухи, каким ремеслом я занимаюсь. О другом ты тоже подумал - в будущем идеальная, скромная жена, узнав о твоей связи с уличной женщиной, твою жизнь превратит в ад. Не так ли?...
СОСЕД: - Ты выдумываешь версии, выдвигаешь факты... Я хотел поговорить с тобой чисто по-деловому. Прошлое осталось в прошлом...
ЖЕНЩИНА: - Ты так думаешь, да?... Нет, я тебя не обвиняю... Ты уже давно для меня не существуешь... Умер... Твой голос звучит для меня как-будто с того света...
СОСЕД:- Я не хотел, чтобы мы перешли к взаимному обвинению... Лучше будет, если мы перейдем к решению своих проблем... Я жду твоего предложения.. Может тебе купить в другом месте двух- или трехкомнатную квартиру?... Есть и другой вариант - покупаю точно такую квартиру, дополнительно даю определенную сумму денег. Оба эти варианты возможны... По-моему мы можем прийти к общему согласию...
ЖЕНЩИНА: -Я пока не могу сказать что-либо определенное... Надо подумать...
СОСЕД: - Подумай, хорошенько подумай... (Пауза). Больше ничего не хочешь мне сказать?...
ЖЕНЩИНА: А что я могу тебе еще сказать? (Пауза). Вот что, скажи своему суетливому работнику, пусть не вмешивается не в свои дела...
СОСЕД: - Скажу... Будь спокойна... (Подходит к двери). Всего хорошего... Еще встретимся...

Сосед уходит. Женщина берет газету, ложится на диван. Просматривает страницы.

ЖЕНЩИНА (про себя): - Да, нашла... Вот... Знак Скорпиона...

