Невоссоединенный иерусалим

Михаил Каплан
НЕВОССОЕДИНЕННЫЙ ИЕРУСАЛИМ
Несколько лет назад мне довелось остановиться проездом в городке Джексон, столице штата Миссисипи. Вечером, выйдя в гостиничный садик, я застал там еще одного постояльца. Мы познакомились. Это был турист из Германии средних лет, соскучившийся по общению.

Сперва беседа текла приятно, но вдруг он посерьезнел и с настоящей болью спросил меня:

– Скажите, что там у вас происходит?

Вспомнив о наших политических проблемах, я приготовился к пространному и малосодержательному ответу, но запнулся: в его взгляде читалось нечто другое.

– Когда уже вы построите Храм? Ведь в этом ваше предназначение, разве не так?

На мгновение я опешил, а затем сказал первое, что пришло мне в голову:

– Разве можно построить Храм, если на сердце у нас разруха?

В глазах моего собеседника появилась теплота, и я понял, как близко он принимает это к сердцу. Подумав немного, он предложил:

– Ну что ж, давайте отсюда и начнем. У нас еще много работы.

Спустя несколько минут мы распрощались, и больше я его не видел.

Без души
На днях по дороге в Иерусалим я вспомнил об этом эпизоде, и меня пронзило острое чувство – как будто все мы поражены бездушием. Совесть у нас подменяют больничные кассы и Социальное страхование – организации, достойные признания, но не доверия.

Вот что такое «разруха в сердце»: двери на запоре, а в доме разгром, улицы на месте, а города нет – ведь мы никак не связаны с его душой, с высшим, нетленным Иерусалимом.

Настоящий Иерусалим отстраивается в сердце, очищенном от развалин.

Причины и следствия
Сорок лет назад воздушные десантники освободили старую часть города и подарили народу надежду. С годами надежда превратилась в гордость, а гордость рассеялась, как дым, в вихре новых времен.

Сегодня Иерусалим дрожит свечой на ветру, сотрясается от толчков людской страсти и гнется к земле под напором политической близорукости. Величественные памятники древности и отшлифованные временем камни как будто напоминают о духе, который был здесь когда-то и исчез, оставив лишь мертвое наследие старины. Даже традиционная церемония в честь освобождения города вызвала в этом году протесты со всех концов земли.

Наука каббала объясняет, что всему в нашем мире есть высшая причина – духовный корень. Каждым процессом и каждым событием управляет сложная система скрытых от взора законов. В реальности не бывает ничего случайного или непредвиденного.

А еще каббала говорит, что внешние обстоятельства жизни проистекают из внутреннего состояния. Проблемы государства Израиль и его столицы являются прямым следствием наших духовных действий, а точнее, духовного бездействия.

Чтобы исправить ситуацию, нужно наполнить жизнь подлинным, духовным содержанием, в котором мы так нуждаемся. И помочь здесь может только наука каббала.

Центр мироздания
Каждый человек – это целый мир, мир желаний. В их числе есть желание, устремленное прямо к Творцу, и называется оно «Исраэль». Средоточие этого желания – «Иерусалим», а в нем расположен «Храм», самое высокое устремление человека. Без Храма высший Иерусалим пуст.

Чтобы поселиться в высшем Иерусалиме, нужно самим отстроить его, исправив эгоистические желания в своем сердце. Делается это поэтапно. Сначала человек возводит городскую «стену», ограждающую те его желания, которые обращены на отдачу другим. Однако он все еще остается снаружи и должен теперь искать «городские врата».

«Врата» – это особое место, вернее, особое свойство, свойство любви, которое необходимо обрести. Лишь тогда человек сможет вступить в город, все улицы которого ведут к Храму.

Так строится Иерусалим, раздвигая руины, проявляясь из тумана, заполняя пустоту. Его сила не в камнях, а в духе, и он действительно центр всего мира.

Вечность для всех
Иерусалим – вечный город. Мы в нем, а он в нас. Воссоединяемся мы – воссоединяется и он. В каббале название «Йерушалаим» означает «совершенный трепет» (йира шлема). Вместе достигнув высокого уровня отдачи, мы трепещем за то, чтобы всю свою любовь отдавать ближнему. Тогда нам раскрывается система высших законов, и наш Храм возносится ввысь, к совершенству.

Глядя на это единство, никто уже не спросит, что там у нас происходит. Наоборот, каждый человек тоже захочет построить Храм в своем сердце.