В дверь стучат. Женщина встает, подходит к двери. На пороге Полицейский.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ (поклонившись): - Можно?... Я могу отнять две минуты вашего времени?...
ЖЕНЩИНА (серьезно и сердито): - Слушаю...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Я узнал... Вы на самом деле очень уважаемый, влиятельный человек. Вы намного достойнее наших многих мужчин.
ЖЕНЩИНА: - Слушаю...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Прошу вашей помощи в решении моей проблемы в положительную сторону в вышестоящих кругах. Я хочу, чтобы мое дело решилось в цивилизованном порядке.
ЖЕНЩИНА:- Какое дело?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ(показывает указательным пальцем на на свое плечо - на погоны): - Дело повышения чина... Меня давно должны были повысить в чине... Может быть вы попросите у начальника?...
ЖЕНЩИНА:- У начальника?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Да, у него самого... Я узнал, он работает под вашим руководством...
ЖЕНЩИНА(смеется):- - А это кто сказал?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Об этом не говорят... Мы ведь не дети... Я уверен, что вашу просьбу он выполнит. А я в долгу не останусь. Постараюсь всегда быть вам полезным, в цивилизованном порядке...
ЖЕНЩИНА:- Хорошо, договорились...  Учту...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Чем могу вам помочь?
ЖЕНЩИНА: -Ничем...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Вы очень цивилизованная женщина... Такая простая, обыкновенная, неалчная...
ЖЕНЩИНА: -Откуда знаешь?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -А почему мне не знать? Ежедневно тысячу людей проходит перед моими глазами... Это моя работа...
ЖЕНЩИНА: -Да, твоя работа тоже сложная...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Ее просто сложной не назовешь... Поэтому и хочу как только получу повышение, перевестись на другую работу...
ЖЕНЩИНА: -Да, так будет лучше...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Вся надежда на вас..
ЖЕНЩИНА: -Почему? Ты можешь попросить супругу начальника...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ(пугается): - Ради бога... Не произносите имя этой женщины около меня...
ЖЕНЩИНА (смеется): - Почему? Что случилось?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Когда вижу эту женщину, страх окутывает всю мою душу. Даже колени начинают трястись.
ЖЕНЩИНА:- Почему?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Да так, не обращайте внимание, просто так сказал... (Пауза). Наверное вы ее совсем не знаете...
ЖЕНЩИНА:- Нет... Откуда мне ее знать? Они ведь недавно переехали...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Да я сам помогал при переезде... Начальник сам по себе неплохой человек. Наверное вы его хорошо знаете...
ЖЕНЩИНА: -Да нет... Не очень хорошо...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Я знаю, что он вас уважает, и даже остерегается...
ЖЕНЩИНА(смеется): - Откуда тебе это известно?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Об этом не говорят... Но его жена...  (Пауза). Наверное, вы хорошо храните секреты...
ЖЕНЩИНА:- Наверное...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Я вам кое-что скажу, но при условии, что все останется между нами. Эта женщина сама начальник над нашим начальником. Ему житья нет от нее... В цивилизованном порядке... Бедный мужчина не знает куда деваться. Да и после его переезда его на нашу территорию и мне житья нет... Но только все это между нами...
ЖЕНЩИНА:- Само собой...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Превратила меня в игрушку в своих руках... Купи ребенку молоко... Отвези белье в прачечнвую... Сходи на базар... Но дело в том, что и денег на расходы не дает. В цивилизованном порядке... Похоже что я на нее только и работаю. Все заработанное на нее трачу... Про свою семью, детей я и думать забыл...
ЖЕНЩИНА:- А начальник ничего об этом не знает?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Но я же вам сказал... Она сама начальник над начальником...
ЖЕНЩИНА: -Странно...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Странно легко сказано, сплошной кошмар... Извините меня, конечно, но она буквально в переносном смысле оседлала своего мужа.
ЖЕНЩИНА:- Разве начальник такой растяпа?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - А что начальнику еще делать?... Я его не осуждаю... Отец его жены когда-то работал на большой должности, смог ему помочь, продвинуться по служебной лестнице... А теперь, как он сам говорит, превратился в заложника своего прошлого...
ЖЕНЩИНА:- Не поняла, чье прошлое?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Начальника... Но только между нами... Если женщина узнает что я здесь, да еще про нее рассказываю, она меня со свету сживет... Я даже собственной жены так не боюсь... Это женщина Божье наказание. Честно сказать, я жалею начальника... Надо же было так влипнуть... В цивилизованном порядке... Очень ему трудно... Но пусть этот разговор останется в этих стенах. Если она узнает лишит меня погонов... А у меня еще дети маленькие...
ЖЕНЩИНА: -Будь спокоен...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Откровенно сказать, мне о вас сначала дали совсем другую информацию... Но я сам все уточнил, и вижу что вы совсем другой человек. Помогаете бедным, писатель о вас книгу пишет... А начальник по-особенному вас уважает...
ЖЕНЩИНА: - Это он сам сказал?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ(самоуверенно) - Нет, я все узнал через собственные каналы. Я уже несколько лет работаю в этой области... Смотря на вас, сразу можно сказать что вы за человек. А как ваша подруга? Я говорю о соседке - танцовщицу...
ЖЕНЩИНА:- Неплохо... Пока жива-здорова...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Мне нравится такие изящные, нежные женщины. Не то что моя жена... (Пауза). Да... (Тяжко вздыхает). Эх-эх...
ЖЕНЩИНА: -А разве ваша жена не такая изящная?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Нет... Почему?... Дело не в этом... (Показывает на газету). Что-нибудь интересное пишут? Например о вас?...
ЖЕНЩИНА:- Про мой знак...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -У вас разве есть знак?...
ЖЕНЩИНА: -Конечно... А у вас разве нет?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Что у меня есть, чтобы это тоже было? Откуда взяться такому счастью? Ради Бога, прочтите что стало с вашим знаком?...
ЖЕНЩИНА (смеется): - Я родилась под знаком Скорпиона. Посмотрим, что пишут. (Читает)."Звезды говорят, ваш ждет большое и тяжелое испытание. Будьте терпеливы. Может возникнуть инцидент между начальством и вами. Лучше этот день провести дома... Для любви и развлечений день не очень подходящий. Решение серьезных планов отложите на некоторое время...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: А я о чем... У вас с вышестоящими инстанциями есть свзяи в цивилизованном порядке... Вас обо всем заранее предупреждают. Эти сведения поступают к вам по факсу, или как?...
ЖЕНЩИНА:- Нет, через Интернет...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Понял... То что знаете вы, я никогда не узнаю...

В дверь стучат.

ЖЕНЩИНА (подходит к двери): - Проходи, не стой на пороге!...

Появляется Соседка.

СОСЕДКА:- Я хотела пройтись по магазинам, подумала может и ты захочешь?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ(подходит к Соседке) - Здравствуйте, прелестное создание! Очень рад нашей встрече.
СОСЕДКА: - Здравствуйте. (Женщине). Ну что, пойдем?...
ЖЕНЩИНА: - Нет, звезды советуют, что сегодня лучше из дома не выходить, ни любовью, ни решением проблем лучше не заниматься...
СОСЕДКА: - Какая ты все-таки странная... Как так можно?... Давай немного пройдемся...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Эти сведения поступили сверху. Надо сначала уточнить факты, потом действовать... (Женщине). Не так ли?
ЖЕНЩИНА: - Все верно...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Если  не возражаете, я вам сделаю одно предложение в цивилизованном порядке...
ЖЕНЩИНА: - Пожалуйста...
СОСЕДКА: - Слушаем....
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Если советуют из дома не выходить, тогда лучше остаться. Я сейчас быстренько схожу на базар и куплю все необходимое. А потом посидим поговорим в цивилизованном порядке...
СОСЕДКА: - Не утруждайте себя.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Услужить вам для меня большая честь... Вы же не приказываете мне как жены некоторых людей... Вы цивилизованные женщины... Одну минуточку... Подождите...

Полицейский выходит. Появляется Юноша, который проигрывает патефон. Полицейский подходит к нему и что-то говорит. Юноша прокурчивает патефон. Женщина с Соседкой накрывают на стол; двигаются под ритм узыки... Полицейский возвращается с полной корзиной. Принесенные фрукты собирает в вазу. Звук мелодии постепенно утихает.

СОСЕДКА (Полицейскому) - Нам право неловко...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Это наш долг. (Пауза). Хорошо что она еще спит, отдыхает, иначе мне опять житья не будет...
ЖЕНЩИНА: - Кто? Кто спит?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Да так... Имею ввиду... Начальник начальника... Как только проснется, посыплятся задания, указания, приказы...
ЖЕНЩИНА:- Так ведь сам говоришь начальник начальника... так и должно быть... Кстати, из жены нашего начальника тоже хороший начальник получился бы. Со всеми разговаривает в повелительном тоне... Скорее бы продать этот дом...
ЖЕНЩИНА:- Зачем торопишься?... Или новые соседи тебя напугали?...
СОСЕДКА: - Нет, это не так... Просто я с такими людьми плохо лажу... Гордячка, невоспитанная, надменная...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Слушать вас, цивилизованных женщин для меня одно удовольствие. Не то что она. Ладно, давайте собиремся за столом... И вино у нас есть. Если захотите  вместе выпьем.
ЖЕНЩИНА: -Я не пью.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Как вы пожелаете. (Соседке). А вы?...
СОСЕДКА:- Я тоже не любительница...
ЖЕНЩИНА:- Вы пейте, не обращайте на меня внимания. Я сегодня должна быть терпеливой...
СОСЕДКА: -Почему?...
ЖЕНЩИНА: -Да. Я же сказала, звезды так говорят...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Надо выполнять указания вышестоящих.
ЖЕНЩИНА: - Да... А еще написано, что  с руководством надо быть осторожной...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Я не люблю пить... Но выпить с цивилизованными людьми считаю для себя долгом.
СОСЕДКА: - Спасибо за все приятные слова, сказанные в адрес женщин... Ведь теперь так редко встретишь людей, которые ценят наш труд...
ЖЕНЩИНА: - Ладно тебе... Мало жалуйся...
СОСЕДКА: - Может я не права...

Полицейский разливает вино.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - О Господи... Даст Бог, всему плохому придет конец... (Залпом пьет). Отличное вино... Выпейте... Советую...
СОСЕДКА(берет стакан) - Да, прекрасный аромат. (Пьет). Какая прелесть... (Женщине). Говоришь, чтобы я не жаловалась... А с кем мне еще поделиться... Может ты сама отлично живешь?... Я ведь знаю, с каким трудом ты зарабатываешь деньги...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Когда зарабатываешь для народа всегда трудно... Теперь заработать деньги цивилизованным путем невозможно...
СОСЕДКА: - Какой еще цивилизованный труд?... Разве себя, свое достоинство, свое тело продовать...
ЖЕНЩИНА: - Хватит! Прекрати!...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Не сердитесь... (Соседке). Кажется, вино начало на вас действовать.
ЖЕНЩИНА:- Да, это так... Она совсем не может пить...
СОСЕДКА: -Это я не могу пить?... Когда я пила вы еще на свет не родились... Оба... Я человек бывалый...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:- Слава Богу, вы прекрасно выглядите... Как-будто лебедь плывет...
СОСЕДКА (Кокетливо): - На самом деле?... Хотя нет, я уже постарела... Мое время прошло... (Показывая на Женщину). Сейчас слово за молодыми... Наше время прошло...
ЖЕНЩИНА (про себя): - Сегодня меня ждет тяжелое испытание... Я сегодня должна быть терпеливой...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: -Вам опять налить вино?...
СОСЕДКА: - Не возражаю...
ЖЕНЩИНА(про себя) - Сегодня не самое лучшее время для развлечений и любви... (Громко). Сегодня лучше не развлекаться.
СОСЕДКА: - Откуда знаешь?
ЖЕНЩИНА: - Откуда? Про Скорпиона было так написано...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ (наливает вино) - Скорпион? Какой Скорпион? Кто Скорпион?...
ЖЕНЩИНА: - Я... Я - Скорпион...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - А я тогда кто?... Вы цивилизованная женщина. Это мыы скорпионы-змеи... А еще... Ваши соседи - скорпионы...
СОСЕДКА: - Кто? Вы, случайно не обо мне говорите?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Нет! Боже упаси, только не вы. Ваша новая соседка... Я о начальнике начальника...
СОСЕДКА: - Выпьем за здоровье скорпионов...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Я хочу выпить за здоровье настоящих людей, а не за скорпионов!...
СОСЕДКА: - Пусть будет так! Выпьем!...

Полицейский и Соседка пьют.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Отлично!...
СОСЕДКА: - Мне стало гораздо легче...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - И мне... (Соседке). Разрешите вас пригласить на танец... В цивилизованном порядке...
СОСЕДКА:- Почему бы нет... Музыка!...

Полицейский выглядывает в окно. Юноша понимает его знаки и заводит патефон. Мелодия. Соседка и Полицейский танцуют. Женщина смотрит на них задумчивым взглядом. Музыка постепенно затихает. Кто-то неустанно кричит: "Помогите!".

ЖЕНЩИНА: (выглядывает в окно): - Что могло случиться?
СОСЕДКА: - Голос женский... Кажется похож на голос новой соседки...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: (выглядывает в окно): - Двор наполнился туманом. Пожар! Сильный пожар... Я пойду посмотрю, что случилось?... Может что-то горит?...

Полицейский уходит. Женщины выглядывают в окно. Виден дым, огонь.

ЖЕНЩИНА: - Кажется горит дом новых соседей...
СОСЕДКА: - Почему бы и нет... Дом, построенный на заработанные нечестным трудом деньги, должен превратиться в прах...
ЖЕНЩИНА: - Замолчи! Как ты можешь так говорить о человеке, которого совсем не знаешь...
СОСЕДКА: - Может, ты хорошо знаешь начальника и его красотку, раз так защищаещь?...
ЖЕНЩИНА: - Я уже сказала тебе: замолчи!...
СОСЕДКА: - Надо же так защищать людей, которых совсем не знаешь... (Пауза). А если огонь перейдет и на наш дом... Надо позвонить в пожарную.

Полицейский заходит... Звонит кому-то по мобильному телефону.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Да, товарищ начальник... Пожар... Да! Да! (Пауза). Жена на улице. Ребенок остался внутри дома (Пауза). Я? А что я могу сделать?... (Пауза) Нет, я не пьяный... Я? А что я могу сделать? Я ведь не пожарник? Слушаюсь, товарищ начальник, слушаюсь. (Снова куда-то звонит). Пожарная? Приезжайте, пожар! Адрес? Северная улица, семь. Дом начальника. Да, да, вы не ослышались, дом начальника!
ЖЕНЩИНА: - Что случилось?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Пожар... Ребенок остался внутри.

С улицы слышится голос женщины: "Помогите... Спасите моего ребенка... Соседи... Боже мой!" Все смотрят из окна.

ЖЕНЩИНА (подходит к двери, про себя): - Сегодня меня ждет тяжелое испытание... Скорпионы не должны выходить из дома.
СОСЕДКА (Женщине): - Куда ты идешь?...
ЖЕНЩИНА: - Надо спасать ребенка!...
СОСЕДКА: - Ребенка? Пусть спасает его мать!
ЖЕНЩИНА: - Разве ты не видишь, что она не в себе?! Ребенок задохнется, сгорит... Его жалко... Жалко...
СОСЕДКА: - Кого?...
ЖЕНЩИНА: То есть как кого? Ребенка... А хотя бы мужа этой женщины, отца ребенка, мать...
СОСЕДКА: - Если бы ты знала чего только не наговорила эта женщина о тебе?
ЖЕНЩИНА: - Мне все равно!...
СОСЕДКА: - На днях она сказала, что прогонит эту проститутку... То есть тебя. Даже хотела тебя посадить в тюрьму...  Все это она говорила мне, это не сплетни...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - И мне она такое говорила... Будто в этом доме живет испорченная, уличная женщина... А сама себя считает цивилизованной женщиной... Как-будто...
ЖЕНЩИНА: - Пусть говорят что хотят... Ничего. Ведь я не скрываю свою профессию...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Но у вас ведь чистая душа!
ЖЕНЩИНА: - Отпустите! Не мешайте мне!

Женщина оттолкнув их, подходит к двери. Почти бегом выходит во двор.

СОСЕДКА: - Она вошла в горящий дом.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:  - Из-за огня ничего невозможно различить...
СОСЕДКА: - Мне кажется она задохнется в дыму... Бедная девушка...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Такая чудесная женщина... Какая у нее должность? Где она работает?...
СОСЕДКА: - Должность?... Какая должность? Какая работа?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Я о работе... Место работы?... Звание? Чин?...
СОСЕДКА: - Ее красота - это и есть звание...

На улице слышен шум-гам. Ребенок кричит.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Да, она спасла ребенка.
СОСЕДКА: -Господи, не может быть! Она вся в огне. Лицо черное от гари... Она падает...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Я должен выйти ей помочь... Кажется, и начальник пришел...

Полицейский выходит.

СОСЕДКА (в сторону улицы) - Помогите ей! (Кричит) Снимите платье! Оберните в одеяло!... Она вся в огне!... Не слышите?... Хотя бы ребенок жив?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ (с улицы) - Жив! Жив!...
ЖЕНЩИНА (во двор): - Скорее вызовите врача!... Скорее! Скорее!...

Сначала входит Полицейский, держа запеленатого ребенка. Потом появляется Сосед. Он несет на руках Женщину. Ее одежда вся сгорела. Женщина стонет. Полицейский и Соседка плачут. Сосед уложив Женщину на кровать звонит по телефону.

СОСЕД (в трубку): - Больница?... Соедините с главным врачом! (Пауза). Здравствуйте, доктор! Да, это я. Дома случился пожар... Срочно надо оказать медицинскую помощь. (Пауза). Женщина и ребенок... Адрес? Северная улица, семь. Спасибо!...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ(качает ребенка на руках): - Слава Богу, жив.
СОСЕДКА(машет на лицо лежащей Женщины): - Лицо все сгорело... Она выздоровеет?...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Лишь бы она осталась жива? Красота не главное...
СОСЕДКА: - Она жила за счет своей красоты... После всего этого... кому она нужна с таким сгоревшим лицом?
СОСЕД: - Я все сделаю для того, чтобы она снова стала красивой. Ничего для этого не пожалею, все отдам. Все равно она душой была красивее всех...
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (с улицы): - Куда ты пропал? Ребенка надо доставить в больницу как можно скорее!...
СОСЕД: - Врач сейчас приедет... Никого нельзя трогать... Оба получили тяжелые ожоги!...
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (с улицы): Я не сказала тебе, уходи оттуда... Что тебе делать в доме этой бессовестной, проститутки?! Не слышишь?!...
СОСЕДКА: - Сама ты проститутка. Поняла?... Она ребенка твоего спасла! Тебе не стыдно? Кто из вас испорченная? Ты, которая оставила своего ребенка в горящем доме, чтобы спасти себя, или... или та, которая жизни не пожалела ради чужого ребенка? Кто из вас проститутка?... Прикрывающая прогнившую душу маской ангела или... или родившаяся ангелом, но ставшая жертвой людей-демонов? Кто проститутка?... (Показывая на Женщину). Ее единственная помощь в этой жизни - ее красота. А теперь она ее тоже потеряла... Теперь ей поможет только Бог!... Она что-то предчувствовала сегодня. (Пауза). Она говорила, что ее ждет тяжелое испытание. Ведь она родилась под знаком Скорпиона...

Входит Мужчина. С удивлением  смотрит на собравшихся людей, подходит к Женщине, встает на колени перед кроватью, рыдает. Полицейский, Женщина и Сосед потрясены. На улице слышен звук подъезжающей машины.

СОСЕД: - Кажется, скорая помощь приехала.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: - Да, это скорая помощь...
МУЖЧИНА: - Что случилось, кто-нибудь мне объяснит?... (Соседке). Кто довел ее до этого состояния?...
СОСЕД: - Я!

На улице Юноша проигрывает патефон. Мелодия. Сосед стоит, схватившись руками за голову. Полицейский стоит в оцепенении. Мужчина с удивлением смотрит на людей, собравшихся в комнате. Соседка подходит к кровати. Женщина с трудом поднимается с кровати... Но теряет равновесие, и чуть не падает... Сосед удерживает Женщину за плечи и не отпускает.

Музыка.

З А Н А В Е С



К О Н Е Ц






Перевела Ирада Исмайлова